СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистическое ассорти"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в виде игры

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистическое ассорти"»

Викторина по русскому языку для 8-12 классов

«Лингвистическое ассорти»

Цель: привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как к учебному предмету, повысить общую языковую культуру учащихся, содействовать развитию логического мышления школьников.

Задачи:

-  формирование интереса к учебному предмету,

- повышение общей языковой культуры

- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;

- воспитание бережного отношения к родному слову.

  • Форма организации деятельности детей: лингвистическая игра для уч-ся 8-12 классов (2 команды по 6-9 человек)

Данная работа включает в себя задания для обучающихся с 8-12 классов (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Данную методическую разработку можно использовать  при организации предметной недели русского языка.. Данная работа не требует от учителя большой подготовки и позволяет задействовать в работе большой круг обучающихся.


Ход мероприятия.

 Организационный момент

Здравствуйте! Мы рады вас видеть и предлагаем вам принять участие в интеллектуальной игре «Лингвистическое ассорти».

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал Николай Михайлович Карамзин – русский историк, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук.

Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком.

Наша встреча пройдет в форме игры «Лингвистическое ассорти».

В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: 8-12 кл

И первым заданием будет дать имя своей команде, название команды должно непосредственно относиться к русскому языку.

Игра будет проходить в форме соревнования. Время, отведенное на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа.

1.КОНКУРС

1.А начнём мы с «Лингвистической разминки». Вам предстоит ответить на непростые вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Условия конкурса: ответы не выкрикивать, поднимать руку, а после отвечать.

Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Числительные)

Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

Назовите три слова, которые читаются одинакова слева направо и справа налево? (Тот, Шалаш, Боб, Анна, Казак)

В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)
Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Как образовалось слово спасибо? (Спаси Бог)

Как образовалось слово сегодня? (Сего «этого» дня)

2.КОНКУРС «Отгадай пословицу»

Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.

Сейчас я хочу предложить вам  ответить на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл. На выполнении задания дается 2 минуты.



Пока жюри подводит итоги 2 конкурса, мы перейдём к следующему под названием «Грамматическая арифметика».

3.КОНКУРС

Команды получают по три примера. Ваша задача решить примеры. За каждый, правильно решенный пример, команда получает по 1 баллу. Пример выполнения задания представлен на экране.

А наши зрители не скучают и продолжают зарабатывать жетоны для своих команд. Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы

Итак, первый вопрос.

В каком слове отрицание нет слышится 100 раз? (Стонет)

Что находится между горой и оврагом? (и)

Соединив название ноты с согласной буквой, мы получим название реки в России? (Дон)

Какой месяц самый короткий? (Май)

Название какого города говорит, что он «сердитый»? (Грозный)

Какая обувь в огне не рождается, огнём закаляется, долго носится, никак не сносится? (Подкова)

Сложишь – клин, разложишь – блин? (Зонт)

Какая одежда согревает душу? (Душегрейка)



4.КОНКУРС

3 конкурс подходит концу. Мы отдаем работы на проверку жюри.

А следующий конкурс называется «Образцовая речь»

1.Не зная орфоэпии

Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.



2.Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

3. Возил не шофер, а шофёр.

Не фарфор, а фарфор.

Был оглашен не приговор –

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску – не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

В задании, как вы уже догадались, нужно поставить верное ударение в словах. За каждое верное слово команда получает по 1 баллу.



5.КОНКУРС

Переходим к непростому и очень интересному конкурсу под названием «Строитель».

Вам нужно вставить слово, которое служило бы окончанием первого слово и началом второго. Пример представлен на слайде. За каждое правильное слово команда получает 1 балл.

Музыкальная пауза

6.КОНКУРС

Ребята, наша игра подходит к концу. И наш предпоследний

конкурс называется «В мире фразеологизмов».

Вам нужно из отдельных слов составить фразеологизмы, затем объяснить их значение. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Пока наши участники готовятся, давайте с вами, уважаемые зрители, вспомним удивительные легенды Древней Руси. Известно, что они подарили нашему языку много ярких высказываний. Что же означают некоторые из них?

Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы. (Филькина грамота)

До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее, не требовалось большого умения - горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела. (Проще пареной репы)

До революции на Руси было много монастырей, и каждый из них имел свой свод правил, который назывался уставом. Все монахи, живущие в монастыре, следовали только своему уставу. Если они переходили в другой монастырь, то должны были подчиняться и его уставу. Монахи, тысячами бродившие по Руси, и разнесли эту поговорку по свету. Теперь человеку, который, следуя своим привычкам, не подчиняется принятым нормам поведения, говорят… (В чужой монастырь со своим уставом не ходят)

Настало время командам озвучить свои результаты.

7.КОНКУРС

Наша игра подходит к концу. У нас остался финальный конкурс «Грамотей».

Каждой команде даётся текст. Вам нужно исправить все ошибки, выразительно прочитать высказывание и объяснить его смысл.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Слово предоставляется жюри для подведения результатов конкурса.

Награждение команды победителя и самого активного болельщика.





Подведены итоги,
Награды вручены.
Наша игра закончена,
Активны были вы.
От игр забавных к знаниям
Команды дружно шли,
Но главные победы, 
Конечно, впереди!
Желаем вам, ребята,
Счастливого пути!











































Конкурс «Строитель»



МЕ( )ОЛАД

ЖЕЛ( )СИН

ВАМ( )АМИДА

Конкурс «Строитель»



У( )ОВА

ГОР( )ОЛАД

КАБ( )ОШКО.































Конкурс №6 «В стране фразеологизмов»

Клевать носом.

Развесить уши.

На птичьих правах.

Тряхнуть стариной.

Ломать голову.

Прикусить язык.

Авгиевы конюшни.

Медвежья услуга.

Мухи не обидит.

Пальцем в небо.

У черта на куличках.

Шапочное знакомство.

Яблоко раздора.

Куры не клюют.

Кот наплакал.

Строить глазки.

Чесать языки.

Водить за нос.

Дамоклов меч.

Ахиллесова пята.

Нить Ариадны.

Мартышкин труд.

















Конкурс №4 «Образцовая речь»



Каталог, квартал, торты, банты, жалюзи, агент, балуюсь, тефтели, красивее, договор.











Конкурс №4 «Образцовая речь»



Мусоропровод, щавель, цепочка, феномен, мельком, звонит, свекла, экспорт, искра, кружева.



































Конкурс №7 «Грамотей»

Исправьте орфографию, расставьте знаки препинания, объясните смысл высказывания.

«Нам дан ва влодение самый багатый, медкий, магучый и па истене валшэбный руский изык. Изыку мы учемся и далжны учитца ниприрывна да паследних дней сваих»

(К. Паустовский)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Конкурс №7 «Грамотей»

Исправьте орфографию, расставьте знаки препинания, объясните смысл высказывания.

Изык эта история норода. Изык эта путь цэвелезацыи и культуры… Паэтаму то изученее и сбириженее русково изыка евляится не праздным зонтеем от нечиго делоть но носущнай ниобхадимастью.

(А. Куприн)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Конкурс №3 «Грамматическая арифметика»



РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта.

ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт.



Конкурс №3 «Грамматическая арифметика»



ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом.

СИЛА + ПЕНЬ = ? фрукт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!