Организация начала урока | Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. -Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. -Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. В чем заключается смысл этой притчи? (Вопрос классу) Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы иногда неумело пользуемся ее плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время. Всегда мы стоим перед выбором: как поступить, что сделать и как? Трудно сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее, когда от вашего выбора зависит судьба государства. Как вы думаете, какой главный выбор может делать гражданин, достигнув возраста 18 лет? - Я полагаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь? (Формируются личностные УУД) | Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Подготовка к основному этапу | Правильно о выборах. Тема урока «Выборы в демократическом государстве» Что вы должны знать, прежде чем пойти или не пойти на выборы? Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем занятии. А в конце нашего занятия подведем итог – готовы ли вы к этому сами. Перед вами все необходимое для работы (характеризуются документы по теме), а самое главное – это рабочий лист, информация, которая будет появляться в нем в течение урока, вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ (приложение 1) - Какие термины содержит тема нашего урока? -Что такое государство? Вспомним принципы демократического государства. Ребята, выберите, пожалуйста, какой из названных принципов, на ваш взгляд является главным? Правильно, власть народа реализуется через выборные органы власти. - А теперь последний термин «выборы» На листочках зеленого цвета есть выдержка из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Давайте найдем это определение и зачитаем (приложение 2) - Подчеркните в определении три слова, которые на ваш взгляд, будут выражать суть этого определения. Да, ребята, каждый из Вас прав, вот вы снова сделали свой выбор. Ребята, прежде чем продолжить работу, я прошу вас написать в рабочих листах, что каждый из вас хотел узнать о выборах, исходя из темы урока. Ребята, статья 3 Конституции Российской Федерации гласит: 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным? Я предлагаю в конце урока поставить вопросительный или восклицательный знак после фразы, которую вы видите на доске: Участие в выборах - это возможность управлять страной….. (Формируются познавательные, личностные, регулятивные УУД ) | Самостоятельное формулирование темы и цели урока Отвечают на вопросы: Прежде всего – что такое выборы в демократическом государстве, как они организуются и проходят, по каким принципам. Отвечают на вопросы учителя Работают с источником Обучающиеся определяют для себя свою цель урока | Организация актуализациии мыслительных операций, самостоятельное выполнение учебного действия. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Опираясь на ранее полученные обществоведческие знания, дополнительную информацию, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина (1 группа), общества (2 группа), государства (3 группа) Итак, я прошу представителей групп высказать свое мнение Однако, представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы. Как вы понимаете, что такое избирательная система?.... Ребята, не забывайте фиксировать в рабочих листах полученную информацию. В демократическом государстве граждане участвуют в выборах на основе главных принципов, прописанных в законодательстве. Давайте с вами, проанализировав ситуации и факты, сами определим эти принципы. -Ваша задача, работая в группах проанализировать предложенные факты и ситуации и сделать вывод, о каком принципе выборов идет речь (приложение 3) Анализ деятельности групп при котором, обучающиеся называют принципы и крепят их на доску Итак, мы сформулировали шесть неотъемлемых принципов избирательного права. Тогда возникает вопрос, в условиях какого процесса реализуются данные принципы? Используя учебник, установите последовательность этапов избирательного процесса. Из курса права вы знаете, что под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Иными словами, избирательная кампания включает все этапы избирательного процесса. Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно, для этого каждой группе предлагаю задания с теоретическими вопросами и информацией для размышления и практического применения, при этом вам рекомендовано использование материал учебника и дополнительную информацию из сети Интернет (приложение 4) Таким образом, мы вместе дали характеристику этапов избирательной кампании. Какой вывод вы можете сделать? Я напоминаю, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажоритарно-пропорционалъный (смешанный) типы избирательных систем. Мы уже знакомились со всеми типами избирательных систем. Предлагаю вам вспомнить особенности каждой из них, при этом остановиться на анализе достоинств и недостатков, прежде всего пропорциональной и мажоритарной систем. Итак, мы вместе проанализировали сущность, достоинства и недостатки типов избирательных систем, какой вывод можно сделать? Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? Я предлагаю посмотреть видеоролик, представляющий выступления кандидатов в Президенты и ответить на вопрос, тактика какого кандидата вам больше импонирует? Я предлагаю вам «нарисовать» политический портрет депутата Государственной думы. Какими качествами он должен обладать? (Формируются коммуникативные, познавательные УУД) | Работают по группам Выступление представителей от групп Ответы обучающихся Работа с рабочими листами Работа по группам с ситуациями Ответы обучающихся На интерактивной обучающиеся доске определяют последовательность этапов избирательного процесса. Работа в группах Ответы представителей групп на предложенные вопросы Выводы обучающихся Заполнение сравнительной таблицы Ответы обучающихся (приложение 5) Вывод обучающихся Просмотр видеоролика и беседа Индивидуальная работа | Организация групповой работы Организация беседы |
Подведение итогов урока | Ребята, настало время вернуться к фразе, которую вы видите на доске: Участие в выборах - это возможность управлять страной….. и поставить необходимы знак препинания ? или ! Ваше мнение… Спасибо, я с вами согласна «Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не хочет участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Свобода становится все более пассивной, и в 21 веке она может обернуться новым тоталитаризмом» Пятигорский А.М. Мне сегодня было приятно работать с вами, и я с удовольствием выставляю пятерки за активное участие, аргументированные ответы и правильность суждений…. (Формируются регулятивные УУД) | Обучающиеся высказывают свое мнение, делают вывод | |
Рефлексия | В начале урока, я предлагала вам написать в рабочих листах, что каждый из вас хотел узнать о выборах, исходя из темы урока. Вы достигли своей цели? Выслушиваются мнения учащихся…. Я напоминаю, информация в рабочих листах вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ. И в конце урока мне хотелось бы узнать, ваше мнение по поводу значимости выборов. Для этого я предлагаю вам провести своего рода референдум, в ходе которого вы выскажите свое согласие или нет с фразой «Участие в выборах – гражданский долг каждого, кто берет на себя ответственность за судьбу Отечества. А волеизъявление мы реализуем, отдавая свой голос за кандидата» Результаты голосования будут объявлены на следующем уроке. Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Живите с девизом: «Я за все в ответе!» Спасибо за работу, до свидания! (Формируются регулятивные , коммуникативные УУД) | Ответы обучающихся Голосование | Выдача бюллетеней (приложение 6) |