СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока в 6 классе "Авторская песня-прошлое и настоящее"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока в 6 классе по предмету "Музыка" по программе Г.П.Сергеевой по теме "Авторская песня-прошлое и настоящее"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока в 6 классе "Авторская песня-прошлое и настоящее"»

Конспект урока в 6 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критская

Предмет: музыка

Класс: 7 класс

Тема раздела : «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Тема урока: «Авторская песня- прошлое и настоящее»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: осознание связи музыки и литературы с жизнью: жизнь – источник музыки и литературы, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.

Задачи урока:

Образовательная: помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен; познакомить обучающихся с выдающимися представителями авторской песни: Д. Тухмановым, А. Розенбаумом, Ю. Кимом, В. Высоцким, Б.Окуджавой, О.Митяевым; ощутить интонации песен с помощью художественного восприятияи исполнения песен; определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же ценность авторской песни?; расширить представление обучающихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем;

Развивающая: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять, анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух, память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух;

Воспитательная: : воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре, истории русского народов, воспитывать чувства доброты, любви, чувство юмора, товарищества.

Планируемые результаты

-предметные: Знать: - историю возникновения и современных представителей авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни;

- имена авторов бардовской песни,

- выразительное и осмысленное исполнение авторских песен

-метапредметные : Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче

Личностные: Формировать художественный вкус. Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества

- познавательные УУД: знать жанры и особенности авторской песни.

-регулятивныеУУД: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

-коммуникативные УУД: выполнение творческого задания.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (чтение стихотворений, текста, пение, слушание, анализирование текста , рассуждение).

Необходимые технические оборудования: ноутбук, диски, фортепиано

Музыкальный материал: учебник 6 класс Г.П.Сергеева (стр.80-87), песни А.Городницкий «Атланты», песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна Победа», О. Митяев «Изгиб гитары желтой», Остихи поэтов В.Высоцкого ,Б.Окуджавы, А.Городницкого






Ход урока

1. Организационный этап

Звучит песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

- Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать с вами большую и интересную тему. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с вами с ещё одной гранью нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека. Скажите, пожалуйста, что за песня прозвучала в самом начале урока и кто ее автор? (ответы детей)

Вы незнакомы с этой песней? В таком случае у вас будет урок – открытие.

Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая песня «Изгиб гитары желтой» написанная еще в 1979 году Олегом Митяевым и, которая до сих пор не сходит со сцены.(Можно взять песню Б. Окуджавы "Возьмемся за руки ,друзья")

- как вы думаете какова будет цель нашего урока?

Цель нашего урока - ответить на вопрос,

что такое авторская песня, в чём её ценность?

3.Актуализация знаний.

Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Итак, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты.

4. Первичное усвоение новых знаний. - Кто же такие ваганты. Давайте познакомимся.

Дети читают:

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.

Слушание гимна «Гаудеамус». В этой песне прославляли академию и преподавателей-профессоров.



- Кто исполнял гимн? (хор)

- Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся а капелла)

- Какой характер гимна?

Учитель предлагает записать по одному слову, которое бы могло характеризовать музыку. Не соблюдая очередности, каждый ученик должен прочитать свой эпитет

(торжественно, возвышенно, хвалебно)

Звучит песня Д. Тухманова "Из вагантов»

Дети читают:

Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?

– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).

Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век.

Вторая половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

– Каких авторов-исполнителей вы знаете?

Дети отвечают на вопрос.

У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, , Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, любовь к Родине, защита Отечества.



Одним из основоположников бардовской песни стал Александр Городницкий.

Дети читают сообщение, стихи

Исполнение песни "Атланты"



Огромный вклад в развитие авторской песни внес поэт и композитор, бард Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. Дальше дети читают сообщение, стихи

Учитель: Послушаем песню «Мы за ценой не постоим» из к\ф «Белорусский вокзал»

Исполнение песни «Мы за ценой не постоим» Б.Окуджавы.

Учитель: Ребята, какими средствами выразительности передал композитор содержание песни? (маршевый характер, чёткий ритм, сдержанная и проникновенная интонация).

У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.

На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.

Познакомимся с творчеством еще одного знаменитого поэта, актера, барда В. Высоцкого.

Дети читают

Звучит фрагмент песни Высоцкого

В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум.


На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

Звучит песня А. Розембаума "Мы живы"



5.Первичная проверка понимания

Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос:

– В чем ценность авторской песни? Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?

Составление сенквейна на тему : "Авторская песня"

Учитель: Так в чём же ценность авторской песни? Ответим на вопрос нашего урока.

( в её искренности, доверии, с которым она звучит и которые вызывает у слушателей;

доступна для исполнения и восприятия любого человека; это ее индивидуальность, в каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме)

Учитель: Правильно, ребята. Авторская пеня – это настоящая поэзия и музыка, способная скупыми средствами выразить глубокие чувства. Напечатанные в виде стихов, такие песни многое теряют – они непременно должны звучать. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.



6. Первичное закрепление.

А теперь я предлагаю подумать и ответить, есть ли будущее у авторской песни?

Ответы и обоснование.

7.Информация о домашнем задании.

Каждой из групп предлагается подготовить презентацию, доклад об одном из бардов (В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Городницкий, А.Розенбаум, А. Макаревич, В. Цой, Б. Окуджава).



8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? (ответы учащихся).

И закончить наш урок мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни:

"Песенка об открытой двери..."

Когда метель кричит, как зверь,   
протяжно и сердито,  
не запирайте вашу дверь,  
пусть будет дверь открыта. 

И если ляжет долгий путь,  
нелегкий путь, представьте,  
дверь не забудьте распахнуть,  
открытой дверь оставьте.

И уходя в ночной тиши, 
без лишних слов решайте: 
огонь сосны с огнем души 
в печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена 
и мягкою – скамейка... 
Дверям закрытым – грош цена, 
замку цена – копейка!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!