СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Речевой этикет"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Речевой этикет" для 8-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Речевой этикет"»

Тема: Речевой этикет

Цели: - обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;

- познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).

Развивающая: - способствовать развитию культуры речи;

- развивать стремление учащихся активно, наравне со взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;

- дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.

Воспитывающая: - воспитывающая: воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийная система, нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.

Цели урока:

Обобщить знания по культуре речи, научить применять полученные знания в новых условиях;

Способствовать развитию культуры речи;

Дать возможность учащимся почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал;

Воспитывать уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.

Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Думаю, что все согласятся со мной, что эта тема стала необыкновенно актуальна в наши дни. К сожалению, бескультурье – часто встречающееся явление. Широкое понимание культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.

Сегодня в нашем разговоре примут участие:

- Доктор философских наук Маремов Ислам

- член – корреспонденты Академии наук Бесланеева Амили и Хамизова Дисана;

- профессор, Академии наук Шабазгериев Эльдар

Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.

Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем вопросов, звонков.

Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Маремов Ислам (ученику заранее дала выступление).

 Дорогие друзья! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.

 Недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на экране покажем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.

На экране: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте.

Учитель: Какое слово здесь неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).

Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо.

Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.

Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.

Профессор: Я хочу помочь ученикам.

На экране:

- Разрешите пригласить Вас на …

- Можно мне пригласить вас на …

Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.

Учитель: К нам поступил вопрос из зала.

Корреспондент Джульетта Казанчева: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!

Учитель:

Да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека. (варианты ответов детей).

Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.

На экране варианты вежливого отказа:

- Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.

- Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.

- Спасибо, мне сегодня нездоровится.

Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.

(Ребята парами встают и вежливо отказывают на приглашение)

Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Шабазгериеву Эльдару

 Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.

Вопрос из зала: Детская телестудия "Огонек". Редактор Митько Юлия.

-- Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, феномЕн. Как правильно, фенОмен или феномЕн? Спасибо!

Доктор филологических наук Шабазгериев Э.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.

На экране:

Звонúт – звóнит

творóг – твóрог

баловáть – бáловать

лОгин – логИн

срЕдства – средствА

красИвее – красивЕе

завИдно - зАвидно

Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.

Учитель: А теперь проверьте себя.

Игра: Найди ошибки; проверь.

На экране:

Я ложу книгу в портфель.

Написал письмо Марие.

Она закрыла лицо обоими руками.

Местов нет.

У меня много делов.



Звонок в передачу. Газета "Голос Чегема" корреспондент Марьяна Кумыкова. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!

Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Бесланеева Амили

Еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать…Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами".

Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.

Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?

Слайд на экране:

Объявление.

Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.

Верните щенка.

Обсуждение текста.

Учитель: - По такому описанию щенка можно найти?

- Чего не хватает в объявлении?

- Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).

Работа в группах.

Каждая группа составляет описание щенка по картинке.

Видео-вопрос: 1. При знакомстве с новыми людьми вам важно как они разговаривают?

2. Что для вас неприемлемо в речи? (сквернословие, мат, слова-паразиты)

Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газеты и журналы, различные паблики в социальных сетях. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.

Так, наши ребята участвуют в конкурсе сочинений «ЯБрайлист», где они делятся своими впечатлениями о том, как круто владеть рельефно-точечным шрифтом. Ознакомиться и проголосовать за них можно по #ЯБрайлист в социальной сети во Вконтакте.

Наш уже выпускник Конихов Алим участвовал в поэтическом конкурсе со стихотворением собственного сочинения, где был отмечен грамотой.

Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишете интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.

Учитель: Так как же можно бороться с неграмотностью? На этот вопрос нам ответит Хамизова Дисана.

Боюсь, ответ на этот вопрос будет самым банальным: читать классическую и современную русскую литературу, которая была и остаётся одним из важнейших ИСТОЧНИКОВ языковых норм. Чтение не только развивает словарный запас, но и позволяет запомнить написание многих слов, орфография которых не поддаётся проверке на современном этапе развития языка. Кроме того, нужно следить за своей речью и в случае затруднений обращаться к словарям и вообще воспитывать в себе привычку пользоваться справочниками и научной литературой, в которой отражены самые разные нормативные критерии устройства и функционирования языка.

Учитель:

Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.

Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".

Рефлексия:

  • Ребята, вам понравился урок? Чем?

  • Узнали что-то новое? Что?

  • Будем использовать в своей речи вежливые слова и обороты?

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Речевой этикет при общении по телефону».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!