Тема: Речевой этикет
Цели: - обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;
- познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).
Развивающая: - способствовать развитию культуры речи;
- развивать стремление учащихся активно, наравне со взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;
- дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.
Воспитывающая: - воспитывающая: воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная система, нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.
Цели урока:
Обобщить знания по культуре речи, научить применять полученные знания в новых условиях;
Способствовать развитию культуры речи;
Дать возможность учащимся почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал;
Воспитывать уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.
Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Думаю, что все согласятся со мной, что эта тема стала необыкновенно актуальна в наши дни. К сожалению, бескультурье – часто встречающееся явление. Широкое понимание культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.
Сегодня в нашем разговоре примут участие:
- Доктор философских наук Маремов Ислам
- член – корреспонденты Академии наук Бесланеева Амили и Хамизова Дисана;
- профессор, Академии наук Шабазгериев Эльдар
Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.
Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем вопросов, звонков.
Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Маремов Ислам (ученику заранее дала выступление).
Дорогие друзья! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.
Недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на экране покажем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.
На экране: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте.
Учитель: Какое слово здесь неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).
Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо.
Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.
Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.
Профессор: Я хочу помочь ученикам.
На экране:
- Разрешите пригласить Вас на …
- Можно мне пригласить вас на …
Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.
Учитель: К нам поступил вопрос из зала.
Корреспондент Джульетта Казанчева: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!
Учитель:
Да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека. (варианты ответов детей).
Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.
На экране варианты вежливого отказа:
- Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.
- Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.
- Спасибо, мне сегодня нездоровится.
Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.
(Ребята парами встают и вежливо отказывают на приглашение)
Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Шабазгериеву Эльдару
Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.
Вопрос из зала: Детская телестудия "Огонек". Редактор Митько Юлия.
-- Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, феномЕн. Как правильно, фенОмен или феномЕн? Спасибо!
Доктор филологических наук Шабазгериев Э.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.
На экране:
Звонúт – звóнит
творóг – твóрог
баловáть – бáловать
лОгин – логИн
срЕдства – средствА
красИвее – красивЕе
завИдно - зАвидно
Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.
Учитель: А теперь проверьте себя.
Игра: Найди ошибки; проверь.
На экране:
Я ложу книгу в портфель.
Написал письмо Марие.
Она закрыла лицо обоими руками.
Местов нет.
У меня много делов.
Звонок в передачу. Газета "Голос Чегема" корреспондент Марьяна Кумыкова. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!
Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Бесланеева Амили
Еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать…Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами".
Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.
Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?
Слайд на экране:
Объявление.
Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.
Верните щенка.
Обсуждение текста.
Учитель: - По такому описанию щенка можно найти?
- Чего не хватает в объявлении?
- Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).
Работа в группах.
Каждая группа составляет описание щенка по картинке.
Видео-вопрос: 1. При знакомстве с новыми людьми вам важно как они разговаривают?
2. Что для вас неприемлемо в речи? (сквернословие, мат, слова-паразиты)
Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газеты и журналы, различные паблики в социальных сетях. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.
Так, наши ребята участвуют в конкурсе сочинений «ЯБрайлист», где они делятся своими впечатлениями о том, как круто владеть рельефно-точечным шрифтом. Ознакомиться и проголосовать за них можно по #ЯБрайлист в социальной сети во Вконтакте.
Наш уже выпускник Конихов Алим участвовал в поэтическом конкурсе со стихотворением собственного сочинения, где был отмечен грамотой.
Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишете интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.
Учитель: Так как же можно бороться с неграмотностью? На этот вопрос нам ответит Хамизова Дисана.
Боюсь, ответ на этот вопрос будет самым банальным: читать классическую и современную русскую литературу, которая была и остаётся одним из важнейших ИСТОЧНИКОВ языковых норм. Чтение не только развивает словарный запас, но и позволяет запомнить написание многих слов, орфография которых не поддаётся проверке на современном этапе развития языка. Кроме того, нужно следить за своей речью и в случае затруднений обращаться к словарям и вообще воспитывать в себе привычку пользоваться справочниками и научной литературой, в которой отражены самые разные нормативные критерии устройства и функционирования языка.
Учитель:
Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".
Рефлексия:
Ребята, вам понравился урок? Чем?
Узнали что-то новое? Что?
Будем использовать в своей речи вежливые слова и обороты?
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Речевой этикет при общении по телефону».