СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий тематического вечера «Карл Фаберже. Король ювелиров»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический вечер об основателе русской ювелирной школы Карле Фаберже. В ходе мероприятия ребята узнают, чем этот человек прославил Россию, о деле всей его жизни и о его судьбе.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий тематического вечера «Карл Фаберже. Король ювелиров»»

Тематический вечер «Карл Фаберже. Король ювелиров»

(для обучающихся 9Б, 10А, 11А классов)

Дата проведения: 02.12.20

Место проведения:

Время проведения:

Составила и провела:

воспитатель Скворцова Л.М.;

Цели: 
1. Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся, инициативности, любознательности, коммуникативности;

2. Воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно оценивать свои и чужие знания

Задачи:

-образовательные: углубить и закрепить знания в области культурного наследия; обогатить лексический запас учащихся;

-развивающие: развитие умения применять на практике полученные знания; развитие любознательности и познавательного интереса; развитие ассоциативного мышления, памяти, внимания, воображения; развитие сообразительности, быстроты реакции в принятии решений; совершенствование речевых навыков, умения обосновывать и аргументировать свою точку зрения; развитие творческой активности детей; развитие коммуникативных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности.

Оборудование: 
- ноутбук, компьютер или телефон;

Форма проведения: тематический вечер


Ход мероприятия


Слайд. Ребята, здравствуйте. Тема нашего воспитательского часа сегодня – «Карл Фаберже. Король ювелиров». Почему я выбрала для вас эту тему?

Слайд. Во-первых, совсем недавно, в Москве в Выставочном зале Успенской звонницы Патриаршего дворца была организована выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». Сейчас, к сожалению, выставка закрыта для посещения. Будем надеяться, что когда-нибудь мы все-таки увидим своими глазами творения этого великого мастера.

А, во-вторых, и это самое главное, этот человек прославил Россию. Именно Карл Фаберже, в жилах которого текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, заложил в Санкт-Петербурге российскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Чем и как он заслужил такое признание? Давайте, по порядку…

Слайд. Его отец, Густав Фаберже, в 1842 году открыл свой ювелирный магазинчик в Санкт-Петербурге. Он был настоящим мастером, а потому клиентов у него было достаточно. Волновало Густава лишь одно: он мечтал о сыне, которому сможет в будущем передать свое дело. Мечты начали сбываться, когда весной 30 мая 1846 года в северной столице рождается первенец – Петер Карл Фаберже.

Слайд. Художественные способности у Карла обнаружились еще в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию.

Далее Карл получил ювелирное образование в Германии, а экономическое — во Франции, и отправился по свету. Несколько лет прошло в путешествиях по Европе, где он изучал искусство работы с драгоценными металлами венецианцев, мастерство саксонских камнерезов и французских эмальеров.

Молодой Фаберже не пропускал ни одного приёма, ни одной выставки, знакомился с молодыми талантами. Лучшие мастера сразу получали приглашение в Санкт-Петербург.

В 1872 году Густав Фаберже передал 25-летнему сыну полномочия и тот стал главой петербургской фирмы. Компания стала расти, в штате было около сотни специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. Себе он оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи.

Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки.

Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание монарших особ: императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Вскоре Фаберже получил от императора свой первый заказ. Слайд.

Яйцо Фаберже, с которого все началось. Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.

Накануне Пасхи в 1885 году Карл принес Александру III изысканное творение. Яйцо получило название «Курочка». Изделие выглядело с виду просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.

Слайд. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества». Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».

С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу. Позже эту традицию перенял следующий правитель - император Николай II. Слайд. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах - для своей овдовевшей матери и супруги.

Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым как по внешнему виду, так и по содержимому, и напоминало о каком-либо знаковом для империи событии. На рубеже XIX - XX вв. фирма Фаберже начала выпускать яйца с заводными механизмами. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья. Сколько их осталось на сегодняшний день не назовет никто. Только императорских пасхальных яиц осталось 54 экземпляра, а ведь были еще и частные заказы. Посмотрим же, ребята, как устроены яйца Фаберже изнутри…Видео

Слайд. В 1898 г. Карл Фаберже купил дом 24 на Большой Морской улице. Хозяин заказал перестройку дома - фасад дома решен в стиле модерн. Слайд.

Слайд. На первом этаже располагался торговый зал золотых и бриллиантовых вещей с дубовыми прилавками, выше – мастерские ювелиров, работавших на Фаберже, оборудованные по последнему слову техники, и 15-комнатная квартира хозяев. На самом верхнем этаже находилась художественная студия. Слайд.

Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире.

Слайд. Семейный бизнес разросся, в его многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих, и во главе каждой мастерской встал яркий талант. Там же работали и его четыре сына. Карл Фаберже поднял семейный бизнес до небывалых высот.

Что же уникального было в изделиях Фаберже? Прежде всего идея. Это не просто драгоценности, искусно ограненные, - это настоящие произведения искусства. Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры.

Слайд. Карл Фаберже открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы - горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Видео

Слайд. Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается невоспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных полосок, «елочки», чешуек, зигзагов. Никто, даже зная технологию выполнения, не мог повторить подобное.

Слайд. Международные выставки также способствовали известности фирмы. В 1900 г. в Париже, Фаберже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров», а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона.

Быстро развивающаяся экономика России создала новый класс предпринимателей. Изделия Фаберже пользовались огромным успехом у финансистов и промышленников, крупных землевладельцев и аристократии. Были открыты три филиала фирмы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

Карл Фаберже - последние годы

Слайд. Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо было преподнесено Николаю II в 1916 году и называлось оно, выполненное в виде снаряда, «Стальное».

Слайд. Октябрьская революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Фаберже велел сворачивать производство в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи.

В 1918 году царский ювелир, опасаясь ареста и расстрела, сначала бежит в Ригу, а затем в Европу. Долго не мог нигде осесть: сначала остановился в Латвии, потом переехал в Германию.

Основную массу изделий и драгоценностей новая власть конфисковала. Сам Фаберже и его сыновья смогли сохранить только малую часть своих богатств, которую успели вывезти за границу.

После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней...».

Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара. Заниматься любимым делом в Европе не получилось. Поднимать все заново уже не было сил, да и средств не хватало, и в 1920 году Карл Фаберже умирает от болезни сердца в Швейцарии, вдали от родины и своих творений. Ему было 74 года. Похоронен в Каннах. Вместе с его смертью заканчивается и блестящая эра «Фаберже».

История ювелирных драгоценностей «Фаберже». Личный архив Карла Фаберже исчез в революцию. А история ювелирных шедевров с клеймом фирмы Фаберже достойна стать сюжетом настоящего приключенческого, а то и детективного романа!

Для хранения ценностей в доме на Морской улице использовали огромный блиндированный (защищенный стальной броней) сейф-лифт берлинской фирмы "Арнхайм", который на ночь поднимали на уровень второго этажа и держали под током. Фирма предоставляла своим постоянным покупателям возможность хранить свои драгоценности в сейфе. После Февральской революции, когда в Петрограде начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин свои драгоценности.

В марте 1918 года, после принятия Совнаркомом декрета о защите собственности иностранцев, Карл Фаберже сдает свой дом в аренду швейцарской миссии. В доме поселился и посол Швейцарии господин Одье. Плату за аренду Фаберже не назначал, но попросил только принять на хранение шесть чемоданов и саквояж с драгоценностями.

На драгоценности была составлена двадцатистраничная опись (указывались товарный номер изделия, его наименование, наличие драгоценных камней и цена на 1913 год). Копия этого списка, хранящаяся в архиве правнучки Карла Густавовича Татьяны Федоровны Фаберже, дает представление о стоимости вещей в саквояже - 1 603 614 золотых рублей.

В конце октября господину Одье стало известно о готовящемся на миссию налете, и посол приказал перенести 27 чемоданов (среди них и шесть фабержевских) и саквояж с драгоценностями в норвежское посольство, где их оставили под охраной двух швейцарских студентов.

Но здание посольства не избежало налета, уже на вторую ночь чемоданы и саквояж были украдены. Через две недели — 12 ноября 1918 г. Швейцария разорвала дипломатические отношения с Советской Россией и Одье вместе с миссией покинул Петроград.

Можно выдвинуть разные предположения: они были украдены бандитами или это была операция ЧК. Так или иначе “ювелирка” из похищенного саквояжа Фаберже, цветы, камнерезные фигурки из питерского дома Фаберже и предметы, конфискованные в московском магазине, на долгие годы как в воду канули.

Куда исчезли сокровища фирмы «Фаберже»? Некоторые магазины и тайники были ограблены. Остальное было конфисковано новым правительством. Наркомат внешней торговли СССР часть конфискованных шедевров продавал в 20-30-е годы за «копейки», по сегодняшним меркам, в Великобританию, Германию, США, чтобы наполнить казну молодого государства. Остальная часть ювелирных драгоценностей находилась в хранилищах Гохрана.

Если взять конец 20-го начало 21 века, то время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на выставках, а также на мировых аукционах, где уходят к покупателям за миллионы долларов.

Однажды…в 1989 году на аукционе “Сотбис” было выставлено миниатюрное - семь сантиметров высотой - золотое кресло в стиле Людовика XV. Его купил за 70 тысяч долларов журнал “Форбс”. По документам семейного архива Татьяной Федоровной Фаберже было установлено, что кресло было изъято из московского магазина.

В последующие двенадцать лет ежегодно на аукционах выставлялось от пяти до десяти московских изделий, которые раньше никто из западных коллекционеров не видел. Вещи “свежие”, невооруженным глазом видно, что в быту ими не пользовались”.

В 1995 году на аукционе “Сотбис” был выставлен папиросник Фаберже. В аннотации указывалось, что папиросник из двухцветного золота с сапфировой застежкой, имеющий инициалы главы мастерской Альберта Хольстрема и Фаберже, был изготовлен в Санкт-Петербурге в 1908 году. Приводился инвентарный номер изделия - 26 662. Папиросник тут же приобрел известный западный коллекционер Джон Трайна.

Когда Татьяна Фаберже по документам семейного архива стала устанавливать происхождение изделия… изумлению не было предела. Оказалось, что папиросник за этим номером стоимостью 2599 рублей находился вместе с другими вещами в саквояже, похищенном из норвежского посольства в 1918 году!

Узнать, кто выставил папиросник на аукционе, они даже не пытались, так как это дело бесполезное - аукционные дома “Сотбис” и “Кристи” никогда не выдают имен своих клиентов.

Возвращение в Россию. В 2004 году российский предприниматель и миллиардер Виктор Вексельберг за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Музей Фаберже открылся в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга в 2013 году. Главная ценность музейной экспозиции — девять императорских пасхальных яиц, созданных мастером для двух последних русских императоров. В коллекции и множество изящных вещиц, что продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые вещицы, что меняли вкус целой эпохи.



ВИКТОРИНА

Как звали ювелирного мастера каком городе родился Карл Фаберже?

Какой император сделал первым заказ ювелирному мастеру?

Что заказал император Карлу Фаберже?

Как называлось это яйцо?

Какие привилегии и звание получил Карл Фаберже?

В каком городе жил и работал Карл Фаберже?

На какой улице находится его дом?

Что было необычного в доме Фаберже?

Куда на ночь убирались драгоценности в доме?

На какой улице сейчас находится «Музей Фаберже», в каком городе?

Что необычного было в яйцах фирмы «Фаберже»?

В каком году Карл Фаберже покидает Россию?

Смог ли он поднять свое дело за границей?

Где похоронен Карл Фаберже?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!