Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к Государственной Итоговой Аттестации
Государственная итоговая аттестация (ГИА) – основной обязательный экзамен в Российской Федерации для обучающихся 9-х (ГИА-9) и 11-х (ГИА11) классов по образовательным программам среднего общего образования.
Плохо сдать экзамен может даже самый подготовленный выпускник. Виной может быть излишняя нервозность и страх, которые непредсказуемо могут проявиться во время экзамена. Чтобы избежать неудач, необходимо минимизировать факторы, которые оказывают психологическое давление. Часто для мотивации детей взрослые начинают пугать их тем, что случится что-то страшное, если они получат низкие баллы, или будут неуспешны в жизни, если плохо напишут контрольную. В результате школьники невротизируются и подходят к экзаменам в тяжелом психологическом состоянии. Они издерганы, напуганы, не чувствуют в себе сил решить даже простую задачу, уверены, что провал равен жизненной катастрофе. В таком состоянии трудно собраться и хорошо сдать экзамены.
В настоящее время актуальной проблемой в системе школьного образования является формирование психологической готовности учащихся к прохождению ГИА. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в процессе подготовки и непосредственного прохождения ГИА у обучающихся возникают определенные психологические трудности, которые могут повлиять на результаты экзаменов и, следовательно, на успешную реализацию профессиональных и жизненных планов. Таким образом, психологическое сопровождение обучающихся 9-х и 11-х классов при подготовке к ГИА является одной из задач психолого-педагогической службы.
Цель: организовать психолого-педагогическую поддержку всем участникам образовательного процесса при подготовке и сдаче ГИА.
Задачи:
1) познакомить учащихся с особенностями и процедурой ГИА для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
2) научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче ГИА;
3) помочь обучающимся развить умение адекватно оценивать и распределять свои ресурсы во время подготовки и прохождения ГИА;
4) повысить самооценку обучающихся, их уверенность в себе;
5) создать позитивный психологический настрой у педагогов и родителей во время подготовки и проведения ГИА.
Субъекты плана: обучающиеся 9-х и 11-х классов, родители, педагоги.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Принципы формирования плана психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГИА
В основу формирования плана психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса положены следующие принципы:
- комплексность,
- непрерывность,
- междисциплинарность,
- приоритет интересов ребенка,
- командный подход,
-согласованная работа всех специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, учителей-предметников и др.
Практикум по составлению плана работы по сопровождению
обучающихся «группы риска» ( 9 кл., 11 кл.)
Из предложенных , выберите направления работы:
(профилактическое, диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, информационное……)
Субъекты, на которые направлено действие:
обучающиеся, учителя-предметники, родители.
Выберите виды работы:
1) психологическое консультирование – работа по индивидуальному запросу с целью разрешения конфликтов, трудностей, проблем, возникающих в процессе подготовки к ГИА;
2) групповые тренинги – психологическое просвещение участников образовательного процесса о методах, способах и стратегиях подготовки к ГИА;
3) собрания (педсоветы, родительские собрания) – решение основных задач психологического сопровождения подготовки в ГИА;
4) информационные материалы (памятки, брошюры, тематические стенды) – информационная поддержка участников образовательного процесса при подготовке к ГИА.
5) календарные праздники;
6) контроль.
4. Выберите меропрития и т.д.
5. Дополните план мероприятиями и планируемыми результатами.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПО ГРУППАМ ПЛАНА СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.
Банк рекомендаций по работе с учениками группы риска
Как классный руководитель может развить мотивацию учиться Психолого-педагогические рекомендации выпускникам ГИА - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ГИА. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей
Найдите сильные стороны личности каждого обучающегося: в чем учащийся делает успехи, при каких условиях, как он сам относится к своим успехам и т.д. – и попробуйте представить, как данные особенности могут помочь ему при прохождении ГИА.
При индивидуальном общении с обучающимся делайте акценты на позитивных сторонах его личности для укрепления его самооценки.
Помогайте учащимся осознавать характер их ошибок и помогайте находить стратегии их преодоления.
Поддерживайте конструктивную мотивацию у обучающихся к успешной сдаче экзаменов.
Подробно расскажите обучающимся о процедуре ГИА: как будет проходить сам экзамен и каковы критерии оценок, чтобы у каждого из них сформировалось четкое представление о прохождении экзамена и о том, как именно нужно распределить свои ресурсы на самом экзамене, чтобы получить необходимый результат.
Во время подготовки обучающихся к ГИА учитывайте их индивидуальные особенности (темп освоения нового материала, основной канал восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический), характер активности на уроке и т.д.) и выстраивайте ваши взаимодействия в соответствии с ними.
Выясните представления каждого учащегося в отношении результатов прохождения ГИА, попробуйте вместе поставить действительно реалистичные цели и начать планомерную подготовку к ним.
Будьте чуткими к эмоциональному фону учащихся и, при необходимости, направляйте их к психологу.
Как родители должны поддерживать детей в период подготовки к экзаменам
Постоянно напоминайте родителям о том, как важно поддерживать ребенка в стрессовых ситуациях. Говорите о том, что необходимо реалистично оценивать способности детей и не требовать от них того, чего они не в состоянии сделать.
Рекомендуйте родителям что имеем сейчас, какие есть ресурсы, что можно с этим сделать посмотреть на ситуацию подготовки к экзаменам под таким углом:. Подобные беседы необходимо проводить не только с родителями выпускников, но также с требовательными родителями, которые ругают детей за плохие оценки.
Проведите тематическую онлайн- или офлайн-беседу с родителями на тему подготовки к экзаменам и общей успеваемости. Дайте им рекомендации, которые помогут наладить комфортные условия для учащихся. Также разошлите родителям памятку «Как поддерживать ребенка в период подготовки к экзаменам».
Психолого-педагогические рекомендации родителям
Уважаемые родители! Психологическая поддержка является одним из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в подготовке и прохождении Государственной Итоговой Аттестации (ГИА). Как же Вы можете поддержать своего ребенка в действительно непростой период его жизни?
Не превышайте значимость успешного прохождения ГИА для Вашего ребенка. Он может и не сдать ее, но при этом все равно останется Вашим ребенком, поэтому не допускайте, чтобы Ваши отношения испортились;
Но в тоже время – не переставайте время от времени контролировать подготовку Вашего ребенка к экзаменам: он должен понимать свою ответственность и всю серьезность ГИА;
Постарайтесь создать все условия Вашему ребенку, подходящие для планомерной и комфортной подготовки к экзаменам;
Скорее всего, на каком-то этапе ребенку может потребоваться именно Ваша помощь – окажите ее;
Соблюдайте сами и научите ребенка соблюдать режимы работы и отдыха. Понаблюдайте за ребенком и выработайте вместе с ним план дневной подготовки к экзаменам и план отдыха, как ночного, так и дневного;
Постарайтесь заинтересовать ребенка теми предметами, которые он будет сдавать. По разным причинам интерес даже к давно понравившимся предметам, не говоря о тех предметах, которые ребенок сдает по принуждению, начинает угасать, поэтому очень важно постоянно искать «точки вдохновения»;
Помните, что основная Ваша задача – снизить тревожность Вашего ребенка и обеспечить ему подходящие условия для подготовки к экзаменам.