СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Речевой марафон»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой разработку сценария  внеклассного мероприятия «Речевой марафон»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Речевой марафон»»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Речевой марафон»

Задачи:

- профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- создание условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

- воспитание личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Правила игры: соревнуются две команды. Игра состоит из шести конкурсов. За правильный ответ даётся один балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Приветствие участников, представление команд.

Просмотр серии из юмористического журнала «Ералаш».

2. Основная часть.

- Скажите, в чем главная мысль ролика?

- А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь?

- Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослый по-прежнему ее не понимали бы.

- Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое?

Слова- паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.

Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный

Конкурс «Паразитариум»

Командам нужно записать как можно больше слов-паразитов. За каждое слово 1 балл. Время выполнения 3 минуты.

Конкурс «Сленговые слова»

Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением. Время выполнения 5 минут.

Прикинь –

Базар –

Прикид –

Тусить –

Предки –

Бро

Батл –

Фиолетово –

Замутить –

Глюк –

Шухер-

Краш–

Го –

Фейк –

Няшно –

- Следует отметить, что нынешние молодые люди не всегда понимают старшее поколения, ведь они часто в своей речи используют фразеологизмы, значение которых молодые люди не всегда знают.

Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Сейчас проверим, как вы знаете фразеологизмы?

Конкурс «Восстанови фразеологизм»:

- Запретный плод…. (сладок)

- Волк в овечьей… (шкуре)

- Нужен как собаке… (пятая нога)

- …. Скребут на душе (кошки)

- Как с … вода (гуся)

- Прожужжать …. (все уши)

- Вертится как … (белка в колесе)

- По горячим … (следам)

- Обвести … (вокруг пальца)

- Зарубить … ( на носу)

Конкурс «Конкурс капитанов»

Капитанам команд предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Готовятся два конверта с заданиями, и капитаны сами выбирают себе конверт. Примеры в конвертах разные. Время подготовки капитанов – 7 мин. При исправлении ошибок капитаны должны сначала прочитать неправильные варианты, а затем – исправленные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Команда 1.

Исправьте предложения.

1. Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамен.

2. Писатель идет в одну ногу со своим временем.

3. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала.

4. Не везде еще местная интеллигенция повернула лицо к очагам культуры.

5. Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы, подметить в каждом только одному ему присущую изюминку.

Ответы: 1. …без пяти минут повар. 2. …идет в ногу со временем. 3. …где не ступала нога человека. 4. …повернулась лицом. 5. …подметить в каждом питомце изюминку.

Команда 2.

Исправьте предложения.

1. Необходимо уделить самое серьезное значение делу повышения производительности труда на заводе.

2. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование примеров, взятых из жизни.

3. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами.

4. Как говориться, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как маленький пузырь.

Ответы: 1 …уделить внимание. 2. …производит эффект. 3. …давайте говорить о наболевшем. 4. …чем дальше в лес, тем больше дров. 5. …лопнула, как мыльный пузырь (вариант: рассыпалась, как карточный домик).

Конкурс «Шуточные вопросы».

1. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

(Бежать со всех ног).

2. Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат «вверх ногами»).

3. Существует фразеологизм «повесить нос», т.е.приуныть. А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? (Музыканты, подскажите! Повесить нос на квинту).

4. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

(Знать как дважды два).

Конкурс «Как об это говорят?»

1. Об очень большой тесноте в помещении? (Яблоку негде упасть)

2. О полной тишине. (Слышно, как муха пролетает)

3. О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного. (Первая ласточка)

4. Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился).

5. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут).

6. О том, к чему трудно придраться. (Комар носа не подточит)

3. Подведение итогов, подсчёт очков.

Сегодня мы выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников. А вот употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, живописной и выразительной. Поэтому их часто используют мастера слова.

Дорогие учащиеся! Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять.

Рефлексия «Рефлексивная мишень»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!