СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "Праздник леса"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по биологии  для обучающихся среднего звена

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Праздник леса"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа № 1»

Ярцевского района Смоленской области












СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА


«ЮНЫЕ ХРАНИТЕЛИ ЛЕСА»















Автор:

Малешкина Юлия Леонидовна,

учитель биологии


















Цели:

  1. Обобщить знания обучающихся начального и среднего звена о лесе родного края.

  2. Активизировать познавательный интерес к изучению растительного и животного мира Смоленщины.

  3. Актуализировать экологические проблемы леса.

Возрастная категория: обучающиеся 4-6 классов

Место проведения (варианты): актовый зал школы, помещение лесхоза, школьный двор (в случае благоприятных погодных условий)

Оборудование:

  1. Магнитофон, ноутбук и записи музыкальных композиций.

  2. Комплект для демонстрации презентации (слайды – фото леса в разные времена года, его обитатели).

  3. Стеллажи для демонстрации детских работ: рисунки, фотографии, плакаты, поделки из природного материала.

  4. Столы с номерами и стулья для команд.

  5. Стулья для болельщиков и членов жюри.

  6. Набор карточек с изображениями ясной погоды, дождя, мороза по количеству команд.

  7. Рулоны бумажных полотенец по количеству команд.

  8. Листы бумаги и ручки по количеству команд.

  9. Бланк, разделённый на 6 частей. Каждый сектор имеет надпись (названия лесных животных, лесных растений, грибов). К бланку прилагаются такого же формата, как и части бланка, карточки с изображением указанных животных, растений, грибов. Для усложнения задания можно приготовить дополнительные карточки с наименованием лесных обитателей.

  10. Птичьи перья.

  11. Карточки с текстом экологических ситуаций.

  12. Корзина с 20-ю еловыми и сосновыми шишками, мелкими игрушками, повязка на глаза.

  13. Набор карточек со словами «ДА», «НЕТ» по количеству команд.

  14. Оборудование и посуда для чаепития.

Время проведения: праздник можно проводить в начале осени (20 сентября – день работников леса) или в конце весны. Длительность праздника – 2 часа. При необходимости можно уменьшить количество миниконкурсов на третьем этапе.

Ход праздника

Данный праздник проводится в 3 этапа.

Первый этап – подготовка и оформление выставки «Мастерская юных лесоводов», на которую все обучающиеся школы готовят поделки из природного материала, рисунки, плакаты, фотографии, агитационные материалы о лесе (растения, животные, их повадки, фенологические наблюдения, работники леса, лесные профессии и т.д.).

Второй этап праздника – «Лесное царство-государство». Данным конкурсом открывается турнирный день мероприятия. Это домашнее задание команд Обучающиеся готовят своё выступление, которое отражает их отношение к лесу как природному объекту. Ребята могут представить себя помощниками лесовода, защитниками «Берендеева Царства». Форма представления – произвольная: музыкальная композиция, инсценировка, театрализованное представление. Оценивается содержание, эмоциональность выступления, использование сведений о местном лесном хозяйстве и его работниках. Выступление ограничивается 7 минутами. Максимальное количество – 10 баллов.

Третий этап – конкурс эрудитов «Лесные заморочки». Он состоит из следующих миниконкурсов:

  1. Лесная цепочка.

  2. Лесное бюро погоды.

  3. Игра «Белая берёза».

  4. Лесные загадки.

  5. Лесной гербарий.

  6. Игра «Первый снег».

  7. Лесные объяснялки.

  8. Игра «Запасы на зиму».

  9. Верите ли Вы, что…


Перед началом мероприятия капитаны команд участвуют в жеребьёвке.

Помещение оформлено детскими работами. Звучит плавная музыка. На экране демонстрируется презентация о лесе.

Педагог: Мы приветствуем всех участников праздника «Юные хранители леса»!

Ученик 1:

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Ученик 2:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучки в небе проплывают.

Ученик 1:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Ученик 2:

Человек и время года -

Это всё вокруг природа!

Педагог: Лес – часть природы. А хорошо в лесу, в любое время года он удивителен. Воздух свеж и прохладен, птицы поют!

Ученик 1:

Наверное, бывали Вы

Не раз в лесу густом,

Где вьётся чуть заметная

Тропинка под кустом!

Ученик 2:

Под ветками зелёными,

В тени, в тиши лесной

От ветра можно спрятаться,

Найти прохладу в зной.

Педагог: Сегодня мы собрались в этом чудесном зале и чествуем совсем маленьких, но таких усердных, ответственных помощников лесничих, лесников, лесоводов. Наш праздник мы посвящаем юным хранителям леса! И хотя они ещё малы, пройдёт время, и они сами, может быть, выберут одну из лесных профессий.

На нашем празднике собрались команды, которые не только подготовили номера к конкурсу «Лесное царство-государство», но и представили творческие работы для нашей выстави «Мастерская юных лесоводов». Ребятам предстоит показать сегодня, что они знают о лесе, какие травы, деревья, грибы встречаются в наших лесах, какие зверюшки его населяют. Умеете ли вы грамотно себя вести в лесу, знаете ли, народные приметы. Вас ждёт конкурс «Лесные заморочки». Такова программа нашего праздника «Юные хранители леса».

Для оценки выступлений команд приглашены компетентные члены жюри (педагог представляет членов жюри, среди которых работники лесхоза). А сейчас командам предстоит занять своё место согласно жеребьёвке.

Ученик 1:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом.

Чудеса увидишь в нём!

Храм волшебный до небес.

Что же это?

Это - …ЛЕС!!!

Педагог: Одним из величайших богатств, которым наделена Россия и наша Смоленщина является лес. Этот щедрый дар природы мы должны беречь и разумно использовать, чтобы и последующие поколения также могли им пользоваться!

Ученик 2:

Лес! – Среди семи земных чудес

Ты – восьмое чудо, лес,

Нашли приют здесь птицы, звери,

Для всех в него открыты двери.

Ученик 1:

Он красотою нас пленит,

Накормит, жажду утолит,

Согреет в холода зимой,

В тени укроет в летний зной.

Педагог: Внимание, участники праздника! Подошло время нашего первого и главного этапа - «Лесное царство-государство»! Это ваше домашнее задание.

Ученик 2:

Лес манит к себе, он завёт.

Сюда приходим мы неспроста.

Природе нужна забота

И наша дружба и доброта.

Проводится конкурс

Педагог: После таких ярких выступлений, думаю, многие из присутствующих представили всю красоту и достоинства лесного царства. А если, одним словом сказать: «Лесное царство - …» оно какое? (….зелёное, шумное, говорливое…). Ведётся беседа с болельщиками команд. В это время жюри подводит итоги и озвучивает результаты.

Ученик 1:

Лес наш добрый, лес могучий.

Лес зелёный – друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дашь тепло зимою.

Ученик 2:

Летом нам подаришь ягод –

Всем сластёнам хватит на год.

В зной пошлёшь ты полю – тучу.

Лес зеленый – самый лучший!!!

Педагог: Лес – наш друг! А что мы знаем о нём? Мы подошли к следующему этапу «Лесные заморочки». И во время первого конкурса, юные помощники леса, вам предстоит показать свои знания о растениях и животных лесного царства. Конкурс называется «Лесная цепочка». Каждая команда по очереди проговаривает название лесных ягод, грибов, птиц, насекомых Смоленщины. Но!!! Последующее слово начинается на букву, на которую заканчивается предыдущее название. Например: медведь – дуб – бук и т.д. Одна, небольшая корректировка – буква А на конце слова не учитывается и «убирается». Например: лисА, следующее слово начинается на букву С.

Первая выбывшая команда получает 1 балл, вторая – 2 балла и т. д. Последняя команда получает максимальное количество баллов – по количеству команд.

Проводится конкурс

Педагог: Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги данного конкурса.

Ученик 1:

Лёжа,

Сидя,

Полусидя,

Стоя и ползя,
В тесноте, да не в обиде,

Встретились друзья.

Ученик 2:

Мох, орех, валуй плаксивый,

Жёлудь, жук, сучок,

Две росинки, лист осины,

Алый как значок.

И оранжевенький рыжик –

Знак дождливых дней.

Тут себе местечко «выжиг»

Рыжестью своей.

Педагог: Мы подошли к очередному конкурсу «Лесных заморочек» – «Лесное бюро погоды». Перед вами условные знаки – рисунки ясной погоды, дождя, мороза. Я зачитываю по очереди шесть народных примет, а вы должны определить, какая погода ожидается, и поднять соответствующую карточку. На обдумывание вам даётся 15 секунд. Каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов в этом конкурсе – 6 баллов.

Итак, народные приметы:

  1. Муравьи вялые, не спешат на работу, закрывают ходы – к дождю.

  2. Ласточки и стрижи летают высоко – к ясной погоде.

  3. Комары-толкуны толкутся столбом – к ясной погоде.

  4. Пауки усиленно плетут сеть – к ясной погоде.

  5. Воробьи и вороны нахохлились – к морозу.

  6. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик – к дождю.

Жюри подводит итоги и оглашает промежуточные результаты.

Педагог: Теперь нам можно и поиграть! Наш третий конкурс – игра «Белая берёза». От команды приглашаются по два человека. Им выдаются рулоны бумажных полотенец. Один из игроков – «берёза». Задача второго игрока – обмотать «берёзу» очень быстро и аккуратно. На эту игру отводится 2 минуты. Самая лучшая «берёзка» получает 3 балла.

Ученик 1:

Я с утра в лесу гуляю,

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про берёзку и про мох!

Ученик 2:

Про малину, ежевику,

Про ежа, и про ежиху,

У которой за ежат,

Все иголочки дрожат.

Педагог: Проверим, ребята, вашу эрудицию. Очередной конкурс – «Лесные загадки». Всего 6 загадок. Вы, ребята, отгадки записываете на листе бумаги. Обсуждать можно в течение 15 секунд. Загадки сложные, поэтому правильный ответ – 2 балла (максимум 12 баллов).

ЗАГАДКИ


Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка.

БЕЛКА


У неё цветочки –

Пушистые комочки.

По весне она цветёт,

Праздник Пасхи к нам зовёт.

ВЕРБА


Он растёт под хвойной лапой,

Он растёт, а с ним и шляпа.

Никогда на наш поклон

Не снимает шляпы он.

ГРИБ



Врач лесного царства –

Лечит без лекарства.



ДЯТЕЛ


Под кустом таится

Лисы боится.

Как завяжет он петельку,

Не распутать за недельку.

ЗАЯЦ




Шапочки зелёные

Солнцем золочённые.

А скорлупки костяные –

Нелегко разгрызть такие.

ОРЕХ



Педагог: Пока жюри подводит итоги, мы все вместе проверим с вами ответы.

Ученик 1:

В старой ёлке Скрип сидит,

И скрипит, скрипит, скрипит.

Всем рассказывает Скрип,

Что под ёлкой вырос гриб!

Ученик 2:

Мухоморы – это чудо!

Ядовиты? Ерунда!

Всё равно их есть не буду,

Вот такая красота!

Педагог: Наш пятый, очередной конкурс, «Лесной гербарий». Перед вами бланки с названием шести лесных обитателей (грибы, растения, животные). Однако вам предлагается 10 изображений. В течение 2-х минут вам необходимо подобрать к названиям соответствующие изображения и приклеить их.

Включается динамичная музыка, проводится конкурс.

Жюри подводит итоги и оглашает промежуточные результаты.

Педагог: Пришло время очередной игры – «Первый снег». От команды необходимо по одному человеку. Каждый получает пёрышко. По очереди один из игроков дует на пёрышко снизу, не давая ему упасть. Команда, чей участник дольше всех «продержит» пёрышко в воздухе, получает 2 балла, все остальные по 1 баллу.

Включается динамичная музыка, проводится конкурс

Педагог: Седьмой конкурс нашего праздника – «Лесные объяснялки». Каждой из команд предлагается карточка, содержащая описание действия людей. Команда обсуждает, даёт объяснение и оценку этим действиям в течение минуты. За правильный и полный ответ – 2 балла.

СИТУАЦИИ

  1. Весной в лесу ребята включили очень громко музыку.

  2. Грибник нашёл боровик, разрыл вокруг весь мох, подстилку, выискивая маленькие грибочки.

  3. Ребята увидели птенца, подобрали его и забрали домой.

  4. Было решено всей компанией отдохнуть в этот сухой жаркий день в лесу у костра с шашлыками.

  5. Девочки решили собрать большие букеты ландышей и подарить их мамам и бабушкам.

  6. Ребята огородили муравейник.

Капитаны команд комментируют ситуации.

Жюри подводит итоги и оглашает промежуточные результаты.

Педагог: Очередной конкурс – «Запасы на зиму». От каждой команды приглашается по одному игроку. Им выдают по корзине. На пол высыпают шишки и игрушки. Игроку завязывают глаза, кружат. Задача игрока – собрать в течение одной минуты только шишки. Количество собранных шишек делим на два. Это и будет количество баллов за данный конкурс. Общее количество шишек – 20, максимальное количество баллов – 10.

Включается динамичная музыка, проводится конкурс

Педагог: Остался самый последний конкурс и достаточно сложный. В нём участвуют капитаны команд. Конкурс называется «Верите ли Вы, что…». Капитаны получают карточки со словами «ДА» и «НЕТ». Я зачитываю по очереди 10 утверждений, а капитаны в течение 10 секунд обдумывают и дают ответ, подняв ту или иную карточку. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум – 10 баллов).


ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. … самые спелые ягоды в лесу – на южной стороне +

  2. … берёза даёт самый лучший мёд –

  3. … соком чистотела можно вывести бородавки +

  4. … мох растёт на деревьях с северной стороны +

  5. … ухо у кузнечика располагается на ноге +

  6. … пауки, разлетающиеся осенью на паутинках, используют маленькие временные крылья, которые вырастают в начале сентября и существуют лишь две недели –

  7. … лягушки на зиму делают запасы и среди зимы подкармливаются засушенными комарами –

  8. … осенью рождаются зайчата, поэтому их называют листопадничками +

  9. … если кукушка издаёт звуки, похожие на кваканье, то это к дождю +

  10. … бекас «поёт» хвостом +

Педагог: Просим жюри подвесит итоги.


Проводится награждение победителей и призёров праздника.

Мероприятие завершается чаепитием.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОй ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.; АРК-ТИ, 2001 г.

  2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. М.; Школьная Пресса, 2002 г.

  3. Чистякова Т.Н. Экологическое образование школьников на уроках и во внеклассной работе. Смоленск, 2001 г.



Скачать

© 2018, 589 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!