СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий педсовета «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует  в выборе его содержания. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педсовета «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»»

Сценарий педсовета «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.
Энциклопедический словарь



Повестка педсовета:

1.Организационный момент.

- просмотр короткометражного мультфильма

- психологическая разминка «У каждой проблемы есть решение».

2. Основная часть.

- Презентация «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ» (старший воспитатель Коновалова О.В.)

- Блиц-опрос (подобрать определение к термину)

- Деловая игра «Индивидуальность и индивидуализация. В чем разница?»

3. Заключительная часть.

Ход педсовета

1.Организационный момент.

- просмотр короткометражного мультфильма «Alike» от двух испанских аниматоров Daniel Martínez Lara и Rafa Cano Méndez – о том, чему мы учим детей и на что они обречены, если идут исключительно «правильным» путем. Работа уже удостоена 64 наград по всему миру.


Слайд 2.

Старший воспитатель. Посмотрев мультфильм, мы еще раз задумались над тем «Что же такое индивидуализация»? Согласно энциклопедическому словарю «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия». А безразличие - это большая проблема для современного общества. Но у каждой проблемы есть решение. Предлагаю всем встать в круг.

Слайд 3. Психологическая разминка «У каждой проблемы есть решение».

1.Поставьте руки на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя:

«Вот это я!»

2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил!»

3. Выполняйте круговые вращения бедрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: «Мне легко».

4. Соединив локти, массируя мочки ушей, подмигивайте попеременно левым и правым глазом, повторяя: «Радость во мне».

5. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: «Я настроена на успех».

6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как можно выше, повторяя: «Я верю в себя».

7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя:

«Я всегда защищена».

8. Ноги на ширине плеч, ладони на бедрах, отклоняться назад как можно глубже, повторяя: «Я счастлива на своем рабочем месте».

9. Руки, сжатые в кулаки, - на ягодицах, подтягивать попеременно правую и левую ногу к ягодицам, повторяя: «Я говорю и думаю позитивно».

10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно возвращать их в исходное положение, повторяя: «У каждой проблемы есть решение».



Вывод: уверенность в себе способствует концентрации в нужный момент, повышению энергетического потенциала, что непременно поможет нам сегодня решить все поставленные задачи.:





  1. Основная часть.

- Презентация «Механизмы реализации индивидуализации в образовательном процессе ДОУ» (старший воспитатель Коновалова О.В.)

Слайд 4. Ситуации, когда воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить внимание каждому не получается? Или педагоги не включают способы поддержки индивидуальности и инициативности детей в план работы?

Слайд 5. Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО, – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует в выборе его содержания. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.

Слайд 6. Практика показывает, что педагоги уделяют недостаточное внимание вопросам поддержки индивидуальности и инициативы детей:

  • в содержательном разделе основной образовательной программы ДОО не отражены направления и способы поддержки детской инициативы;

  • в группах отсутствуют условия для создания социальной ситуации развития детей;

  • дошкольники не проявляют инициативу и самостоятельность в процессе различных видов деятельности.

Поэтому встал вопрос, как организовать работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Слайд 7. В пункте 3.2.5 ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:

организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;

создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;

создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;

оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Слайд 8. Планируем образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей детей.

Слайд 9. Так, в сентябре согласно принятой в ДОО системе мониторинга следует выявить уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных необходимо заполнить индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями. Затем составляется перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем педагоги указывают задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.

Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.

Слайд 10. Создаем условия для выражения детьми мыслей и чувств

Следующий этап – создать условия для выражения детьми чувств и мыслей. Динамичный ритм

дня заставляет воспитателей постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого педагоги должны создавать благоприятные условия.

Например, в группе должен быть уголок, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гипер активным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, потребуется технологическая карта. Это даст возможность совместно определить условия для самовыражения воспитанников в конкретной группе.

Ребенок выражает свои мысли не только словами, но и посредством творческой деятель-

ности. Для этого можно провести е конкурс уголков для творчества. В процессе подготовки

к нему педагоги вместе с воспитанниками обновят и обогатят развивающую предметно-пространственную среду в группах.

Можно проводить занятия с открытым концом. Такой тип образовательной деятельности позволяет не торопить воспитанников, дать каждому возможность высказаться.


Слайд 11. Создаем ситуации выбора условий и участников совместной деятельности

(По результатам тематического контроля РППС)


Слайд 12. Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Сложнее обеспечить самостоятельное объединение детей в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии. Когда ребенок выбирает, с кем играть, он всегда интуитивно опирается на внутренний психологический комфорт в общении. Практика показывает, что самостоятельный выбор детьми партнера по образовательной деятельности не всегда педагогически целесообразен.


С помощью упражнения «Синтез идей» можно создайть каталог форм выбора деятельности в группе и объединения детей в микрогруппы.( «Синтез идей». Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.)

Самое главное: помогать детям объединяться в группы лучше не прямыми указаниями, а с помощью игровых ситуаций. Для этого педагогам следует использовать различный дидактический материал. Принцип такой: материал лежит изображением вниз, дети наугад берут одну картинку, по сигналу собирают из частей полное изображение. В этом случае возникает момент целенаправленной обращенности детей друг к другу.

Также используйте традиционный расчет на «первый-второй» и считалочки. Считалочки в виде схем держите в группе, тогда дети будут применять их в игровой деятельности. Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создавать условия для планирования предстоящей деятельности. Подумайте какие формы позволят воспитанникам доступным для их возраста способом запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. Это могут быть различные доски выбора:

олицетворенные ромашки и заготовки с магнитной основой в каждом уголке;

морфотаблица с набором схематично изображенных видов детской деятельности – по горизонтали и личными метками – по вертикали.


Слайд 13. Используем приемы оказания не директивной помощи и поддержки


Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя, если подбадривают – он учится верить в себя. В этих условиях появляются желание и интерес к какому-либо виду деятельности.

К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного слушания и применения техники «Я-сообщений», принятие негативных проявлений

y воспитанника и т. д.

Искать средства, создавать дидактические материалы, которые стимулируют детей проявлять себя в разных видах деятельности, быть активными, вы можете в ходе самообразования.


Слайд 14. Взаимодействуем с родителями


Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:


часто используют приказной тон,

остаются равнодушными к рекомендациям воспитателей и специалистов;

не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.


Чтобы решить эту проблему можно использовать эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы. Можно предложить родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге. Они поймут, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и будут стремиться выполнять рекомендации воспитателей и специалистов.




Слайд 15. Блиц-опрос (подобрать определение к термину)

Для того чтобы выстроить образовательный процесс с учетом принципа индивидуализации, педагог должен владеть определенными понятиями.

Индивидуальность

Индивидуализация

Индивидуализация образования

Индивидуализм

Индивидуалист

Индивидуальный

Индивид

Личность

Субъект

Объект



Слайд 16. Деловая игра «Индивидуальность и индивидуализация. В чем разница?»

Участвует 2 команды.

Задание 1: на столах по листу, разделенному на 2 половины. На одной написано «Индивидуализация образования», на другой – «Индивидуальный подход». Каждая группа должна подобрать определения к данным понятиям и наклеить в соответствии с пунктами:

  1. Определение понятия.

  2. Определение ключевого слова (индивидуальность, индивидуализация).

  3. Цель.

  4. Способы общения.

  5. Тактика.

  6. Убеждение.

(время работы 15 минут).

Затем команды проверяют друг друга и сравнивают полученный результат с изображением на слайде.


Задание 2. Кто главное лицо (или от кого идет образование?)

1 команда подбирает определения – «от педагога» (индивидуальный подход)

2 команда подбирает определения «от ребенка» - (индивидуализация образования)

Задание 3. Создайте из определений образ «Хорошего ребенка»

Слайд 17. Вывод:

При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Инд.подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности ,потребности ,сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности, позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так же поможет детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Индивидуальный подход

  1. Определение понятия.

Индивидуальный подход –

организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуальный подход

  • Есть норма

  • Поиск индивидуального «ключика» -особенности

  • Результат- достижение каждым  нормы


  1. Определение ключевого слова

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.


  1. Цель.

Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

  1. Способы общения.

Прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

  1. Тактика.

Диктат и опека


  1. Убеждение

Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.



Индивидуализация образования


  1. Определение понятия.

Индивидуализация образования - учет и развитие индивидуальных особенностей детей во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Индивидуализация образования

  • Интерес, вопрос, намерения, устремление

  • Среда

  • Результат - расширение границ, построение новых возможностей

  1. Определение ключевого слова

Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Индивидуализация связана с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором

  1. Цель.

Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

  1. Способы общения.

Признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

  1. Тактика.

Сотрудничество и партнерские отношения

  1. Убеждение

Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Слайд 18. Портрет «Хороший ребенок»

Индивидуализация образования.

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

Индивидуальный подход в образовании

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия




Слайд 19 - 23. Упражнение «Определите по тексту темперамент ребенка».

Слайд 24. Упражнение «Цветик – семицветик» (Рефлексия).

3. Заключение.

- Принятие решения педсовета.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!