СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока по изобразительному искусству на тему: «Изображение пространства. Перспектива»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • способы изображения пространства;
  • история понятия перспектива;
  • перспектива как средство выразительности в изобразительном искусстве;
  • линейная перспектива в пейзаже;
  • воздушная перспектива в пейзаже.

 

Тезаурус:

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока по изобразительному искусству на тему: «Изображение пространства. Перспектива»»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»




Сценарий открытого урока

по изобразительному искусству

на тему:


«Изображение пространства. Перспектива»


6 класс
























Учитель изобразительного искусства

Темирбулатова А.Н.




п. Мирный



Тема занятия: « Изображение пространства. Перспектива »


Перечень рассматриваемых вопросов:

  • способы изображения пространства;

  • история понятия перспектива;

  • перспектива как средство выразительности в изобразительном искусстве;

  • линейная перспектива в пейзаже;

  • воздушная перспектива в пейзаже.


Тезаурус:


Точка зрения - точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость. 

Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью. 

Точка схода - точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. 

Перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.


Цель занятия:

формирование положительной мотивации учащихся к изобразительной деятельности, к изучению искусства; пробуждение познавательного интереса к произведениям искусства; развитие образного и пространственного воображения, отработка навыков и умений при работе с гуашью, воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; выполнение проекта в живописной гуашевой технике


Задачи:

Образовательные

  • расширить и закрепить знания и умения по технике работы в графике простым карандашом.

Воспитательные

  • пробудить творческое начало у учащихся, возбудить интерес к творчеству, воспитывать любовь и уважение к произведениям искусства; мотивировать детей на создание собственного произведения.

Развивающие

  • продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с разными техниками изображения пространства, показать красоту изображения природы в пейзажах;

  • развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся.


Планируемые результаты:


Предметные результаты

- в познавательной сфере;

представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; в ценностно-ориентационной сфере представлять систему общечеловеческих ценностей;

- в ценностно-ориентационной сфере;

представлять систему общечеловеческих ценностей;

- в эстетической сфере.

- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;


Метапредметные результаты:

регулятивные:

  • умение мобилизоваться, сделать волевое усилие волевое усилие в ситуации мотивационного конфликта.

познавательные:

  • общеучебные – знаково-символическое действия, умение структурировать знания, умение высказываться, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, выбор способов решения задач, рефлексия способов и действий относительно условий, контроль и оценка процессов и результатов;

  • логические – анализ продуктов творчества, синтез, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез;

  • действия постановки и решения проблем – информационные, решение учебно-познавательных, художественно-познавательных и художественно-творческих задач.

коммуникативные:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально эстетическую компетентности; умение слушать, вступать в диалог.


Личностные результаты:

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; в ценностно-ориентационной сфере-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

  • в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

  • в познавательной сфере: умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.


Оборудование и материалы для урока:


Для учащихся:

  • альбом;

  • карандаш;

  • ластик.


Для учителя:

  • учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского;

  • презентация;

  • проектор.


Список используемой литературы:


1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.

2. Открытые электронные ресурсы:

  • Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva)

  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.


План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку учащихся. (3 мин.)

  2. Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала. (5 мин.)

  3. Ввод новых знаний. Закрепление. (10 мин.)

  4. Выполнение практических заданий. (15 мин.)

  5. Анализ. (3 мин.)

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия). (2 мин.)


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.


2. Вступительная беседа.

Вопросы учителя и ответы учащихся на повторение:

Я заметила, что все ваши рисунки выполнены в разных жанрах. Давайте вспомним, что такое виды и жанры изобразительного искусства.

  1. Какие виды искусства знаете?

- живопись, графика, скульптура.

2. Чем они отличаются?

- цвет, тон, объём.

3. Какие жанры изобразительного искусства знаете?

- натюрморт, портрет, пейзаж.

4. В чём их различие?

- предметы, человек, природа.

5. Какие виды пейзажей знаете?

- городской, деревенский, природа.


Работа на доске учащимся:

  • Изобрази на доске набросок пейзажа.

Какие ошибки вы могли заметить?


Постановка цели урока:

Вопрос-ответ:

  1. Мы с вами на прошлых уроках говорили о натюрмортах, неоднократно выполняли пейзажи.

Но что же такое пейзаж в широком смысле?

  • Это изображение пространства вокруг нас.

2. Правильно. Какой же будет тема нашего урока?

  • Изображение пространства.

3. Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться выполнять пейзаж по правилам.


3. Объяснение нового материала. (Слайд 1-2)

Проблемный вопрос: как же нам выполнить правильный пейзаж?

В этом нам поможет такая наука как перспектива.

Знаменитый французский писатель 18 века Дени Дидро сказал: «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы».

1. Для чего нужно чувство нравственности?

  • Чтобы нести в своих работах только самое лучшее.

2. А что же такое перспектива?


(Слайд 3) Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

(Слайд 4) Привычная современным людям перспектива — плод длительного развития человеческого разума.

Чтобы понять, что такое перспектива и как художники научились ее применять, давайте обратимся к истории.

(Слайд 5) Еще в Древнем Египте при росписи стен изображение пространства отсутствует. Лица изображались в профиль, а положение людей одинаково. Все изображения располагались рядами.

Мы с Вами знаем, что предметы или люди, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими. Но в Древнем Египте такого принципа еще не использовали. Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. И не важно какое место в пространстве они занимали.

(Слайд 6) Изображения человека стали пространственными лишь в Древней Греции и Древнем Риме.  Плечи у людей развернулись в пространстве, благодаря чему изображения людей стали правдоподобнее.

К сожалению, до нашего времени дошло малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. Но по дошедшим, можно сказать, что пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор.

(Слайд 7) В Средние века, так как искусство стало религиозным по сюжету и по назначению, все изображения стали символичными. Большое внимание уделялось иконам. У пространства иконы свои законы построения. Линии в иконе подчиняются законам обратной перспективы. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.

(Слайд 8) И только лишь в эпоху Возрождения в европейском искусстве художники стали стремиться изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы.


В зависимости от назначения изображения перспектива бывает: .(Слайд 9)

  • прямая линейная;

  • обратная линейная;

  • панорамная;

  • аксонометрия;

  • сферическая;

  • тональная;

  • воздушная;

  • перцептивная.


Сегодня мы подробней разберем прямую линейную и воздушную перспективу.

(Слайд 10-11) Линейная перспектива – это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.

Использование прямой линейной перспективы в наше время преобладает. Но и у нее есть свои правила построения:

1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;

2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.

Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения.

Линия горизонта бывает низкой и высокой. Низкая линия используется для передачи красоты небес. Высокая же линия горизонта используется для выразительной передачи деталей на земле.

(Слайд 12-13) Что касается воздушной среды, то это изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство.

В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои законы.

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.

2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.

3.  Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.


Тренировочное задание. (Слайд 14-15)


Сопоставьте правильно понятия и определения


Б. Воздушная перспектива

1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.

А. Линейная перспектива

2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности.


Правильный ответ:

А. Линейная перспектива

1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.

Б. Воздушная перспектива

2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности.


4. Практическая работа. (Слайд 17)

Итак, попробуем применить полученные знания на практике. 

Предлагаю вам выполнить работу парно, вместе со своим соседом по парте. Согласны?

  • Да!


Задания будут следующими:

1 ряд будет рисовать уходящую вдаль автотрассу.

2 ряд – городскую улицу.

3 ряд – парковую аллею.

Этапы выполнения художественно-творческого задания.

  1. Набросок в карандаше

  2. Написание первого плана широкой кистью

  3. Цветовое решение второго и последующих планов

  4. Прорисовка мелких деталей тонкой кистью


5. Анализ работы. (Слайд 18)

Учащиеся анализируют работы согласно плану и правилам построения.


6. Задание на дом. (Слайд 19)

Сделать рисунок своей улицы, используя правила перспективы.


7. Рефлексия. Итог урока: (Слайд 20)

Беседа с учащимися по вопросам:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что называется точкой зрения? Точкой схода?

- Расскажите об основных правилах линейной перспективы.

- Как изменится контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от рисующего?

- Смогли вы в своих рисунках передать глубину пространства?


- Ребята, понравился ли вам урок? Узнали ли вы для себя сегодня что-то новое?

- Если вам все было понятно, и вы хотели бы узнать еще больше, поднимите пальчик вверх. Если же вам что-то было не понятно или вызвало затруднения, опустите пальчик вниз. Можете воспользоваться табличками, которые лежат у вас на столе.

- Спасибо за урок, с вами очень приятно работать. Успехов в учебе и творчестве!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!