СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого классного часа «поможем зимующим птицам!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с проблемами зимовки у птиц

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого классного часа «поможем зимующим птицам!»»

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«ПОМОЖЕМ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ!»

Ученик:

Бывают птицы разные.

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.




Учитель:

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний классный час? (ответы детей) Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов, когда почти весь корм съеден, много птиц погибает от голода, например, из 10 синиц зиму переживает только одна.

А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) Почему они улетают? (нет насекомых и семян, которыми они питаются) А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие) Каких зимующих птиц вы знаете?(воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы и т.д.) Ребята, в нашей республике насчитывается 125видов оседлых и зимующих птиц. Очень трудно приходится зимующим птицам, но мы способны им помочь суровое время года. Как же это можно сделать? (ответы детей) Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки и следить за тем, чтобы в них постоянно были корма. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Ученик:

Где утром к опушке прошёл человек

Следы заметает до вечера снег.

Но всюду- у еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны зёрна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!

Теперь не страшны вам холодные вьюги.

В холодные вьюги, в голодные вьюги

Мы помнить и думать должны друг о друге.

Учитель: А какой корм любят птицы? (ответы детей) Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен. Кроме того, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Так синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко. Положить можно семена подсолнечника, сушеные ягоды рябины, в принципе любые ягоды, семена ясеня, можно положить метелочки разных трав с семенами, различное зерно: просо, овес, овсянку, рожь. Так же в ход пойдут орехи: фундук или арахис. Можно положить сушеные фрукты, или даже сырую половинку яблока. Важно! не кладите соленое сало, соленую колбасу. И вообще, даже голубей не кормите соленым. У птиц от такой пищи болит живот. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Ученик:

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь- сосед прилетели на обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы же ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Учитель: А вот и первые птицы прилетели к нашей кормушке. Узнайте их, посмотрев видеоролик.

Ученик:

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».

Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень. Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Послушайте внимательно рассказ Николая Сладкова «Кусок хлеба»

 

На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдёт — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить. Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия. Усорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.

Чёрные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые.

Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.

Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей полклюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья.

Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет. Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет, ли он и завтра?

Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём?

 Учитель: Ребята, в чём смысл этого рассказа? (ответы детей) Предлагаю вам обсудить психологическую ситуацию: «Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирем и т. д.), то что бы вы сказали людям, которые вас подкармливали зимой?»

 

А теперь несколько заданий на смекалку

Кто лишний?

в

 

р

 

н

д

 

т

 

л

ф

 

л

 

н

с

 

р

 

ж

к

 

е

 

т

Ответы: ворон, дятел, филин, стриж, клёст; лишний – стриж – перелётная птица.

Какое слово потерялось?

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …

Учитель: Итак, ребята, если мы будем подкармливать птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: Сегодня мы поговорили с вами о том, насколько важна помощь человека птицам в зимнее время года. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе пищу, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

 «Берегите птиц»

О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем: и нам, и вам – 
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем 
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады,
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышишь ты.

Т. Евдошенко

 На этом наш классный час завершен. Всем спасибо за работу, до свидания!

 































МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА,

ПОСВЯЩЁННОГО ВСЕМИРНОЙ АКЦИИ «МЫ ЧИСТИМ МИР»

 Наш посёлок – это не только место, где мы живем, это наш дом и хочется, чтобы в доме этом было чисто и уютно. От кого это зависит? Только от каждого из нас.

     Проблема загрязнения природных территорий бытовым мусором становится с каждым годом все более острой. Особенно заметно это становится по окраинам деревень и городов, в местах массового отдыха жителей. От накапливающегося мусора страдает не только лесная зона, но и озера, реки и степи. Ветрами мусор разносится на большие расстояния, засоряя территорию заповедников, национальных парков, памятников природы.

     Приглашаем вас присоединиться к экологической акции «Мы чистим мир!» Акция проводится с 22 по 27сентября и имеет своей целью очистку от мусора природных территорий. Эта акция – очередной шаг к принятию мер по предотвращению дальнейшего загрязнения уникальных природных объектов и созданию благоприятной экологической среды для каждого жителя планеты. А помогут в этом наше неравнодушное отношение к окружающему нас миру и личный вклад каждого, кто очистит от мусора свой любимый уголок природы.

     Присоединяйтесь к акции! Уберите мусор во дворе, в парке, на реке или озере. Расскажите нам о своем добром деле, и оно станет еще одним шагом в борьбе за свежий воздух и чистую воду для всего мира.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил... Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не с «одною тиною морскою», а еще и с…ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.

Гибнут рыбы, птицы. Умирают водоросли и мельчайшие рачки от небывалого скопления мусора в водоемах и на побережье. Почему пластик, металлы и стекло так вредны для живых организмов? Стеклянная бутылка при нагревании жарким солнцем может привести к воспламенению сухой травы и мха в лесу! Пластик и целлофановые пакеты, например, получают из жидкой целлюлозы, которая от длительного хранения под дождем и в воде становится ядовитой!

А ржавые металлические консервные банки не менее вредны для здоровья ПРИРОДЫ! За 10 лет ржавчина съедает столько металла, сколько его вырабатывают в год все металлургические заводы МИРА!

Многие изделия человека из металла покрыты краской с большим содержанием ртути, а этот металл очень вреден для окружающей среды.

Например, днища кораблей покрывают этой краской специально, чтобы на них не селились ракушки и водоросли. Да живые организмы и не будут этого делать, ведь от соприкосновения с ртутью они погибнут! Давайте, скорее, уберем мусор из нашего водоема и его побережья! Спасем рыб и насекомых! Посадим деревья и заселим в лес птиц, которые не хотят жить в грязном доме под названием ПРИРОДА.





Эко - тест

1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

- полюбуюсь на него и пойду дальше; 1 балл

- осторожно срежу и поставлю в красивую вазу; 5 баллов

2. Ребята собрались в березовую рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

- пойду, но буду собирать очень осторожно; 5 баллов

- не пойду; 1 балл

- расспрошу подробнее об этом учителя; 2 балла

  3. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

          - покормлю птенца; 3 балла

          - буду наблюдать за ним издали;1 балл

          - позову всех ребят; 5 баллов

   4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок и кульков. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

         - взяли бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорную урну; 1 балл

         - отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился; 5 баллов

         - закопали бы в землю; 3 балла

Ключ к тесту:

От 5 – 8: если бы все были такими как эти ребята, то не страдали бы леса и реки от неумелого вмешательства. Эти дети много знают о природе и умеют ее охранять.

От 9 -13: Эти дети имеют неполные знания и сами того не желая, могут причинить природе вред. Им нужно больше читать и говорить со знающими людьми.

От 14 – 20: группа ребят, которые сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнезда, засорили бы лесную поляну. Предложенные в тесте ответы не для них, а для тебя, юный ДРУГ ПРИРОДЫ!

 

 













ЛЕКЦИЯ

«Знакомые незнакомцы – грибы»

  По запасам съедобных грибов Россия занимает первое место в мире. Не случайно в нашей стране сбор грибов представляет собой одну из наиболее распространённых форм активного отдыха. Но, как обычно, с одной стороны – азарт и общение с природой, а с другой – определённая опасность. Как охота на крупного зверя не терпит самоуверенных новичков, так и сбор грибов может обернуться трагедией для людей неопытных и неосторожных. Отправляясь в лес за грибами, не следует забывать, что наряду со съедобными есть немало видов грибов, употребление которых в пищу опасно для здоровья. В целом на территории России таких грибов более пятидесяти.

      Как люди познакомились с ядовитыми грибами? Давайте разберёмся. Трудно найти среди жителей России человека, который был бы равнодушен к грибам. Это неудивительно, потому что грибы на Руси с давних времен играли большую роль в питании населения. В периоды продолжительных постов они компенсировали недостаток белковой пищи.

      О грибных отравлениях в России до 18 века какие-либо сведения отсутствуют. Вероятно, это связано с тем, что в те времена, когда природа не испытывала сильного влияния хозяйственной деятельности человека, грибы давали очень обильные урожаи и люди собирали только те виды, которые не имеют ядовитых двойников. Из старинных летописей мы узнаём, что из пластинчатых грибов собирали главным образом грузди и рыжики, а из трубчатых – белые, подосиновики и подберёзовики. Лишь во второй половине 18 века появляются первые заметки «О вредности грибов». Однако и те не были опубликованы на том основании, что «грибы – постная пища православных и писать о их вредности – значит подрывать веру и распространять неверие». Такое заключение было сделано об этих материалах петербургским цензором А.И.Красовским.

      Рост городского населения в 20-м веке в большинстве европейских стран, в том числе и в России, привёл к изменению роли грибного промысла в жизни людей. Сбор грибов перестал быть просто подспорьем в домашнем хозяйстве, а стал особым видом активного отдыха, средством общения с природой и поэтому принял массовый характер. В лесах, особенно прилежащих к крупным городам, число сборщиков стало значительно превышать возможности самовосстановления хорошо известных видов съедобных грибов. Это привело к тому, что люди стали проявлять интерес к нетрадиционным видам съедобных грибов. В сбор стали вовлекаться рядовки, зеленушки, зонтики, опята, лисички, дождевики и т.д. Кроме того, к собиранию грибов приобщилось множество неопытных, далёких от природы людей. Это привело к тому, что в 20-м веке грибные отравления в медицинской практике стали обычным явлением. В последние годы они приняли особенно массовый характер. Одной из причин этого стали высокие цены на продукты в период перестройки и после неё (1990-е годы).

      Грибникам следует знать, что многие съедобные грибы могут вызвать отравление, причём по самым разным причинам.

      Целый ряд отравлений случается из-за нашей с вами неграмотности и небрежности, когда происходит отравление солёными, маринованными, консервированными съедобными грибами из-за неправильного их приготовления и хранения. В этих случаях причина отравления – не сами грибы, а действие болезнетворных микроорганизмов.

      Некоторые съедобные грибы, употреблённые в сыром (или недосоленном, или недожаренном) виде, тоже могут вызвать лёгкое отравление. К таким грибам относятся многие жгучие или едкие сыроежки и млечники, осенние опята, ложноопёнок кирпично-красный и серопластинчатый, дубовики (поддубники).

      Любые съедобные грибы, даже хорошо приготовленные, являются пищей, которая плохо переваривается и усваивается, поэтому грибные блюда предназначаются только для здоровых людей. Людям, страдающим хроническими заболеваниями печени и почек, а также желудочно-кишечными заболеваниями, следует употреблять блюда из грибов в небольших количествах и только после консультации с врачом.

      Собирать для употребления в пищу следует только молодые плодовые тела, т.к. почти любой хороший гриб становится с возрастом несъедобным или даже слабо ядовитым. Некоторые виды часто вызывают отравление из-за несвоевременной, слишком поздней переработки принесённых из леса грибов.

      Также опасны не только старые грибы, но и грибы, поражённые различными вредителями и болезнями, - насекомыми, их личинками, другими грибами, микроорганизмами. Они становятся несъедобными (а иногда и ядовитыми) из-за накопления в их тканях отходов жизнедеятельности паразитов. Реже встречается случай появления (или усиления) ядовитых свойств грибов из-за изменения климатических условий. Пример такого явления наблюдается у строчков.

      Плодовые тела и грибница любых грибов (в том числе и съедобных) обладают способностью поглощать из окружающей среды (и в первую очередь из почвы) ядовитые для человека вещества. Кроме того, отравления грибами, накопившими подобные вещества, сильно зависят от того, в какой местности они собраны – городской или сельской. Естественно, что наибольшее количество вредных веществ грибы накапливают в городах, в промышленных зонах, по обочинам шоссе и дорог. Главные из них – это соли металлов (ртути, свинца, кадмия и др.).

      В сельской местности наиболее частой причиной отравления съедобными грибами становится обработка полей и лесов пестицидами и гербицидами, предназначенными для уничтожения насекомых-вредителей и сорняков. Нередко грибы «пропитываются» и химическими удобрениями, также опасными для человека. Грибы могут аккумулировать и некоторые органические соединения, в частности – трупный яд. Поэтому совершенно не допустим их сбор возле скотомогильников и на свалках. Чаще всего отравления подобного рода в сельской местности происходят луговыми грибами: зонтиками, шампиньонами, порховками, луговыми опятами, майским грибом, навозниками.

      Иногда бывают опасны и виды грибов, выращиваемые искусственно. В отличие от овощей они не накапливают нитраты, зато неумеренное использование в шампиньонницах инсектицидов может сделать их токсичными.

      К несъедобным грибам относятся такие, которые не годятся в пищу по трём основным причинам (и их комбинациям): из-за слишком мелких размеров, из-за неприятного вкуса или запаха и из-за неподходящей для употребления в пищу консистенции. Несъедобные грибы в узком смысле – это только грибы, обладающие горьким, едким или жгучим вкусом, который не устраняется или даже усиливается при тепловой обработке.

      Несъедобные грибы крайне редко вызывают отравления. Как правило, это бывают лёгкие желудочно-кишечные расстройства, связанные с недостаточной тепловой обработкой грибов или общей ослабленностью организма съевшего их человека.

      Некоторые несъедобные грибы подходят для приготовления приправ (к примеру, перечный гриб или ложные дождевики).

 

 

Приложение 1

Как избежать отравлений грибами?

  • Собирайте только хорошо известные вам виды съедобных грибов.

  • Не собирайте старые грибы и грибы, поражённые вредителями и болезнями.

  • Знайте «в лицо» ядовитые грибы вашего региона.

  • Не оставляйте без присмотра маленьких детей в лесу, садах и парках.

  • Старайтесь не пробовать незнакомые грибы на вкус.

  • Пластинчатые грибы, особенно зелёные сыроежки и поплавки, старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться в отсутствии на ней кольца.

  • При сборе опят обращайте внимание на окраску их шляпок и пластинок. Не срезайте их пучками, внимательно рассматривайте каждый гриб.

  • При сборе шампиньонов особое внимание уделяйте окраске пластинок. Они должны быть розово-белыми у молодых грибов и буро-коричневыми у стареющих, но не чисто-белыми.

  • Собранные грибы нельзя складывать в пакеты, т.к. в пакете они ломаются, крошатся, в результате чего нельзя определить, какие виды грибов в нём находились.

  • Если вы решили расширить круг собираемых вами видов грибов, не пользуйтесь для этого книгами, где приводятся только их словесные описания и чёрно-белые или рисованные цветные иллюстрации. Многие виды грибов очень изменчивы, и разные виды легко могут подойти под одно и то же описание.

  • Ни в коем случае не собирайте грибы в городе, вдоль автомобильных дорог, рядом с предприятиями. Знайте, что, даже избежав отравления, вы обязательно получаете небольшую (или большую!) дозу солей тяжёлых металлов, накопление которых с годами ведёт к необратимым процессам в вашем организме.

  • Не забывайте о том, что грибы – скоропортящийся продукт. Своевременно перерабатывайте принесённые из леса грибы, не оставляйте их «на ночь». В первую очередь это касается навозников. Кроме того, даже самый свежий гриб за ночь может стать червивым. Перед употреблением в пищу ещё раз внимательно пересмотрите собранные вами грибы и отбракуйте старые, червивые и просто подозрительные.

  • Соблюдайте известные правила переработки, консервирования и хранения грибов. Строго следуйте приводимым в кулинарной литературе нормам расхода соли и уксуса при засолке и мариновании. Не закрывайте маринованные грибы герметическими крышками, поскольку консервы домашнего приготовления могут стать причиной тяжёлых отравлений.

 













Приложение 2

ПАМЯТКА

«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ГРИБАМИ»

      Важной особенностью грибных ядов является их плохая растворимость. Поэтому отравление наблюдается обычно лишь у того, кому из общего блюда ядовитый гриб попал непосредственно.

      В первую очередь необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3-4 стакана воды комнатной температуры вместе с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло-розового) раствора марганцовокислого калия. Затем вызвать рвоту. Повторить эту процедуру несколько раз. После этого пострадавшему следует выпить 2-3 таблетки активированного угля и принять слабительное (2-3 ложки касторового масла). Затем нужно уложить больного в постель, напоить горячим чаем и обеспечить ему полный покой. После оказания первой помощи следует немедленно вызвать врача и обязательно сообщить, что больной ел грибы.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!