СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий образовательного события "Заповедными тропами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения: Квест (Два варианта проведения: непосредственно на территории заповедника, либо в образовательном учреждении, оформив площадки соответственно объектам Воронежского биосферного заповедника.)

Просмотр содержимого документа
«Сценарий образовательного события "Заповедными тропами"»

Образовательное событие

Авторы разработки: : Киреева Е.В., Новикова Л.А.

Цель: познакомить учащихся с объектами Воронежского заповедника посредством игровой деятельности.

Тема: Путешествие по Воронежскому заповеднику

Творческое название: «Путешествуем заповедными тропами в поисках бобрёнка»

Форма проведения: Квест (Два варианта проведения: непосредственно на территории заповедника, либо в образовательном учреждении, оформив площадки соответственно объектам заповедника.)

Возраст участников: 3-4 класс

Количество участников: 5-40 человек

Предметы: окружающий мир, экология, физкультура, информатика, математика, ОБЖ, литература.

Планируемые результаты:

Личностные:

- бережное отношение к природе как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний;

- стремление к заботе об окружающем мире.

Метапредметные:

- овладение навыками организации учебной деятельности, постановки целей;

- овладение умениями воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- появление практики по встраиванию в неизвестную среду;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- овладение умениями вести дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- появление способности слышать других и принимать чужую точку зрения.

Предметные:

- знание фактов об обитателях Воронежского заповедника;

-знание правил пожарной безопасности;

- знание правил поведения в природе;

- умение решать викторины, головоломки, математические задания

-применение полученных знаний на самом образовательном событии (и далее в повседневной жизни).

Предварительная подготовка:

-раздать детям информационные листы о Воронежском заповеднике для изучения;

-подготовить необходимое оснащение для мероприятия;

-при проведении события в школе оформить зоны соответственно объектам заповедника;

-при проведении непосредственно в заповеднике договориться о времени с его представителями, оформить маршрутный лист для подвоза учащихся.

Краткое описание идеи: Образовательное событие проводится в форме квеста. Учащиеся получают письмо от сотрудников Воронежского заповедника, которые приглашают волонтёров на поиски сбежавшего бобрёнка. Также они прислали карту, с помощью которой ребята будут исследовать все объекты. Выйти на след бобрёнка они смогут только выполняя задания на каждом объекте.

Краткий план сценария

Объект №1 Музей природы

Объект №2 «Музей пожаров»

Объект №3 «Дом бобра»

Объект №4«Тропа Малая черепахинская»

Объект №5«Ёжкины дорожки»

Объект №6«Музей В.М. Пескова»

Необходимые ресурсы: расписаны ниже отдельно для каждого объекта

Сценарий квеста

Легенда: Ребята, к нам в школу пришло письмо. Но адресант не подписался. Посмотрите видео, может, вы догадаетесь, откуда пришло это письмо.

Дети смотрят видео с пейзажами Воронежского биосферного заповедника и отгадывают, откуда письмо. Теперь можно его открыть. Пишут сотрудники Воронежского заповедника:

Дорогие ребята!

В Воронежском заповеднике 15 марта 2018 года родились два бобрёнка (Плёсик и Ряска). Плёсик оказался очень шустрым и любопытным, поэтому он решил попутешествовать и сбежал из бобронарриума. Требуются волонтёры для поиска бобрёнка.Ваша задача, пройдя объекты заповедника с помощью карты, напасть на след бобрёнка и вернуть его родителям. Карта прилагается.

Инструкция для учащихся

Правила игры:

На посещение каждой из «станций» команде отводится 10 минут. Участники игры не могут покидать станцию до того момента, пока не справятся с заданиями.

В течение всего путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.

Команда, нарушившая правила игры, дисквалифицируется !!!

Инструкция для проводящего квест

Учащимся рассказывается легенда квеста и предлагается искать бобрёнка с помощью карты заповедника. Указывать путь учащимся от объекта к объекту будут следы бобрёнка, вырезанные из бумаги и разложенные в нужном порядке от кабинета к кабинету. Каждый кабинет символизирует определённый объект Воронежского заповедника и имеет соответствующую табличку на двери.

Первые следы приведут детей в "Музей природы". Объекты предусмотрены для квеста в соответствии с реальными достопримечательностями заповедника: Музей природы, музей пожаров, Бобровый городок, тропа Малая черепахинская, "Ёжкины дорожки", музей им В.Пескова. На каждомобъекте участников встречает хозяин станции, который знакомит с особенностями своей территории и предлагает выполнить задание. После правильного выполнения задания хозяин станции ставит отметку о прохождении на карте и сообщает, что видел, в какую сторону направился бобрёнок, при этом указав на следы, ведущие к следующей станции.

 Реквизит:

Объект №2 «Музей пожаров»: напечатанные пословицы об огне, разрезанные на части.

Объект №3 «Дом бобра»: листочки с заданиями, ручки.

Объект №4«Тропа Малая черепахинская»: занимательные вопросы на листочках, изображения животных, магнитики.

Объект №5«Ёжкины дорожки»: 5 кеглей, листочки с названиями животных, 5 обручей, 5 маленьких мячей, 5 стульев, 20 бельевых прищепок.

Объект №6«Музей В.М. Пескова»: картинка, разрезанная как пазл, такая же целая картина, мягкая игрушка бобр.


Объект №1

Музей природы

Вступительное слово Хозяина станции: Здравствуйте, ребята! Большой Музей Природы на территории заповедника существует уже более 70 лет. Созданный в далеком 1934 году, все эти годы музей принимал гостей со всего мира. Здесь можно познакомиться с историей заповедника, его животным и растительным миром, пройтись по залам музея, полюбоваться экспозицией, послушать уникальные записи птичьих голосов.В музее много оформлено витрин, представляющих собой своеобразные «окна» в мир заповедной природы. Предлагаю вам несколько загадок , ответы –это тематика отдельных витрин, обитатели нашего заповедника.

1.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. 
(Олень)

2.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. 
(Кабан)

 3. Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – 
Хоть пиши картину. 
(Бобры)

4. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. 
(Заяц)

5. Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)

6. Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами.
(Сова)

Хозяина станции: Ребята, вы молодцы! Предлагаю экскурсию по музею !


Объект №2

Музей пожаров.

Вступительное слово Хозяина станции: Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.

Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром всех он грел,
Чтоб в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С адским ревом на жилище.
Легче не пожар тушить, 
А его предупредить!

Затем учитель поясняет правила и проводит игру «Народная мудрость» Рассыпались пословицы, связанные с огнём. Нужно их правильно собрать.


Искру туши до пожара,… - … беду отводи до удара.

Спички не тронь,… - … в спичках огонь.

Спички не игрушка,… - … огонь не забава.

Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.

Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.

Не шути с огнём … - … можно сгореть.

Дорого при пожаре… - … и ведро воды.

Хозяин станции:

Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!

А бобрёнок, которого вы ищите, тоже выполнил все задания и побежал вон в ту сторону….

Объект №3

Дом бобра.

Хозяин станции: Ребята, вы попали в Дом бобра. А знаете ли вы что-нибудь об этих животных? (Дети отвечают)

Хозяин станции: В нашей стране водится много бобров. Бобр крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной от 5 м до 6 м. А сейчас я предлагаю выполнить вам некоторые задания, чтобы узнать о бобрах побольше. Может тогда вы найдёте след нашего сбежавшего бобрёнка.

Задания:

1) Выполните задания и узнаете максимальную длину тела бобра (в сантиметрах:

Ответьте на вопрос, результат запишите:
а) На сколько 100 больше 39?(61)

Ответьте на вопрос, полученное число вычтите из предыдущего результата:
б) Во сколько раз 25 меньше 100? (4) Выполняют действие 61-4=57

Ответьте на вопрос, полученное число вычтите из предыдущего результата:
в) На сколько надо умножить 39, чтобы получить 156? (4) Выполняют действие 57-4=53

Ответьте на вопрос, полученное число прибавьте к предыдущему результату и вы получите длину бобра в см:
г) Чему равно частное от деления 616 на 8? (77) Выполняют действие 53+77=130(см)

Ответ: длина бобра 130 см


2) Узнай массу бобра в килограммах, если известно, что он весит 30 000 граммов.

Ответ: 30000 г = 30 кг


3) Бобр отличный пловец и ныряльщик. Узнай, какое максимальное время в минутах он может находиться под водой, выбрав наименьшее из полученных значений х.


х+х-74=46 2х+17=47 5+4х=105


Верный ответ: 15 минут



Хозяин станции: Молодцы ребята, справились с заданием. Посмотрите, здесь разные следы. Определите, какие из них принадлежат бобрёнку и можете по ним отправляться дальше.

Подсказка: Если дети не могут определить след бобра, хозяин станции предлагает обратиться им к энциклопедии или, если есть доступ, к средствам сети интернет.


Объект №4

«Тропа Малая черепахинская»

Пояснение для ведущего. Ключ – высказывание К. Паустовского «Любовь/к/родной/стране/начинается/с/любви/к/природе». Слова записаны на обратной стороне изображений животных, названия которых нужно отгадать. Изображения прикреплены магнитиками к доске, всего 18, нужно отобрать 9. Из слов собрать фразу.

Задание для участников. Ребята, вы находитесь на станции, посвященной животным Воронежского заповедника.

На столе перед вами листочки с описанием животного. Последовательно по описанию вам предстоит дешифровать названия животных и найти их изображения.

На обратной стороне каждого правильно выбранного изображения напечатано по одному слову, из которых вам предстоит сложить высказывание известного писателя.

  1. Сохранение этого вида животных стало основной целью создания Воронежского заповедника. (Бобр)

  2. Пернатая кошка, любитель топких мест. (Болотная сова)

  3. Крупное (до 70 мм) насекомое. Зеленая окраска тела по мере высыхания растений к концу лета постепенно изменяется на бурую. При раздражении издает шипящие звуки. Редкий вид, занесен в Красную книгу Воронежской области. (Обыкновенный богомол)

  4. Бабочка, свое название по древнегреческой мифологии получила в честь матери девяти муз, изобретательницы речи и счета. Другое название – Чёрный аполлон. Редкий вид, занесен в Красную книгу России. (Мнемозина)

  5. Кожные железы этого земноводного выделяют ядовитый секрет с запахом известного овоща, по старинным славянским преданиям, оберегающим дом от порчи, сглаза, колдунов и злых духов. (Жаба чесночница)

  6. Самый маленький представитель семейства оленевых. Другое название – дикая коза. Голос этих животных напоминает собачий лай. Вид широко распространен в Европе. (Европейская косуля)

  7. В народе этих птиц нередко зовут водяными курицами и лысками за необычную «прическу». На голове представителей семейства имеется лишенная перьев бляшка. (Лысуха)

  8. Эта стрекоза с романтическим названием имеет изящное тонкое тело с перламутровым отливом. Считаются индикатором чистоты водоемов. Редкий вид, занесен в Красные книги Воронежской и Липецкой областей. (Красотка-девушка)

  9. Красивый грациозный зверь, аристократ лесов. На острове Родос в Греции сооружены бронзовые статуи этих животных, которые очень давно проявили героизм – растоптали копытами клубок ядовитых змей и таким способом уберегли людей от опасности. Широко распространен в Европе. (Европейский благородный олень)

Изображения животных

Европейский благородный олень

Болотная сова

Обыкновенный богомол

Бобр

Мнемозина

Жаба чесночница

Европейская косуля

Лысуха

Красотка-девушка

Дополнительные изображения

Медведка

Дозорщик-император

Дикая утка. Кряква

Ушастая сова

Бабочка белый адмирал

Рысь

Лось

Лягушка озерная

Выхухоль


Объект №5

«Ёжкины дорожки»

Пояснение для ведущего.

Проводит спортивные эстафеты.
Задание для участников.

Приветствую вас на станции "Ёжкины дорожки". Эта станция для тех, кто любит спорт и экстрим. Недавно сюда забегал бобрёнок и преодолел все препятствия. Предлагаю повторить его путь.

Эстафета «Гусеница»

Задание. Вся команда присаживается на корточки в колонну по одному. Положив руки на плечи впереди идущего, нужно всем вместе пройти дистанцию, не отрываясь друг от друга и не вставая.

Эстафета «Найди своих»

Перед началом конкурса подготавливают листочки с названиями животных. Каждое название должно присутствовать в двойном экземпляре. Затем все листочки складывают в мешок и перемешивают. Участники по очереди достают по одному листочку и, изображая мимикой, звуками, движениями указанное животное, пытаются найти свою пару: слон ищет слона, верблюд — верблюда, обезьяна — обезьяну и т. д. Нашедшие предоставляют свои листочки ведущему и получают от него приз.

Эстафета «Бобры строят мост».

Первый участник становится на четвереньки, второй пролезает под ним и становится рядом вплотную и т. д. Кто быстрее выстроит мост?


Эстафета «Белочка, несущая орех».

Белочка ловко прыгает с дерева на дерево, неся при этом грибы, орехи или ягоды. Обручи – это «деревья», мячи – «орехи». Задача белочки: пронести «орех» (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч).

Эстафета «Заяц, петляющий по лесу».

На линии забега устанавливают стулья – это «деревья» в лесу. Участники будут передвигаться прыжками, подражая зайцам, и при этом «петлять», то есть огибать каждый стул – «дерево». Обратно они будут возвращаться бегом.

Эстафета «Ежики»

Каждой команде выдается по 20 бельевых прищепок, один из участников команды- «ежик» садится на расстоянии 20 метров, задача игроков- нацепить как можно быстрее и больше «иголок» (прищепок) «ежику»

После эстафет: Молодцы ребята, справились с заданием. Отправляйтесь дальше по следам бобрёнка.


Объект №6

Станция «Музей В.М. Пескова»

Пояснение для ведущего. На сложенных пазлах (картинку-пазл необходимо предварительно разрезать) появится изображение с космическим кораблём «Восток-1», на борту которого Юрий Гагарин совершившим первый полёт в космос. В. Песков – основоположник космической тематики в журналистике. В апреле 1961 г. он сделал первые снимки и взял первое интервью у первого космонавта в мире Юрия Гагарина.

Задание для участников. Ребята, вы находитесь на станции, посвященной знаменитому журналисту, почетному гражданину города Воронеж, известному фотографу и телеведущему Василию Михайловичу Пескову.

Вам нужно сложить пазлы и определить, какое отношение изображенный на них объект имеет к биографии/творчеству нашего героя.


После выполнения задания Хозяин станцииговорит:

-Я знаю, где бобрёнок! Он тоже собирал такой пазл. Получившаяся картина так его заинтересовала, что бобрёнок склеил её и до сих пор внимательно изучает. Найдёте картину, найдёте бобрёнка.

(Дети находят в классе картину, возле неё бобрёнка)

За проделанную работу получают сладкие призы. Бобрёнка возвращают в заповедник.

Рефлексия. Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие, во время которого вы научились определять животных по следам, по описанию, прошли спортивные состязания и увидели много нового и интересного.

Но самое главное: мы еще раз поговорили о том, какой удивительный заповедный уголок природы расположен на территории нашей Воронежской области.

Давайте еще раз вспомним слова замечательного русского писателя К. Паустовского. (дети говорят: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!