СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкально-поэтического вечера "Русский романс»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкально-поэтического вечера "Русский романс»»

Сценарий музыкально-поэтического вечера "Русский романс»


Цели: познакомить обучающихся с историей возникновения и развития жанра романса, приобщить к национальному и культурному наследию.

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей возникновения и развития жанра романса; с творчеством русских поэтов; с проведением досуга русского дворянства 19 века на примере музыкальной гостиной, с культурой общения.
Развивающие: развитие представления о жанре романса; расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой; развитие культуры поведения и общения; развитие коммуникативных навыков и подготовка к успешной социализации.

Воспитательные: воспитание любви к русской национальной культуре, традициям; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века; воспитание, через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Учащиеся должны знать: историю возникновения и развития жанра романса; творчество русских поэтов; уметь: определить характерные жанровые признаки романса на конкретном примере, выполнить анализ поэтического текста, правильно воспринять поэтический текст и выразить это в художественном чтении, делать выводы.

Тип проекта: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Оборудование: компьютер, подключённый к сети Интернет; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Office PowerPoint-2007; портреты поэтов; сборники романсов; столики со свечами, гитара.

Эпиграф

О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

За то, что на все, что случилось с судьбой,

Ты просто и ясно ответил.

С. Кузнецова


Ход мероприятия

  1. Оргмомент. Мотивация учащихся к работе.

Звучит запись романса «На заре ты ее не буди» А.Фет

2. 1 ведущий:______________. Термин "романс" возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединенных общим сюжетом, носили название "романсеро" (так назовет сборник своих стихов великий испанский поэт 20 века Федерико Гарсиа Лорка). Распространившись в других странах, термин "романс" стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение, предназначенное для музыки, а с другой - жанр вокальной музыки.

2 ведущий____________: Истоки романса в России в вокальной камерной музыке XVIII в. - Кант, ария, песня, "российская песня", и, наконец, романс - вот те многочисленные термины, которыми обозначались тогда лирические произведения для голоса с аккомпанементом и без него. Термин "романс", заимствованный из французского обихода, встречается в. русской литературе лишь в 80-ые годы XVIII века. Первоначально "романсами" в России называли вокальную музыку на французском языке. Романсовое творчество эволюционирует с середины 19 века: резко разделяются области «академического» романса и бытового.

Исполнение романса «Я встретил Вас»


1 ведущий. Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. И великим счастьем для человечества являются моменты, когда происходит их столкновение и примирение – тогда рождается шедевр.

2 ведущий. Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, певучесть, присущая им поэтичность. Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать внимание композиторов! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта ещё при его жизни. А сколько из них сочинено потом? Верстовским, Алябьевым, Рахманиновым и великим Михаилом Ивановичем Глинкой.

1 ведущий. Девять произведений своего друга положит на музыку композитор, и каждое станет явлением в музыке. «Заздравный кубок» и « Я пью за здравие Мери» стали образцами застольной песни.

2 ведущий. Да, воистину, Глинка совершил в музыке то, что в поэзии Пушкин. Двойным шедевром стал романс « Я помню чудное мгновенье».

(чтецы – 5-6 классы)

1. Чтец (_________________). Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.

- Позволительно ли быть такою прелестною?! – воскликнул он, увидев юную жену 52-летнего генерала Керна.

2.Чтец(______________). Прошло 6 лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1925 года Анна Керн приехала в гости к своей тётке Осиповой. «Мы сидели за обедом и смеялись. Вдруг вошёл Пушкин … он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях…Мы не скоро ознакомились и заговорили. Однажды явился он в Тригорское с большою чёрною книгою... Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган»… Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу»

3.Чтец(______________). Пушкин закончил чтение поэмы, а Керн спела для него «Венецианскую ночь» Козлова на музыку Глинки. Пушкин в письме Плетнёву потом писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «венецианскую ночь…» Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность».

1.Чтец. Как-то вечером все отправились на прогулку из Тригорского в Михайловское. Через много лет Анна Петровна вспоминала: «Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей… Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставило меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать».

2.Чтец(______________). На другой день Анна Керн уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. Это были стихи «Я помню чудное мгновенье». Из письма Пушкина Алексею Вульфу: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь. Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе возле ветки увядшего гелиотропа. Я пишу много стихов, - всё это очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то».

3.Чтец(__________________). Через несколько лет другой гений – Михаил Иванович Глинка встретит на балу дочь Анны Керн, и вспыхнувшая любовь зазвучит в музыке.


(Чтение стихотворения под музыку романса « Я помню чудное мгновенье» Глинки,

исполняет_____________________)


1. Ведущий: Романс профессиональный, иначе - академический, создаваемый в основном композиторами - классиками на стихи крупных поэтов, исполняется мастерами вокального искусства; второй-«бытовой», как правило, возникает в сотрудничестве второстепенных поэтов и музыкантов и становится достоянием массового музицирования. Это, конечно, не значит отсутствие среди бытовых романсов высокохудожественных произведений. Характерным для музыкально-поэтической культуры этой эпохи был городской романс, который успешно культивировали «звезды» русской эстрады Н.Плевицкая, А.Давыдов и другие певицы и певцы, а также цыганские хоры. Цыганская манера исполнения восторженно воспринималась как обычными посетителями ресторанов и концертных залов, где обычно выступали цыгане, но и деятелями искусств Л.Толстым, И.Тургеневым, Н.Лесковым, Ф.Шаляпиным, А.К.Толстым, А.Блоком, А.Фетом. Некоторые стихотворения этих и других поэтов также входили в репертуар цыганских хоров.

2.Ведущий: А сейчас вы услышите историю одного романса непосредственно от самого автора.

Фет ( _________): До 14 лет я считал себя сыном русского дворянина Афанасия Шеншина. Но местная духовная консистория установила, что я родился до официального брака родителей, поэтому должен именоваться по фамилии матери, Фетом.

Позвольте представиться: унтер – офицер Карасирского полка Афанасий Афанасьевич Фет. Около сорока лет я потратил потом на то, чтобы избавиться от фамилии Фет, вернуть себе дворянство и фамилию Шеншин.

(Выходит Мария Лазич, присаживается на скамью.)

Фет: Мария, бог наделил Вас тонким музыкальным слухом. Вы прекрасно играете, Вас оценил известный композитор Лист. ( Присаживается рядом.)

Мария Лазич (_______): Вы удивительный человек: офицер, а пишите превосходные стихи о любви.

Он: Мария (Берет ее за руку), Вы прекрасная девушка, но я не могу жениться на Вас. Я стеснен в средствах, а Вы…

Она: (Горько) Я бесприданница, хотя и дочь генерала, но отставного и бедного.

Он: (Жестко, порывисто вставая со скамьи) Вы не понимаете. Я должен выслужить чин полковника, чтобы получить дворянство, а семья станет препятствием для продвижения по службе.

Она: (Грустно) У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд:

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придем, нас нельзя разлучить. (Уходит).

2.Ведущий: Это стихотворение Фета навеяно воспоминаниями о романе с Марией Лазич. Они расстались в мае 1850 года, оказалось, что навсегда.

Фет: Осенью неожиданно я узнал, что Марии уже нет. Она умерла! И боже мой, как ужасно! Ужасней смерть и впрямь трудно вообразить. Она уронила себе на платье непогашенную спичку и скончалась от страшных ожогов. Говорили, что так Мария покончила с собой. Нет, нет, это все домыслы.

Стихотворение под музыку романса “Я тебе ничего не скажу”. (А.А.Фет- П.И.Чайковский)

Читает ____________________ 

Ведущий 2: Отличительной чертой бытового романса является его популярность и общедоступность, соответствие вкусам широких кругов городского населения вплоть до песен городских окраин. В основу характеристики основных разновидностей городского романса положена классификация, предложенная литературоведом М. Петровским. Он выделяет из жанрового массива мещанский, цыганский, жестокий и сентиментальный романсы (в основе вычленения данных разновидностей - характер эмоциональности).

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович Зубов написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М. П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи.

Исполнение романса «Не уходи, побудь со мною» слова и стихи Зубова (жанр сентиментальный)

Ведущий 1: Городской романс порожден субкультурой города и обладает определенной ценностью в ее рамках, оставаясь при этом за пределами элитарной культуры. Основные черты городского романса: сюжет о страданиях неразделенной любви; характерная расстановка персонажей, где Он – страдающий влюбленный, Она – недостижимая возлюбленная; особая "романсовая" фразеология ("глядел он до боли в очах"); нагнетающая эмоциональное напряжение и так далее. У городского романса, как правило, нет заглавия. Его роль обычно выполняет первая строка. Городскому романсу свойственна конкретика. Это как бы "случай из жизни", воспоминания свидетеля, обычно бывалого человека.

Ведущий 2: Особой популярностью вплоть до нынешних дней пользуются романсы на стихи поэтов «серебряного века» - конца 19-начала 20 веков.

Русская поэзия этого периода — яркое, сложное, неоднозначное явление культуры. Единства не было, да и не могло быть даже внутри одной литературной группировки. Символисты, импрессионисты, акмеисты, имажинисты, различного рода футуристы сменяют друг друга, появляются новые группы молодых поэтов, чтобы завтра растаять в поиске оригинальных поэтических форм. Эпоха серебряного века длиною в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом. На протяжении серебряного века в нашей литературе проявило себя четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов 19 века), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около 1886 г.), и, наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и др., в музыке: Стравинского, Скрябина.

Ведущий 1: Серебряный век русской культуры закончился после 1917 года, с началом гражданской войны. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был серебряный век русской культуры, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще были живы большинство людей, творчеством которых был создан серебряный век, но сама эпоха закончилась. 

Исполнение романса «Мне нравится, что вы больны не мной» (сл. Цветаева М.)

Ведущий 2: Существенно влияние городского романса на авторскую песню. А. Вертинский ввел в практику процесс сочинения песен на чужие стихи (показав это в основном на примере поэзии Серебряного века), что было принято на вооружение бардами.

Особое место в авторской песне занимает поэзия военных лет.  Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». К. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт . Стихотворением-молитвой, стихотворением-заклинанием стали строки Константина Симонова “Жди меня”. Оно было опубликовано 14 января 1942 года в газете “Правда”, а написано в Москве летом сорок первого года.

Стихи военных лет переписывались от руки, посылались в письмах любимым на фронт и с фронта – в тыл, хранились у самого сердца вместе с фотографиями близких.

“Уважаемый Константин Симонов!

Пишет автоматчик, гвардии старшина, награждённый двумя медалями “За отвагу” и “За оборону Ленинграда”. Ваше стихотворение “Жди меня” переходит из уст в уста каждого молодого и пожилого бойца, оно размножено и переписано в миллион блокнотов и записных книжек. На концертах самодеятельности, с эстрады читают Ваши стихи, которые тепло встречаются всеми. Они доходчивы до солдатского сердца.

Баскаков Дмитрий, полевая почта 48715”. [4, 308].

Песня «Жди меня» (стихи К. Симонова, музыка М. Блантера).

Ученик читает стихотворение «Жди меня».

Из-за школьной скамьи ушёл на фронт добровольцем будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 50-е годы. Многие песни посвящены войне: «До свидания, мальчики», «Король», «Песенка о пехоте», «Песня о солдатских сапогах».

Звучит песня Окуджавы «Песенка о солдатских сапогах».

Чтобы попасть на передовую, подвезти вовремя снаряды и продовольствие, невозможно было обойтись без шофёров. Эта профессия в годы войны была не менее опасной, чем любая воинская специальность. А «Песенка фронтового шофёра» любима и сейчас.

Звучит «Песенка фронтового шофёра» (стихи Н. Лабковского, музыка Б. Мокроусова).

Булат Окуджава (1924—1997) стоит у истоков движения «авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное, так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне.

— Сам Окуджава сказал: «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». Вспомните другие песни Окуджавы на эту тему.

Звучит песня «До свидания, мальчики!» (1958).

Песни Б. Окуджавы лежат в традиции городского романса, они обычно «тихие», часто грустные, лиричные, мелодичные, наполнены добротой, сочувствием, милосердием.

Звучит песня «Пожелание друзьям» («Давайте восклицать...»), посвященная Юрию Трифонову.


В послевоенные годы в рамках авторской песни развитое в творчестве В. Высоцкого, Ю. Кима, позже - А. Галича, создано немало ролей, выстроенных по законам сценической композиции. "Поющий поэт" выступил в роли не только автора, но и соавтора текстов исполняемых песен. В творчестве представителей городского романса заявило о себе личностное, индивидуальное начало, ставшее определяющей особенностью авторской песни. От романсового жанра пришло в нее ролевое, драматургическое начало, а также обращенность, адресация, настроенность на общение. Романсовая традиция была органично воспринята бардами разных поколений. Так, цыганские мотивы звучали в песнях М. Анчарова, А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Кима, Булата Окуджавы, Визборга и многих других.


Ибавова Айна Ш. исполняет романс «Не отрекаются любя!»

Звучит романс   « Очарована, околдована…» Н. Заболоцкого, музыка М. Звездинского

Подошел к концу наш вечер, надеемся, что он останется в вашей памяти и что каждая новая встреча с романсом для вас будет настоящим праздником, большим волнующим событием.

И в наше время этот песенный жанр жив и продолжает радовать своих слушателей.

   В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у человека есть надежда. Давайте возьмем в руки горящие свечи и выскажем друг другу свои пожелания. (Передают свечи с пожеланиями)

 Мы надеемся, что эта встреча оставит у вас приятные воспоминания, что каждая новая встреча с русским романсом для вас будет настоящим праздником, огромным событием.

В заключении все участники  и гости исполняют песню «Изгиб гитары желтой»:

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.


Ведущий 1: А сейчас мы послушаем популярные современные романсы из любимых российских кинофильмов.

Нам хотелось бы узнать, что нового и интересного вы открыли для себя?

(Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!