Сценарий мероприятия «Тылащ пори»
Цель мероприятия:
Привлечение всех возрастных категорий коренного населения к возрождению традиционных национальных праздников народов ханты и манси
расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обычиях;
на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;
Воспитывать любовь к родному краю, культуре.
Место проведения мероприятия: Хантыйская изба.
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята! Здесь на Ямале живут разные северные народы - ханты, манси, ненцы, селькупы. У них есть свои праздники, обычаи и традиции. Ребята, а какие вы знаете праздники коренных народов? («День оленевода», «Вороний день», «Праздник первого снега», «Праздник нарождения Луны», «Проводы Лебедя»).
Нарождение Луны отмечается с января по март. Праздник уходит своими корнями в древние времена. «Нарождение луны» (полнолуние) открывается начало года, месяца.
Коренные жители в это время выходят на улицу, чтобы сделать снежный стол.
На стол ставили угощение, фигурки животных, которые сделали из хлебного мякиша и или теста. Просят Турмма благополучия, здоровья, удачи на охоте, на рыбалке.
Начнём наш праздник с того, как наши предки почитали, берегли природу. Мы с вами ребята, совершим небольшое путешествие по северному краю, увидим те обычаи , традиции, которые почитались в этот праздник «Нарождение Луны».
Участники мероприятия собирались за праздничным столом. Они извинялись перед природой за промысел на зверей и птиц. После чего проводились спортивные национальные игры, показ национальной одежды, конкурсы, игры для детей и взрослых.)
Ненецкая песня «Тэтэль-вэтэль» в исполнении группы «Сорни-най»:
Ведущий:
Послушайте, что рассказывали про «Тылащ пори» наши предки. По поводу появления праздника есть своя красивая легенда. Жил-был луноликий парень на стойбище. Сам красавец и охотник хороший. За его сердце бились две женщины, однако сам он не отдал предпочтение ни одной. Обе девушки рассердились, одна схватила его за одну руку, другая – за другую. И стали тянуть его в разные стороны. Да так сильно тянули, что вверх уплыли! На небе остались. А теперь, говорят ханты и манси, когда одна женщина сильно тянет, мы видим одну половинку месяца, когда другая сильнее тянет – мы видим другую половинку месяца.
С тех пор рождение месяца или полнолуние три месяца подряд в январе, феврале и марте.
Исполнение танца «Мастерицы».
Ведущий:
Много тысячелетий насчитывает почитание огня, особенного домашнего очага. Согласно народным традициям, у народа ханты не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо.
По верованиям запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого зверя, шуметь в лесу, рубить деревья.
Во всех действиях и обычаях народ ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить и твой народ». Основным занятием хантов было и есть оленеводство, рыболовство и охота.
Танец охотники
Ведущий:
Важную роль играли в поверьях астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом.
Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению ханты появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.
Загадки
Ведущий:
1.Собирается, но не конструктор,
Конус, но не геометрическая фигура.(чум).
2.Крыша, но не дома,
Вся в дырках, но не шкура дикого оленя.(Ночное звездное небо).
3.Растут две ветки, но не на кусте.(Оленьи рога).
4. Летает , но не мошка,
Узорная, но не орнамент.(Снежинка).
5.Белый, но не день.
Тает, но не снег,
Сладкий, но не изюм.
6.Живой, но не человек,
Урчит, но не кошка.
Всего одна рука, да и то на спине.(Чайник).
7.Деревянные, но не ложки,
Едут, но не колёса.
Везут, но не снегоход. (Нарты).
Ведущий:
-Праздник «Тылащ поры» для представителей коренных народов носит сакральный характер, своими молитвами участники данного обряда обращаются к силам и духам природы с просьбой о помощи. В это время начинает просыпаться природа, и им крайне важно, какая будет весна, ведь от этого зависит их дальнейшее благополучие и достаток.
Песня «Мой отец оленевод» исполняет коллектив «Сорни най»
Ведущий:
-Праздник «Тылащ поры» для представителей коренных народов носит сакральный характер, своими молитвами участники данного обряда обращаются к силам и духам природы с просьбой о помощи. В это время начинает просыпаться природа, и им крайне важно, какая будет весна, ведь от этого зависит их дальнейшее благополучие и достаток.
Стихотворение о Ямале
Снова тундра золотом одета
Звонко в небе плачут журавли.
Вспоминая солнечное лето,
Улетая от родной земли.
Не горюйте! Солнце жарким светом
Озарит безбрежные снега.
Вновь вернётся в нашу тундру лето.
Стихнет вьюга, замолчит пурга.
Не пугают вьюги нас и годы.
Мир прекрасен, где стоит наш дом.
Пьём нектар любви родной природы.
На Ямале мы с тобой живём.
Ведущий:
Если каждый из нас будет знать традиции своего народа, томы сможем сохранить природу для своих потомков по другому будем воспринимать окружающий мир станем относиться к животным и растениям добрее и внимательнее тогда наша Земля станет прекраснее и красивее, а люди добрыми и милосердными. Мы благодарим всех участников праздника за выступления, зрителей за внимание и всех приглашаем на совместное фото! Спасибо за внимание!