СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия по МХК "Ретро шлягер"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия по МХК для 10-11 классов на тему "Ретро шлягеры"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия по МХК "Ретро шлягер"»

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МХК

«Ретро шлягер»

Цель: формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность.

Задачи: развитие интереса к разнообразным музыкальным жанрам, формирование эстетического вкуса обучающихся, знакомство с творчеством  отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей, повышение уровня исполнительского мастерства обучающихся.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, звуковое оборудование (микрофоны).

(композиция Louis Armstrong - Let my people go)

Учитель: Здравствуйте, дорогие, гости, присутствующие в зале!
Наше мероприятие называется «Ретро-шлягер». Вначале, давайте вспомним, что же означает это интригующее название. Шлягер  – это модная, популярная эстрадная песня с запоминающейся мелодией, имеющая большой тираж и огромный успех!
Эпоха «ретро» – это годы прошлого столетия – это огромная эпоха, наполненная силой и нежностью, достоинством и верой, несмотря на все ее трудности. Значит, сегодня вас ждут незабываемые мгновения встречи с популярными мелодиями прошлых лет.
Мы очень надеемся, что зрители будут активными участниками нашего мероприятия.

Блок 20-30 – е гг.

(информация на фоне музыки Л. А «Хелло! Доли!»

В1.Узнали???? Невозможно себе представить мировую музыку без Луи Армстронга, композиция которого открыла наш «Ретро-шлягер»

В2.Луи Армстронг тот самый человек, который внес огромный вклад в распространении такого музыкального направления как джаз, свинг. Именно благодаря его таланту трубача и певца, личному обаянию и любви к музыке мы можем сейчас наслаждаться уникальными композициями.

В1.Луи Армстронг, величайший джазовый трубач в истории, родился в 1901 году в одном из самых бедных негритянских районов Нового Орлеана. В середине двадцатых годов Луи Армстронг живет то в Нью-Йорке, то в Чикаго, успешно работая в обоих городах, сотрудничая со многими музыкантами, театральными шоу-бэндами. В конце 20-х годов Армстронг записывает свои лучшие альбомы, ставшие лучшими примерами классики джаза.

В2.Луи Армстронг, оказавший неоценимое влияние на всю современную музыку, до сих пор остается непревзойденным как по популярности, так и по виртуозности джазовым исполнителем на Земле. 

В1:Предлагаем вашему вниманию замечательную композицию Луи Армстронга Хелло! Долли!

Звучит «Хелло! Долли!»



В2.А давайте вспомним ещё об одном очень интересном стиле, который возникает так же в Америке в это же время. Как ты думаешь, какой?

В1.Я предполагаю, что это кантри!

В2.Да, кантри — это жанр народный, музыка уездных провинций, ковбойских салунов, олицетворение простой романтики, дань уважения многовековым народным традициям. Сегодня старинные кантри-композиции можно смело отнести к наиважнейшим ценностям музыкального наследия.

В1.Давайте вместе насладимся этой танцевальной композицией в исполнении детского танцевального коллектива .

Танец «Кантри»

В1.А как же в этот период жанр джазовой музыки развивается в СССР?

В2.Очень даже в стремительном темпе!

В1.И кто же является отцом этого жанра в нашей стране?

В2.Да это же Леонид Утесов!

В1.Впервые Леонид Утёсов познакомился с джазом в 1926 году, когда в России гастролировал американский квинтет Jazz Kings, в составе которого был знаменитый джазовый саксофонист и кларнетист Сидни Беше. Выступал и джаз-бэнд Сэма Вудинга, сопровождавший водевильную группу «Шоколадные ребята».

В2.А в 1927 Утёсов посетил в качестве туриста Париж, и эта поездка оказалось судьбоносной. Его поразили красочные костюмированные шоу знаменитых танцовщиц и певиц  с их роскошными декорациями, сценическими эффектами и многочисленными переодеваниями.

В1.Там же он посетил музыкальное представление нью-йоркского коллектива Теда Льюиса, в лице которого Утёсов встретил не только ровесника, но и артиста-двойника: комика, очень живого и весёлого, с выразительной мимикой, декламатора, певца, танцора, владеющего цирковыми трюками и необыкновенно общительного.

В2.Он воплотил свою идею, создав новый жанр советской музыкальной эстрады и дав ему название «теа-джаз», что значит театрализованный джаз. Итак, джаз оркестр под управлением Леонида Утесова

(Джаз оркестр под управлением Л. Утесова)

В1. Композитор Исаак Дунаевский считал оркестр «теа-джаз» наиболее профессиональным студийным коллективом и приглашал озвучивать его музыку к кинофильмам «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Искатели счастья» и «Девушка спешит на свидание».

В2.Исаак Дунаевский и Леонид Утесов подарили мировой музыкальной культуре незабываемые хиты.

В1.Да, если вспомнить танго «Утомленное солнце», популярность которого была необычайной. Его исполняли многие певцы. Но особый успех песня  имела в исполнении Леонида Утесова и Иосифа Кобзона.

В2.Песни «Легко на сердце от песни веселой», «Веселый ветер»

В1.А с третьего класса нам знакомая «Жил отважный капитан»

В2. «Школьный вальс», который сопровождает нас все школьные годы, потом под его звуки мы приведем своих детей в стены родной школы.

В1.Песни, они сопровождают нас всю жизнь. Такие разные и близкие нашему сердцу, ставшие неотъемлемой частью нас самих.

В2. Как бы ни казалось странным, но в последние годы очень стал распространенным и модным танец буги – вуги…

В1.Буги – вуги - это североамериканский танец, возник в 1920-х годах на основе фортепианного буги-вуги. Все дело в том, что в послевоенный период жители Европы видели, насколько красиво и весело танцуют американские солдаты, а поэтому решили очень быстро приспособить такие танцы к популярной в своих странах музыке.

В2. В Советском Союзе именно этот танец стал крайне популярным в среде стиляг, в чем тоже далеко не последнюю роль сыграл американский кинематограф того времени.

В1.В нем начали использовать более сложные акробатические трюки, существенно поменялась музыка, а со временем туда и вовсе начали добавлять гимнастические элементы. 

Танец «Буги-вуги»

В1.Большинство современных меломанов и кинолюбителей знакомы с песней “Oh, Pretty Woman” по мелодраме «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Но история всемирной славы песни началась за четверть века до ее включения в саундтрек к фильму. Хитом “Oh, Pretty Woman” стала еще в 1964 году, когда она в течение трех недель находилась на вершине Billboard Hot 100, а знаменитая картина лишь напомнила публике об этом шедевре американского певца Роя Орбисона.

В2.Он написал “Oh, Pretty Woman” в соавторстве с Биллом Дизом, когда они были дома у Роя и работали над новым материалом. К ним зашла жена Орбисона Клодетт и сказала, что идет по магазинам. Рой поинтересовался, есть ли у нее деньги, а Диз пошутил: «Красотке деньги вообще не нужны».

В1.Орбисон тут же начал напевать первую строчку будущей песни, а Билл стучал рукой по столу, имитируя цоканье каблуков по тротуару. Через час-другой песня “Oh, Pretty Woman” была готова. Через неделю ее записали, а еще через неделю выпустили синглом. Позже Рой говорил, что они сочиняли песню не дольше, чем она звучит.

В2.Смысл “Oh, Pretty Woman” Орбисон объяснил так: «Средняя часть песни — это баллада: впервые увидев девушку, он не сомневается, что покорит ее; затем он уже не так в этом уверен; позже он впадает в отчаяние; наконец, он решает забыть об этом; и тут она возвращается».

В1:Встречайте!Для вас выступает ученица 1-Б класса Стасевич Карина

Номер Карины под песню “Oh, Pretty Woman”

В1: Очень уместно нам сейчас вспомнить Элвиса Пресли.

В2:Жизненный путь Элвиса Пресли стал воплощением американской мечты. Привлекательный юноша из бедной семьи в одночасье стал кумиром публики, разрушив стереотипы музыкального мира. Петь как черный, одеваться как черный, вести себя как черный — разве мог позволить себе добропорядочный белый американец подобные выходки в середине XX века? Нет. Элвису суждено было изменить это.

В1:После первых выступлений Пресли на телевидении Америка взорвалась: одни были в шоке, другие поклонялись Элвису, как идолу. Старшее поколение признавало его бездарным и вульгарным, молодёжь копировала с него абсолютно всё – манеру двигаться, одеваться, петь.

В2:Летом 1956 года Элвис добился популярности за рубежом, там издавались его пластинки, особенно любили музыку Пресли в Германии и Великобритании. Вскоре певца стали называть не иначе как королём рок-н-ролла.


В1:Его музыкальные достижения вряд ли сравнимы с чьими-либо другими:

  • более миллиарда виниловых пластинок и компакт-дисков продано в мире с композициями Пресли;

  • 149 его песен попадали в «горячую сотню» хит-парада «Биллборд» (этот рекорд никем не побит);

  • 150 альбомов Элвиса в США стали золотыми, платиновыми и мультиплатиновыми;

  • певец имел три награды «Гремми».

В2:Для вас звучит композиция короля рок-н-рола.

Композиция Элвиса Пресли

В 1: В 70-е годы к нам пришли коллективы электромузыкальных инструментов. В сопровождении их массовая песня зазвучала по-новому.
В 2: Без вокально-инструментальных ансамблей история популярной музыки не может быть представлена полностью. 70-е годы стали переломными в истории популярной музыки.
В 1: Давайте вспомним ВИА тех времен…. Ведь именно Вокально – инструментальные ансамбли стали популярными в те годы. Это такие как :
Песняры
В 2:Веселые ребята
В 1:Поющие гитары
В 2:Добры молодцы, Скорпионы
В 1:Земляне, АББА
В 2:Голубые гитары, Квин
В 1:Самоцветы, Пинк флойд 
В 2: Синяя птица, Битлз
В 1: Начинает свое творчество группа «Машина времени» … Перечислять можно до бесконечности…

(Игра с залом)


Учитель: Давайте продолжим вместе вспоминать и петь наши любимые песни. Я даю вам варианты песенных строчек, а вы их продолжаете.
Люди встречаются…
Как же нам не веселиться …
Ландыши, ландыши…
Ой цветет …
Ой мороз…
А у нас во дворе…
Там где клен шумит…
Мы поедем, мы помчимся….
Где то на белом свете…

И улыбка, без сомненья …



В 2:А какие яркие звезды эстрады зажглись в эти годы: Йосиф Кабзон

В 1:Муслим Магомаев,

В 2: Аида Ведищева,

В 1:Лев Лещенко,

В 2:Майя Кристалинская,

В 1:Юрий Никулин,

В 2:Андрей Миронов,

В 1:Марк Бернес,

В 2: Эдуард Хиль,

В 1:Анна Герман,

В 2:Эдита Пьеха,

В 1:Людмила Гурченко

В 2:Да! Этот список мы можем долго продолжать…

В 1: Давайте послушаем одну замечательную песню того времени…

Песня «Стоят девчонки»



В 1: Пришло время вспомнить о старом кино. О тех добрых, наивных и благородных фильмах можно рассказать много.
В 2.Тогда не была так развита компьютерная графика и спецэффекты – но это не мешало создавать шедевры таких фильмов, как “Бриллиантовая рука”, “Джентльмены удачи” или “Иван Васильевич меняет профессию”.
В 1: А если вспомнить такой замечательный фильм, как “Москва слезам не верит”. При просмотре этого фильма, который настоялся со временем, наполнился дивными ароматами, ностальгии и очарования, подрастающее поколение действительно узнали, как люди жили в СССР.

В 2: За один 1975-ый год в СССР были сняты:
«Афоня», (реж. Георгий Данелия)
В 2: «Звезда пленительного счастья», (реж. Владимир Мотыль)
В 1: «Здравствуйте, я ваша тётя!», (реж. Виктор Титов)
В 2: «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», (реж. Эльдар Рязанов)
В 1: «Кавказский пленник», (реж. Георгий Калатозишвили)
В 2: «Они сражались за Родину», (реж. Сергей Бондарчук)
В 1: «Приключения Буратино», (реж. Леонид Нечаев)
В 2: «Табор уходит в небо», (реж. Эмиль Лотяну)
В 1: «Там, за горизонтом», (реж. Юрий Егоров)
В 2: «Финист — Ясный Сокол», (реж. Геннадий Васильев)
В 1: «Это мы не проходили», (реж. Илья Фрэз)

и это еще не полный список кинофильмов созданных в эти годы…

(Игра с залом)

В 2: А вы уважаемые гости, хорошо помните отечественные фильмы? А мы сейчас это и проверим.
В 1: Скажите известную фразу с кинофильма “Иван Васильевич меняет профессию”, которую произнес Иван Грозный, когда увидел новостроенную Москву.
Ответ: Красота-то какая! Лепота!
В 2: Перечислите все положительные качества главной героини Нины из к/ф. “Кавказская пленница”, которыми описал товарищ Саахов на мероприятии.
Ответ: Комсомолка, студентка, спортсменка и просто красавица.
В 1: Кем работал главный герой из к/ф. “Джентльмены удачи” до того, как стал отъявленным зэком по кличке Доцент.
Ответ: заведующий в детском саду.
В 2: Какая любимая песня Семена Семеныча из к/ф. “Бриллиантовая рука”, которую он блестяще исполнил в ресторане “Ива”.
Ответ: Песня про зайцев.
В 1: Куда ходил каждый год 31 декабря с друзьями Евгений Лукашин из к/ф. “Ирония судьбы, или с легким паром!”.
Ответ: В баню.
В 2: “Какая гадость, какая гадость это ваша….” – что имел виду Ипполит с к/ф. “Ирония судьбы, или С легким паром!” называя “Гадостью”.
Ответ: Заливную рыбу.
В 1: “Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?” – из какого к/ф. эта цитата.
Ответ: «Москва слезам не верит».
В 2: “- Девушка, а, девушка, а как вас зовут?
– Таня.
– А меня Федя!”
Ответ: – Ну и дура!

В1: Да! Вот это фильмы, которые хочется и хочется пересматривать, от которых поднимается настроение. Другими словами :ДУША ПОЕТ!

В1:ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Юрия Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне.



В 2: Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех».  В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Юрия Лозу, Игоря Николаева.



В 1: Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Раймонд Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е.



В 2: «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.



В 1: Настоящими «жемчужинами» в лирическом репертуаре певицы стали песни, написанные композитором Марком Минковым — тонкие, очень «женские», с богатой эмоциональной палитрой. Важную роль в этом сыграл не только несомненный мелодический дар композитора, но и стихи, которые он отыскал у поэтессы Вероники Тушновой. Первым таким стихотворением стало «Не отрекаются любя».

В 2: Это был сборник «Сто часов счастья», изданный в год смерти поэтессы в 1965 году. Книгу Вероника Тушнова посвятила поэту Александру Яшину — последнему любимому мужчине в своей жизни. Любовь настигла этих людей, когда им было далеко «за сорок». Яшин был женат, и не мог бросить жену и четверо детей.


В 1: Алла Борисовна говорит : «…у меня была задача, чем, конечно, я тогда убила Марика: не повториться. То есть каждый раз по-разному спеть. И с тех пор я всегда эту песню стараюсь петь по-разному, потому что её невозможно спеть одинаково. Разные чувства владеют тобой, когда ты поёшь эту песню. …Мы ведь как с Минковым работали над „Не отрекаются любя“? Песня буквально по крохам складывалась, и форма ее исполнения определилась уже на сцене, во время выступления. Зато сейчас я при её исполнении чувствую себя абсолютно свободно — она позволяет и петь, и говорить, и даже, если хотите, кричать со сцены — и зритель все это прекрасно воспринимает».



Песня «Не отрекаются любя»



В 1:Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов.



В 2: Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи  в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.



В 1:В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.



В 2: Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.

В 1:Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.



В 2: Музыка 90-х годов - это, можно сказать, современная музыка, мы все ее помним, знаем, любим, а многие авторы, завоевавшие популярность в те годы, остаются популярными и сейчас.

В 1:И все же приоритеты у всех разные. Техно, готика, латино, диджи-мьюзик, рэп, альтернативный рок, панк - можно было бы долго перечислять все, чем одарил слушателя этот период.

В 2: Для одних 90-е остались эпохой Элтона Джона и его сингла Sacrifice, для других - это Уитни Хьюстон, чья слава, начавшаяся в 80-х, только росла.

Что касается рока, то к 90-м в нем образовалось множество новых стилей, течений направлений.

В 1:Один из самых заметных стилей рока в 90-х был гранж. Этот стиль зародился в музыке групп города Сиэттла, на тот момент одной из столиц рок-музыки. В авангарде гранжа - депрессивного и отчаянного - шла группа Nirvana. Курт Кобейн, ее лидер, чья жизнь так трагически закончилась тогда же в 90-е (1994), был назван голосом поколения. Для многих именно эта группа осталась самой знаковой группой 90-х.

В 2: Одной из самых знаковых песен этого десятилетия стала песня My Heart Will Go On канадской певицы Селин Дион. Использование ее в фильме «Титаник» принесло певице славу и Оскара. 1999 год многим запомнился появлением Бритни Спирс с альбомом …Baby One More Time. В этом же году мир активно завоевывала латинская музыка и созвучная ей: Дженифер Лопес, Рики Мартин, Энрике Иглесиас.

В 1:В России в это время: в группе «Браво» в 90-м появился новый солист Валерий Сюткин, стиляги из Москвы на пике популярности. «Агата Кристи» из Екатеринбурга выпустила альбомы «Декаданс», «Позорная звезда», «Опиум» - и покорила стадионы. В 1997 году из далекого Приморья пробился «Мумий Троль». «Машина времени» выпустила две программные баллады «Однажды мир прогнется под нас» и «Он был старше ее», которые тоже стали своеобразными знаками эпохи.

В 2: Во второй половине 1990-х начинается деятельность таких популярных коллективов, как «Иванушки International», «Руки вверх», «Дискотека Авария».

В 1:Их популярность росла, но они чаще всего оставались простыми людьми, пытающиеся открыть дорогу популярной музыке.

В 2: На телеэкранах появляются музыкальные каналы по которым в первые в России показывают видеоклипы музыкальных групп. Музыкальное телевидение стало главной движущей силой современной популярной музыки. 

В 1:С развитием в 90-х цифровых технологий, на смену аналоговым системам многоканального звука пришли цифровые, что позволяет больше экспериментировать с различными музыкальными стилями.

В 2: В мире цифровых технологий появляется новый формат МР3, он позволяет стать музыке более доступной.

В 1:За ХХ век музыка претерпела коренные изменения и эта эволюция еще далеко не закончена. Сейчас многие музыканты смело берутся за осуществление самых неожиданных проектов, пытаясь совместить несовместимое: классику и электронную музыку, джаз и современную танцевальную музыку, рок и техно и др.

В 2: Конец XX века 90-х, начало XXI века запомнились становлением нового направления музыки – электронной музыки. Рейв, танцевальная революция, клубная культура, невиданная популярность танцпола. Электроника выплеснулась в поп-чарты, а затем на стадионы.

В 1:Мир современной музыки стал удивителен и многообразен. Множество направлений, стилей и уникальных исполнителей позволяют любителю музыки слушать именно то, чего хочется лично ему, вне зависимости от того, насколько популярен любимый стиль.



Учитель: И все-таки старые песни бессмертны! Они возвращаются и звучат с новой силой, снова становятся с нами рядом и живут, несмотря на другую моду и появление новых жанров и направлений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!