СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно – музыкальной композиции «Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный. Фронтовая хроника Александра Трифоновича Твардовского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сценарии литературно-музыкальной композиции представлены стихотворения А.Т.Твардовского, написанные им в период Великой Отечественной войны и после её окончания. Все его произведения проникнуты болью утрат по погибшим в этой войне, сохранением памяти о погибших, которые отдали свои жизни ради всеобщего счастья и мира на всей Земле

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно – музыкальной композиции «Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный. Фронтовая хроника Александра Трифоновича Твардовского»»

Слайд № 1 Содержание:

Название литературно – музыкальной композиции; заглавие, подзаголовок; портрет А.Т. Твардовского в солдатской шинели

Ссылка на слайд №1: «Реквием» Моцарта


Все юноши – чтецы имеют атрибуты военной формы: шинель, пилотку, гимнастерку, сапоги, автоматы и др.


Ученик – чтец №1


На сцене полумрак, отдаленный свет, направленный на выходящего ученика – чтеца №1 в шинели, пилотка в руке.


После прочтения стихотворения гаситься свет на сцене, ученик – чтец №1 уходит со сцены.


Слайд №2 Содержание:

кадры хроники первого дня войны; на фоне зарева появляется дата 22 июня 1941 года.


Ссылка на слайд №2: песня «Священная война», слова В. Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова.


На сцене полумрак, из – за кулис с обеих сторон выходят ученики – чтецы № 2,3 с автоматами в руках, с накинутыми на плечи плащ – палатками.

Отдаленный свет вначале направляется на ученика – чтеца №2, затем ученика – чтеца №3.


Ученик – чтец №2






























Ученик – чтец №3





















Ученики – чтецы № 2,3 уходят за кулисы по обе стороны после прочтения стихотворения. На сцене полумрак.


Слайд № 3 Содержание:

кадры хроники войны с отдаленным громыханием от снарядов, бомб и т.д. На фоне кадров хроники появляется плакат «Родина мать зовет!»


На сцене полумрак, отдаленный свет направлен на входящего ученика – чтеца № 4.


Ученик – чтец № 4























Ученик – чтец № 4, читая, подходит к краю сцены, спускается на третью ступеньку, садится на ступеньку, продолжая чтение стихотворения. Остается сидеть на ступеньке. Отдаленный свет направлен на сидящего ученика – чтеца № 4.

Слайд № 4 Содержание:

кадры хроники войны или кинофильма, сопровождающие содержание стихотворения «Рассказ танкиста».


Выходит ученик – чтец № 5 с атрибутами солдата – танкиста (к примеру, в комбинезоне со шлемом). Рассказывая, проходит к сидящему ученику – чтецу № 4, садится на вторую ступеньку, продолжая читать стихотворение.


Ученик – чтец № 5










































Ученик – чтец № 5 остается сидеть на ступеньке. Отдаленный свет направлен на сидящих чтецов.


Слайд № 5 Содержание:

кадры хроники войны или кинофильма, сопровождающие содержание отрывка из стихотворения «Минское шоссе». По шоссе танки с надписями «На запад», «За Родину…» и др.


Ученик – чтец № 6 проходит через всю сцену к сидящим, садится на край сцены и ведет рассказ (читает стихотворение). В процессе прочтения стихотворения чтецы № 1, 2, 3 присоединяются к слушателям, садятся на ступеньки. Свет направлен на группу чтецов.


Ученик – чтец № 6







































Сцена освещается неярким светом.


Слайд № 6 Содержание:

кадры хроники войны или из кинофильма: водружение флага Победы над Рейхстагом.

Ссылка на слайды № 6, 7, 8, 9 песня «День Победы».


При звуке песни «День Победы» все чтецы встают и читают по очереди отрывки из стихотворения «В тот день, когда окончилась война».


Ученик – чтец № 1










Слайд № 7 Содержание:

кадры хроники о войне: памятные плиты с надписями фамилий участников ВОВ, погибших во время сражений.


Ученик – чтец № 2









Слайд № 8 Содержание:

Кадры хроники о войне: залпы «Салюта Победы!».


Ученик – чтец № 3









Ученик – чтец № 4









Слайд № 9 Содержание:

кадры хроники о войне: возложение гирлянд,

цветов к могилам, памятникам погибших в ВОВ.


Ученик – чтец № 5












Выходит ученик – чтец № 7, присоединяется к стоящим чтецам и читает стихотворение.


Ученик – чтец № 7









Ученик – чтец № 6







Все ученики – чтецы при чтении чтецом № 6 слов «… Победы и великого прощанья.» - опускают головы.


Непродолжительная пауза. Сцена замирает.


Слайд № 10 Содержание:

кадры хроники о войне: встреча воинов – освободителей женщинами, девушками и т.д. с цветами.


Ссылка на слайд № 10: песня «Венский вальс»


Две девушки в ярких цветастых платьях, в туфельках, кружась в вальсе с букетами цветов в зале перед сценой под звуки песни, останавливаются и читают стихи.


Ученица – чтец № 1







Ученица – чтец № 2





Девушки – чтецы раздают юношам – чтецам цветы под звуки «Венского вальса», все радуются, проникнуты счастьем мира, Победы…


Сцена замирает на период показа слайда № 11


Слайд № 11 Содержание:

кадры хроники из жизни А. Т. Твардовского или его портрет (не в военной форме)

На слайде стихи А. Т. Твардовского каждая стихотворная строка выходит крупным планом на весь (экран) слайд по очереди










Ссылка на слайд № 11 : «Реквием» Моцарта

«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный»


«Фронтовая хроника Александра Трифоновича Твардовского»






Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

1944



















22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Все, все у сердца на счету,

Все стало памятною мечтой.

Стояло юное, в цвету,

Едва с весной расставшись, лето;

Стояла утренняя тишь,

Был смешан с медом воздух сочный;

Стекала капельками с крыш

Роса по трубам водосточным;

И рог пастуший в этот час,

И первый ранний запах сена…

Все, все на памяти у нас,

Все до подробностей бесценно:

Как долго непросохший сад

Держал прохладный сумрак тени;

Как затевался хор скворчат –

Весны вчерашней поколенья;

Как где – то радио в дому

В июльский этот день вступало

Еще не с тем, о чем ему

Вещать России предстояло;

Как у столиц и деревень

Текло в тундре начало суток;

Как мы теряли этот день

И мир – минуту за минутой;

Как мы вступали за черту,

Где труд иной нам был назначен, -

Все, все у мира на счету,

И счет доныне не оплачен.


Мы так проститься с мирным днем,

И нам в огне страды убойной

От горькой памяти о нем

Четыре года было больно.

Нам так же больно и терпеть,

Когда опять наш день в расцвете,

Всей болью горестных потерь,

Что не вернуть ничем на свете.

У нас в сердцах та боль жива,

И довоенной нашей были

Мы даже а пору торжества

Не разлюбили, не забыли.

Не отступили ни на пядь

От нашей заповеди мира:

Не даст солгать вдова иль мать,

Чьи души горе надломило…

Во имя счастья всех людей

Полны мы воли непреклонной –

В годах, в веках сберечь наш день,

Наш мирный день, июль зеленый.

1950














С угарною пылью похода

И солью солдатской спины.

Июль сорок первого года,

Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной –

Сражений грохочущий вал.

Там детство и юность вторично

Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,

И жизнь до конца дорога,

Но с радостью прежней не смею

Смотреть на поля и луга;

Росу обивать молодую

На стежке, заметной едва.

Куда ни взгляну, ни пойду я –

Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет больна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

(Отрывок из стихотворения «Жестокая память»)





















БЫЛ ТРУДНЫЙ БОЙ…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.


Тут угадай – ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!


Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

- Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.


Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.


Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.


Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…


Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

1941

(Отрывок из стихотворения «Рассказ танкиста»)



















Все, как тогда, в то лето злое:

И жесткий шорох пыльных трав,

И ветер, дышащий золою,

И грохот бомб у переправ,

И блеклый хворост маскировки,

И жаркий, жадный ход машин,

И пеший, раненный на бровке, -

И он, наверно, не один…

И вздох орудий недалекий,

И гул шоссейного моста,

И тот же стон большой дороги,

И те же самые места:

Низины, добрые сосенки,

Где, отмечая срок войны,

Трехлетней давности воронки

Меж новых, нынешних видны.

И жженой жести тот же запах,

И пепелищ угарный дым.

Но только – мы идем на Запад.

Мы наступаем. Мы громим.

Мы бьем его, что день, то пуще,

Что час, то злей и веселей,

В хвосты колонн его бегущих

Врываясь вдруг броней своей.

Ему ни отдыху, ни сроку,

Беги, куда бежать – гляди:

На пятки жмем, всыпаем сбоку,

И – стой! – встречаем впереди.

Идет, вершится суд суровый.

Священна месть, и казнь права.

И дважды, трижды в день громово

Войскам салюты шлет Москва.

Войска идут вперед на Запад.

Вперед на Запад. До конца!..

1944

(Отрывок из стихотворения «Минское шоссе»)














В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.







До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.






И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.

Внушала нам стволов ревущих сталь,

Что нам уже не числиться в потерях.

И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,

Заполненный товарищами берег.


И, чуя там сквозь толщу дней и лет,

Как нас уносят этих залпов волны,

Они рукой махнуть не смеют вслед,

Не смеют слова вымолвить. Безмолвны.

Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями

И с теми, что в последний день войны

Еще в строю стояли вместе с нами;






Простились мы. И смолкнул гул пальбы,

И время шло. И с той поры над ними

Березы, вербы, клены и дубы

В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появиться листва,

И наши дети вырастут и внуки,

А гром пальбы в любые торжества

Напомнит нам о той большой разлуке.

(Отрывок из стихотворения «В тот день, когда окончилась война»)





Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

1966

Суда живых не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончания

Живет, гремит торжественный салют.

Победы и великого прощанья.

1948





















В ЧАС МИРА

Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.



Еще теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните, люди,

Переступив войны порог…

3 августа 1945 г.









Живым – живое в этой жизни краткой,

Но каждый в вечность уходящий час,

Но каждый камень нашей мирной кладки,

Но каждый колос, что растет для нас

И зреет на полях необозримых,

Но каждый отзвук радиоволны –

Все память о товарищах родимых,

Когда – то не вернувшихся с войны.

Расставшись, мы не стали им чужими

Среди забот и новых дел своих.

Но если б мы одной лишь скорбью жили,

Мы были б нынче недостойны их.

(Отрывок из стихотворения «Их памяти», 1949 – 1951 г.г.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!