СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сценарий лекции-концерта "По страницам "Детского альбома "П. И. Чайковского"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Сценарий лекции-концерта "По страницам "Детского альбома "П. И. Чайковского"»

Сценарий «По страницам «Детского альбома»

П. И. Чайковского»


Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

(Дети называют композитора П. И. Чайковского)

А кто же он по профессии?

Правильно! Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.

(Дети рассказывают о композиторе все, что знают)

Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома». Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».

Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)

Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.

А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.

Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?


(берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)

А теперь обратите внимание, что у меня в руках?

Дети: «Детский альбом» П. И. Чайковского.

А что вы о нем знаете?

(Дети высказывают свои знания о «Детском альбоме»)


Бом-бом, открывается альбом,

Не простой, а музыкальный,

То веселый, то печальный,

Сочиненный для ребят

Много-много лет назад.


И сейчас я вам загадаю загадку:


Они в коробочке лежат, но если их достать,

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,

Кто скажет, как мы их зовем?

(показ иллюстрации деревянных солдатиков)

♫ «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

— Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.

Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках, у куклы повязка на голове.

Кукла заболела, на бочок легла. Дали ей конфетку – кукла не взяла,

 Кукла Маша заболела.
- Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко!
- Не поможешь ей, бедняжке.


— Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)

— Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.


♫ «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»

— Вы узнали произведение?

— О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?

— Какая музыка по характеру?

— Что вы услышали в музыке?

(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)

— Кто-то к нам в гости пришел.

(муз. рук. вносит других кукол)

— Вот и новые куклы пришли.

П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»

— Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет? Какой танец Вам напоминает эта музыка?

♫ «НОВАЯ КУКЛА»

Ребята, а какие вы еще танцы знаете?

Взяли за руки друг, друга

Вместе встали все по кругу,

Весело скачи и только

Называем танец…….. ПОЛЬКА

♫ «ПОЛЬКА»

— П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.

♫ «БАБА-ЯГА»

— Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?

(дети высказывают свои предположения)

Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»

Живёт она в чаще дремучей лесной
И в ступе летает, и машет метлой:
Зовётся она Костяною ногой
И хитрой, коварною….
(Бабой — Ягой)

♫ «НЕАПОЛИТАНСКАЯ ПЕСЕНКА»

Неаполь - это город в Италии. В своей пьесе П. Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов.

Это море предо мною, это небо голубое,
Эти солнечные сети - как без них прожить на свете?
Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда!

Мой Неаполь!
Здесь под жарким солнцем южным,
Здесь под облаком жемчужным
Не прийдёт ко мне беда.

Мой Неаполь!
Место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда!

Здесь всё вокруг моё:
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

В Неаполе моём без песен делать нечего.
Поют с утра до вечера здесь юноши и девушки.
И бабушки и дедушки, и каждый двор и дом.
Распевают все кругом здесь, в Неаполе родном.

Засыпаем сладко!

♫ «СЛАДКАЯ ГРЕЗА»

Он приходит каждый вечер,
В небе звёзды будто свечи,
И под этот чистый свет
Прилетит ко мне рассвет!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!