СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий лекции-концерта "М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий лекции-концерта о жизни и творческом пути М.И.Глинки"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий лекции-концерта "М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ЛЕКЦИЯ - КОНЦЕРТ

«М.И. ГЛИНКА. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ»

К 220-летию со дня рождения

Ведущая: Рау Н.Г.

2024 г.

Дорогие друзья

Сегодняшняя наша встреча посвящается предстоящему 220-летнему юбилею со дня рождения великого сына земли русской, имя которого составляет славу русской музыки. (Слайд1) .Творчество М.И. Глинки – основа духовного богатства нашего народа.

Вот что писал в своей автобиографии сам Михаил Иванович: «Я родился 1804 года, мая 20-го дня, утром на заре в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке... (Слайд2) Вскоре по рождении моём матушка моя, Евгения Андреевна, урождённая Глинка, принуждена была предоставить первоначальное моё воспитание бабке моей, Фёкле Александровне. (Слайд3) С нею, кормилицею и нянею, провёл я около трёх или четырёх лет, видаясь с родителями весьма редко. Я был ребёнком слабого сложения и нервного расположения, бабка моя, женщина преклонных лет, почти всегда хворала, а потому в нашей комнате было не менее 25 градусов Цельсия. (Слайд4) Несмотря на это, я не выходил из шубки... на свежий воздух выпускали меня очень редко и только в теплое время.
Бабушка моя баловала меня до невероятной степени; мне ни в чем не было отказа; но несмотря на это, я был ребенком кротким и добронравным...»

Приволье русской природы, пение птиц, звон колоколов, рассказы и сказки няни, русские песни - вот что вспоминал Глинка на протяжении всей своей жизни.


А первое музыкальное впечатление - крепостной оркестр дяди, (Слайд5) жившего по соседству. Глинка вспоминает: «Оркестр был для меня источником восторгов. Когда играли для танцев... я брал в руки скрипку или маленькую флейту и начинал подделываться под оркестр». Именно тогда услышал будущий композитор музыку Моцарта! И именно тогда, на замечание гувернера, что мальчик думает все время о музыке, Глинка сказал: «Что поделать - музыка - душа моя!»


  • В исполнении Алёны Мосиной для вас прозвучит «Полька» Михаила Ивановича Глинки


А в 1812 году семье пришлось уехать из дома. Смоленская губерния была на пути движения наполеоновских войск, и поэтому они уехали к родственникам в Орёл. А когда вернулись, мальчик уже услышал не прежние песни и сказки, а рассказы о подвигах русских солдат, партизан, и песни, посвященные этим героическим событиям.

(Слайд6.) И вот уже перед нами не маленький мальчик, а четырнадцатилетний подросток, воспитанник Благородного пансиона.

М.И. Глинка оказался в Петербурге в удивительное время. Время, подарившее России целую плеяду благородных и талантливых людей: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Грибоедов, будущие декабристы. (Слайд7.) Дух свободы, вольнолюбивых стихов-вот чем был наполнен воздух Петербурга. Вместе с Глинкой учился брат А.С. Пушкина - Лёвушка, а воспитателем Миши был его дальний родственник и друг Пушкина, будущий декабрист Кюхельбекер. Именно через них Глинка познакомился с поэзией Пушкина, которая оказала на творчество будущего композитора огромное влияние.(Слайд7).

Учился Глинка превосходно. Михаил Иванович знал 8 языков, имел глубокие знания по географии, истории и целому ряду других наук. Но главным и любимым занятием была, конечно, музыка! В годы учебы Глинка очень много музицирует в салонах. Он - завсегдатай театра, где знакомится с прекрасными образцами западноевропейской музыки: Бетховеном, Вивальди и др.

И вот пансион закончен, но Глинка не сразу поступает на службу. Он едет в домой и пробует сам работать с музыкантами оркестра дяди, делает сам инструментовки классических произведений, по-новому вслушивается в русские народные песни.

  • В нашей программе исполняется пьеса под названием «Простодушие».

Конец 20-х годов - время общения Глинки с выдающимися людьми своего времени: Пушкиным, Грибоедовым, Гоголем, кроме того он знакомится с музой А.С. Пушкина- Анной Петровной Керн. (Слайд9).

В 1829 году выходит в свет «Лирический альбом», в котором были напечатаны некоторые романсы и пьесы Глинки. Романсы Глинки - особая страница творчества. Композитор сочинял их на протяжении всей жизни. Первое произведение Глинки - романс, и самое последнее произведение композитора - тоже романс. Сам в совершенстве владея голосом, он великолепно их пел.

Романс «Я помню чудное мгновенье» является удивительным и прекраснейшим памятником крепкой дружбы двух великих людей - Пушкина и Глинки. Так случилось, что композитор, посвятив свой романс Екатерине Ермолаевне Керн, (Слайд10.) написал его на стихи Пушкина, посвященные поэтом матери Екатерины Керн - Анне Петровне Керн. Этот романс - прекрасный пример совершенного слияния высокой поэзии и выразительнейшей мелодии.

  • (Видео) Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Екатерине Ермолаевне Глинка посвятил еще один шедевр - «Вальс фантазию», который является родоначальником русского вальса.

  • (Видео)Итак, звучит «Вальс фантазия».

(Слайд11) Мечты о путешествии в дальние страны занимали мысли Глинки. В поездке за границу он наделся расширить свои музыкальные знания и поправить свое здоровье. И в 1830 году он отправился в далекую и прекрасную Италию. Как раз в это время открылся знаменитый миланский театр Ла Скала. (Слайд12). Глинка окунулся в волшебный мир итальянского искусства ,но в один прекрасный момент, композитор понимает: «...Все написанные мною для жителей Милана пьесы, убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренне не могу быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски».

И вот, с мыслью об истинно русском произведении Глинка возвращается домой , для начала работы над первым крупным произведением. Это была опера «Иван Сусанин» - ставшая первой русской национальной оперой. (Слайд13.).

Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.

На премьере присутствовал царь, по желанию которого опера стала называться «Жизнь за царя». Присутствовал и А.С. Пушкин и друзья - литераторы. Через несколько дней друзья чествовали Глинку на дружеском обеде, посвятив ему дружеский канон:

«Пой в восторге русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь, Наш Глинка -

Уж не Глинка, а форфор!» (Слайд14.).

Успех оперы был полным. Критика откликнулась восторженными статьями.

  • Хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» прозвучит в исполнении Всеволода Рыбакова.

И вот уже рождается новый замысел совместно с А.С. Пушкиным. «Руслан и Людмила». (Слайд15). Пушкин сам обещал написать либретто оперы, но смерть поэта помешала осуществить этот замысел. Опера рождалась очень трудно, Глинка сочинял ее в течении 5 лет.

  • Послушайте «Каватину Людмилы» из 3 действия оперы «Руслан и Людмила». Её исполнит Алёна Мосина.

Композитор всегда любил птиц. При любой возможности они жили с ним. Особенно нежен и трогателен был для него образ жаворонка, удивительно тонко переданный в одноименном романсе цикла «Прощание с Петербургом».

  • «Жаворонок». Поёт сводный хор.

1 января 1837 года Глинку назначают капельмейстером Придворной певческой капеллы, и сам царь просит его заняться подбором певчих. Глинка отправляется на Украину, известную замечательными голосами.

И тогда же, под влиянием украинских песен, композитор сочиняет два романса на слова Забеллы: «Гуде витер» и «Ты, соловушка, умолкни».

  • В исполнении Александры Крайновой прозвучит романс «Гуде- витер» в переложении для фортепиано.

В 1844 году Глинка едет в Испанию. Два года, проведенных в Испании были для него счастливым временем. (Слайд17).

Но главное - музыка! Глинка бывает на всех народных праздниках, восхищаясь темпераментными испанскими танцами и влюбляется в эту музыку. В совершенстве владея испанским языком, он начинает сам постигать эту культуру. Глинка научился играть на гитаре, танцевать испанские танцы. И вот результат - сочинения для оркестра «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Интересно, что, когда эти произведения были исполнены в Испании, никто не мог поверить, что эту музыку написал не испанец.

  • (Видео) Звучит «Арагонская хота».

И вот Глинка дома, в Новоспасском, и, окунувшись вновь в русские мелодии, он начинает сочинять свою знаменитую «Камаринскую» - увертюру-фантазию на темы двух русских народных песен. (Слайд18) .Удивителен сам творческий процесс композитора. Друг Глинки, П.П. Дубровский вспоминает: «Однажды утром я прихожу к нему и застаю его в комнате, где за перегородкой из сетки летало штук пятнадцать птиц соловьиной породы... Он сидел за маленьким столом, перед своими птичками и что-то писал на большом листке бумаги... Это была «Камаринская». Она совершенно была готова в его воображении: он записывал ее, как обыкновенный смертный, записывающий какие-нибудь беглые заметки, и в то же время разговаривал и шутил со мной,а между тем передавалось нотными знаками одно из самых замечательных его произведений».

  • (Видео) Камаринская

К великому сожалению, многим замыслам Глинки не суждено было сбыться. После одного из концертов в Берлине, композитор сильно простудился и 3 февраля 1857 года умер. Близких людей рядом не было и несмотря на имеющуюся приличную сумму денег, Глинка был похоронен по-нищенски, в отделении кладбища, где хоронят бедных. Великий русский композитор удостоился погребения чуть ли не моцартовского. 23 февраля 1857 года состоялась заупокойная служба в Петербурге, в той самой церкви, в которой ровно 20 лет назад отпевали А.С. Пушкина. В мае этого же года по просьбе сестры Л.И. Шестаковой, (Слайд19.). тело было перевезено в Петербург и похоронено на кладбище в Александро- Невской лавре. К слову сказать, гроб с телом великого композитора был упакован в большой ящик с надписью «Фарфор», что сразу вызывает ассоциацию с «Каноном в честь М. И. Глинки» и был доставлен в Петербург на пароходе «Владимир». (Слайд20).

Близкие люди, друзья, ученики Глинки сделали все, чтобы открыть миру музыку М.И. Глинки, сохранить его творческое наследие, а затем и увековечить его память. Великолепные памятники Глинки в Смоленске и в Петербурге, восстановленный дом-музей в селе Новоспасском, существующий музыкальный конкурс имени М.И. Глинки, - все это говорит о бережном, трепетном отношении к великому сыну земли русской - М.И. Глинке. (Слайд21,22).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!