Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Псыншоко»
Прохладненского муниципального района КБР
"Твои права"
(внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений для учащихся 4 класса)
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ с. Псыншоко»
Нафонова А.М.
ТЕМА:«Твои права»
ЦЕЛЬ:
Сформировать представление о правонарушениях, познакомить с видами правонарушений; научить работать со словарём.
Закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить применять их в жизненных ситуациях;
Воспитывать отрицательное отношение к нарушениям норм морали и прав человека.
МЕТОДЫ:
беседа;
метод наглядности;
рассказ.
ПРИЁМЫ:
ЛЕКСИКА ДЛЯ УСВОЕНИЯ: закон, правонарушение, Конвенция о правах ребёнка, Конституция, Организация Объединённых наций.
ОБОРУДОВАНИЕ: экран, мультимедиа проектор, компьютер, тесты.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Ход классного часа
1.Введение в тему.
- Добрый день!
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам стать кладоискателями.
Нам не просто клад найти,
Испытанья ждут в пути.
Чтоб подсказки все собрать,
Нужно дружно отвечать!
- Думаю, в конце нашего занятия мы найдём для себя клад!
- Сначала я предлагаю вашему вниманию стихотворение Марии Игоревны Знобищевой – российской поэтессы, писательницы, филолога, члена Союза писателей России, лауреата премии М.Ю.Лермонтова ,о счастливой жизни.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Итак, как же нужно жить на белом свете, что для этого делать? Это станет темой нашей беседы. А теперь внимательно послушайте притчу.
Притча об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется!
- Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Всё в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.
3. Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Поговорим о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.
4. Работа по теме.
- Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:
* Что люди могут делать и что не могут?
* Что они обязаны делать и что не обязаны?
* На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека» (1959 г.). Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в этом случае, если соблюдать.
- Ребята, а вы как думаете, у нас в государстве есть ЗАКОН? Зачем его создали?(ответы детей)
- Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? (находят в толковом словаре и выкладывают на доске из карточек)
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
- Где прописаны законы?
- Законы записаны в Конституции. Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. (просмотр видео)
- Кроме Конституции существует ещё «Конвенция о правах ребенка».(один ученик работает со словарём)
- Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы учащихся)
- Есть. У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Свои права должны мы знать
И никогда не забывать!
Основные права ребенка:
* Право на жизнь.
* Право на охрану здоровья.
* Право на любовь и заботу.
* Право на образование.
* Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести.
* Право на полноценное питание и чистую воду.
* Право на защиту от эксплуатации детского труда.
* Право на отдых и развлечения.
* Право на защиту от насилия, неприкосновенность личности.
* Особая забота о детях – инвалидах. (каждый ученик получает памятку)
Игра «Свободный микрофон».
- Какие бы ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав ребёнка? (каждый ребёнок высказывает своё мнение)
Одно из сложных без сомнения
Задание – правонарушение.
Что плохо и что хорошо?
Должны мы постараться-
Во всём, ребята, разобраться!
- Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?(ответы детей), (объяснение в словаре)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста.
- Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.
Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.
- Чтобы не было нарушений, люди создали законы. Все взрослые и дети должны беспрекословно выполнять эти законы. Нарушение этих законов приводит к правонарушениям.
- А случалось ли вам, дети, быть свидетелем ситуации, где нарушался закон? (вспоминают)
Приведу пример «Дразнилки».
- Борька, Борис – на ниточке повис!
- Воображуля – первый сорт!
- Куда едешь? На курорт?
- Шапочка с пумпончиком,
- Едешь под вагончиком!
- Борька, Борис – на сметане ты прокис!
Случалось ли вам быть участниками подобных конфликтов? (ответы детей)
- Часто дети ссорятся, но важно, чтобы в итоге они помирились, а не переросло бы это в нарушение закона.
Такие ситуации часто происходят на перемене. Давайте их разберем вместе. Дадим слово девочкам. Они приготовили для вас частушки.
Перемена – перемена –
И всего десять минут!
Зазеваешься в проходе!
И тебе бока намнут!
Кто завёлся и помчался
Словно быстрый самолёт?
Это Петя в нашем классе
Марафонский бег сдаёт?
Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!
Говорит учитель Толе:
«Что ты носишься по школе?»
«А кому ж меня носить?
Что ли, друга попросить?»
Для разминки тела Генке
Не хватило переменки.
Генка на литературе
Разминал кулак на Юре.
- Ребята, а о каких нарушениях вы услышали в частушках? (обсуждают)
- Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников? (Ответы детей.)
Дерутся, обзываются (нарушение прав неприкосновенности личности)
- Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?
Берут без разрешения чужие вещи. (нарушение прав неприкосновенности собственности)
- Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?
Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.
Нарушают дисциплину в школе.
Разбор ситуаций:
Бывает так, что кто – то из ваших самых лучших друзей предлагает совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: взять что – то в магазине, если нет поблизости продавцов;
если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать. Согласиться –совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.
- Какие бы вы дали советы? Как можно выйти из данной ситуации?
Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценивать поведение Димы? Это правонарушение? (ответы детей)
- Есть Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
ЗАПОМНИТЕ!
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:
добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим. Конечно, интересно поиграть.
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Я читаю вопрос, а вы отвечаете, если так делаете – «Это я, это я, это все мои друзья!»
А) – Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Это я……….
Б) – Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
В) – Знает кто, что красный свет –
Это, значит, хода нет?
Г) – Знает кто, что свет зеленый
Означает: «Путь открыт»?
Д) – А что желтый свет всегда
Нам «Вниманье!» - говорит.
Я вижу, вы хорошо знаете правила дорожного движения.
Дети! Все мы понимаем, как важно соблюдать эти правила, а иначе может произойти беда.
А теперь викторина по сказкам.
- О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
5. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).
6. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок»)
Вот теперь, дети, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведём тестирование. Подпишите листочки, которые у вас на столах. Я буду читать вопросы, если вы согласны, то ставьте «+», а если не согласны, то «-».
Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?
Если бы у меня была возможность отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?
Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал ли я это или нет?
Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жильцами подъезда – позвонить в дверь и убежать, сделал бы я это или нет?
Оскорблял ли я , т.е. умышленно унижал честь и достоинства другого?
Работа над пословицей:
Таится в мудростях секрет
А мы должны найти ответ!
Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ-просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают правонарушения: сильному и счастливому они не нужны»
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
5. Рефлексия.
Встань смелее со мной в круг,
Оглянись скорей вокруг.
Повернись к доске спиной
И шагай скорей со мной.
Семь шагов пройди вперёд,
И направо поворот.
Пять шагов ты пройдёшь
И бесценный клад найдёшь!
Очень трудный путь прошли
И сокровища нашли.
(Открывают сундучок и достают листочки, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся по очереди их читают)
Спор умей решить умом,
А не в драке с кулаком.
Зависть, злость – это беда,
Не будь грубым никогда.
Не хами, не обзывайся –
Лучше чаще улыбайся.
Брать чужое ты не смей,
И подслушивать у дверей.
Сумей другу не поддаться –
От проступка отказаться.
Правил дорожных –
Придерживаться несложно.
Если их не соблюдать –
Могут люди пострадать.
Ещё один совет простой –
Чист будь сердцем и душой!
- Ребята, а являются ли данные советы сокровищем?
(дети высказывают своё мнение)
6. Подведение итогов.
Ребята, если классный час оказался полезным для вас, покажите весёлого смайлика.
А если пользы от мероприятия не получили, то грустного.
Что нового узнали?
Что запомнилось?
Что понравилось?
Сделаем вывод: Правила нужно знать!
Правила нужно выполнять!
Окажем школе уваженье
Своим хорошим поведеньем!
По школе ты ходи спокойно,
По классу тоже не беги,
Всегда веди себя достойно,
Своё здоровье береги!