Сценарий круглого стола
«Права и обязанности школьника»
8-10 кл.
Цель:
1. Помочь учащимся понять важность правовых знаний, осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав
2. Обобщение знаний детей об основных правах школьника
Задачи:
1. Определить степень знакомства участников с Уставом школы
2. Познакомить подростков с основными понятиями.
3. Помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями
Предполагаемый результат:
1. Здоровая среда в школе, которая включает в себя нормальный морально-психологический микроклимат, обстановку доброжелательности и сотрудничества, гуманного отношения к ребенку.
2. Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.
3. Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.
4. Знание того, что существуют документы по правам человека.
5. Формирование в педагогическом коллективе понимания приоритетности создания правовой среды и воспитания правовой культуры
6. Повышение показателей образованности и воспитанности школьников.
Ход круглого стола
1.Приветствие:
Ведущий
-Добрый день.
- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему: «Права и обязанности школьников» и обсудить интересные, на наш взгляд, и довольно злободневные на сегодняшний день вопросы:
Права и обязанности – единое целое или «каждому свое»?
Хорошо ли вы знаете свои права и обязанности как школьники?
Всегда ли вы пользуетесь своими правами и выполняете обязанности?
Представление гостей и участников:
В нашей импровизированной студии присутствуют учащиеся 7-11 классов, их старшие товарищи – учителя-предметники и классные руководители, ведущие эксперты: Ольга Михайловна, Светлана Михайловна, Лиджи Сергеевич, и просто ведущая О.М.
-Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей. Эти изменения закреплены законом.
Ведущий
-Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, познакомимся с правилами проведения круглого стола
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Правила:
1.Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.
2.Когда один говорит – другой должен слушать.
3.Обсуждать мнение, а не личность выступающего.
4.Говорить нужно от своего имени и свое мнение.
5.Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.
К общим правилам коммуникации относятся рекомендации: избегай общих фраз; ориентируйся на цель (задачу); умей слушать; будь активен в беседе; будь краток; осуществляй конструктивную критику; не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника. |
Перед началом обсуждения вопросов, предлагаем вам вспомнить основные понятия и ознакомиться с результатами социологического опроса, который мы провели среди подростков нашей школы Итак, права и обязанности. - Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Слайд) Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку. - Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд) - Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять. Результаты опроса Результаты анкетирования по теме: «Мои права и обязанности». В анкетировании приняло участие 15 школьников. 1. Назови свои права. _свобода слова_1 _посещать или не посещать общешк.мероприятия___1 _свобода перемещения по территории РФ___1 _жизнь___7 _имя__3 _свобода__1 _защита___2 _общение с родными__1 _бесплатная медицина__6 _семья, воспитание в семье___6 _бесплатное образование___8 _защита от физ. и мор.насилия __3 _на досуг__3_ 2. Назови свои обязанности. __учиться до 18 лет __10 __военная обяз-ть__3 __ соблюдать законы __5 __уважать права других ___2 __заботиться о природе __2 __посещать учебное заведение ___2 __уважать старших ___1 __соблюдать устав школы__1__ Обязанность в понимании детей – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей они воспринимают в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др. 3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» исполнять свои обязанности – ____2____ требовать соблюдения своих прав – ___2______ и то и другое одинаково важно – _____11________ - А как считают взрослые? (опрошено 9 человек) исполнять свои обязанности – ____1____ требовать соблюдения своих прав – _________ и то и другое одинаково важно – _____8________ Отрадно, что большинство респондентов выбрали третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции. Как видим, приоритетным правом для себя молодые респонденты считают право на образование. Второе место занимает право на свободу, так ценимое детьми. Свобода – вещь хорошая, и особенно её ценишь, когда взрослеешь, ведь тогда наша жизнь начинает ограничиваться множеством указов, законов, внутренних и внешних распоряжений. А детство для большинства ребят – время, полное свободы, любых действий, даже самых безрассудных. - Что сказали взрослые? -Уважают ли ваши права как ребенка и человека в семье? ДА – все НЕ всегда – 2 (почти все опрошенные ответили утвердительно, что свидетельствует о здоровой атмосфере в их семьях) - Какие обязанности школьника вы знаете? __учиться ___11 __ работать на уроке ___2__ ___слушать учителя___1___ __уважать учителя__1__ __не играть в телефоне на уроке__1__ __выполнять домашнее задание_____9________ __уважать имущество школы____2__ ___посещать уроки___3___ ___не унижать др.учеников______1___ ___соблюдать устав школы___5____ ___участвовать в общешкольных мероприятиях___1______ Соблюдаются ли ваши права в школе? соблюдаются всегда или почти всегда _____8__________ не соблюдаются никогда или почти никогда ___1_______ затрудняюсь ответить___6_______ Результаты опроса учителей: Обязанности школьника Выполнять устав школы – 2 Добросовестно учиться – 4 Выполнять дом/зад. – 2 Соблюдать правила школьника – 2 Уважать старших – 2 Бережно относиться к имуществу школы – 2 Уважать честь и достоинство др.учащихся и работников школы – 2 | Ведущий: Мы знаем, что Конституция – это основной закон государства. Конституция РФ закрепляет, что человек, а значит, и каждый ребенок является высшей ценностью (ст. 2 к. РФ). Основные права и свободы принадлежат тебе от рождения и не могут быть отобраны, их соблюдение и защита гарантированы государством. Но школьники являются гражданами еще одного государства – школы. А значит у школы тоже есть свой закон, опирающийся, конечно, на Конституцию и закон «Об образовании», и мы все подчиняемся и этому закону. |
- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
- Устав школы (Ответ детей. Слайд)
(Раздаются выдержки из Устава школы с правами и обязанностями учащихся)
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
Работа с Уставом
Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся и учителей предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ
Ученики | Учителя |
Ситуация 1 Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку… Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены? | Ситуация 1 Идет урок, входит уборщица Марья Ивановна и директор школы. Уборщица сообщает, что перед началом урока кто-то грыз семечки около окна и это были мальчики из этого класса. Директор реагирует однозначно: пусть все вывернут карманы, мы и проверим. Один из ребят не подчиняется такому приказанию, утверждая, что у него в карманах нет ничего, похожего на семечки. Учитель начинает говорить, что мальчик срывает ему урок. Директор сообщает классу, что он и после урока не никого не отпустит, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение... Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены? |
Ситуация 2 Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу. Вопрос: Почему были не правы мальчики? | |
Ситуация 3 Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя) - Вспомните, что иногда случается на уроках. Во время урока ученик свободно ходит по классу, так как считает, что имеет право на свободу передвижения. Однако учитель делает ему замечание и требует, чтобы он сел на место. Значит ли это, что учитель нарушает право ученика на свободу передвижения, которое защищают все законы и все документы? | |
Ситуация 1
Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…
Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 2
Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Учитель: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления.
Ситуация 3
Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)
- Вспомните, что иногда случается на уроках.
Во время урока ученик свободно ходит по классу, так как считает, что имеет право на свободу передвижения. Однако учитель делает ему замечание и требует, чтобы он сел на место. Значит ли это, что учитель нарушает право ученика на свободу передвижения, которое защищают все законы и все документы?
- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.
- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
Ответы
(Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?
Конечно, ваши родители, семья, школа
Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.
Работа по карточкам
Задание. Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место. Обоснуйте свой выбор.
На работу 10 минут
Права ребёнка | Обязанности ребёнка |
право на жизнь право свободно выражать свои взгляды и мнения право на образование право жить с родителями право на защиту от насилия | хорошо учиться помогать по дому заботиться о старших стараться самому обслуживать себя заботиться о младших не обсуждать поступки родителей с посторонними |
Выступления, обсуждения
Обязанности - необходимое и должное поведение человека в обществе. Виды обязанностей: 1. уважать права других людей; 2. не нарушать чужие права; 3. не препятствовать осуществлению прав других; 4. не злоупотреблять своими правами; Ведущий: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку. Рефлексия участников Была ли тема круглого стола полезной? Ответили ли вы на поставленные в начале нашего мероприятия вопросы? Какие выводы вы сделали для себя? Ответы участников: - Обмен мнениями был очень полезен. - Понравились конкретные примеры мероприятий, которые демонстрировали участники. - Возникла идея провести аналогичный круглый стол …. |