СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Права и обязанности школьников"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Права и обязанности школьника» проведен для учащихся 8-11 классов в форме круглого стола в рамках школьной правовой недели. Цель мероприятия являлось оказание помощи в осознании важности правовых знаний, обобщение знаний школьников своих прав и обязанностей.Классный час «Права и обязанности школьника» проведен для учащихся 8-11 классов в форме круглого стола в рамках школьной правовой недели. Целью мероприятия являлось оказание помощи в осознании важности правовых знаний, обобщение знаний школьников своих прав и обязанностей.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Права и обязанности школьников"»

Сценарий круглого стола 

«Права и обязанности школьника»

8-10 кл.

  

Цель:

1.     Помочь учащимся понять важность правовых знаний, осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

2.     Обобщение знаний детей об основных правах школьника 

Задачи:

1.     Определить степень знакомства участников с Уставом школы

2.     Познакомить подростков с основными понятиями.

3.     Помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями

 

Предполагаемый результат:

 

1.     Здоровая среда в школе, которая включает в себя нормальный морально-психологический микроклимат, обстановку доброжелательности и сотрудничества, гуманного отношения к ребенку.

2.     Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.

3.     Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.

4.     Знание того, что существуют документы по правам человека.

5.     Формирование в педагогическом коллективе понимания приоритетности создания правовой среды и воспитания правовой культуры

6.    Повышение показателей образованности и воспитанности школьников.


























Ход круглого стола

1.Приветствие:

 

Ведущий

-Добрый день.

- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему: «Права и обязанности школьников» и обсудить интересные, на наш взгляд, и довольно злободневные на сегодняшний день вопросы:

  • Права и обязанности – единое целое или «каждому свое»?

  • Хорошо ли вы знаете свои права и обязанности как школьники?

  • Всегда ли вы пользуетесь своими правами и выполняете обязанности?


Представление гостей и участников:


В нашей импровизированной студии присутствуют учащиеся 7-11 классов, их старшие товарищи – учителя-предметники и классные руководители, ведущие эксперты: Ольга Михайловна, Светлана Михайловна, Лиджи Сергеевич, и просто ведущая О.М.


-Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей. Эти изменения закреплены законом.

 

Ведущий

-Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, познакомимся с правилами проведения круглого стола


Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

 Правила:

1.Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

2.Когда один говорит – другой должен слушать.

3.Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

4.Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

5.Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.

 

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

  • избегай общих фраз;

  • ориентируйся на цель (задачу);

  • умей слушать;

  • будь активен в беседе;

  • будь краток;

  • осуществляй конструктивную критику;

  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

 

Перед началом обсуждения вопросов, предлагаем вам вспомнить основные понятия и ознакомиться с результатами социологического опроса, который мы провели среди подростков нашей школы

Итак, права и обязанности.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Слайд)

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд)

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.


Результаты опроса

 

Результаты анкетирования по теме: «Мои права и обязанности».

В анкетировании приняло участие 15 школьников.

1. Назови свои права.

_свобода слова_1

_посещать или не посещать общешк.мероприятия___1

_свобода перемещения по территории РФ___1

_жизнь___7

_имя__3

_свобода__1

_защита___2

_общение с родными__1

_бесплатная медицина__6

_семья, воспитание в семье___6

_бесплатное образование___8

_защита от физ. и мор.насилия __3

_на досуг__3_


2. Назови свои обязанности.

__учиться до 18 лет __10

__военная обяз-ть__3

__ соблюдать законы __5

__уважать права других ___2

__заботиться о природе __2

__посещать учебное заведение ___2

__уважать старших ___1

__соблюдать устав школы__1__


        Обязанность в понимании детей – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей они воспринимают в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др.

       

   3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?»

исполнять свои обязанности – ____2____

требовать соблюдения своих прав – ___2______

и то и другое одинаково важно – _____11________


- А как считают взрослые? (опрошено 9 человек)

исполнять свои обязанности – ____1____

требовать соблюдения своих прав – _________

и то и другое одинаково важно – _____8________


       Отрадно, что большинство респондентов выбрали третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции.

       


Как видим, приоритетным правом для себя молодые респонденты считают право на образование. Второе место занимает право на свободу, так ценимое детьми. Свобода – вещь хорошая, и особенно её ценишь, когда взрослеешь, ведь тогда наша жизнь начинает ограничиваться множеством указов, законов, внутренних и внешних распоряжений. А детство для большинства ребят – время, полное свободы, любых действий, даже самых безрассудных.

- Что сказали взрослые?


-Уважают ли ваши права как ребенка и человека в семье?


ДА – все

НЕ всегда – 2

(почти все опрошенные ответили утвердительно, что свидетельствует о здоровой атмосфере в их семьях)


- Какие обязанности школьника вы знаете?

__учиться ___11

__ работать на уроке ___2__

___слушать учителя___1___

__уважать учителя__1__

__не играть в телефоне на уроке__1__

__выполнять домашнее задание_____9________

__уважать имущество школы____2__

___посещать уроки___3___

___не унижать др.учеников______1___

___соблюдать устав школы___5____

___участвовать в общешкольных мероприятиях___1______


Соблюдаются ли ваши права в школе?

соблюдаются всегда или почти всегда _____8__________

не соблюдаются никогда или почти никогда ___1_______

затрудняюсь ответить___6_______


Результаты опроса учителей:

Обязанности школьника

Выполнять устав школы – 2

Добросовестно учиться – 4

Выполнять дом/зад. – 2

Соблюдать правила школьника – 2

Уважать старших – 2

Бережно относиться к имуществу школы – 2

Уважать честь и достоинство др.учащихся и работников школы – 2



Ведущий: Мы знаем, что Конституция – это основной закон государства. Конституция РФ закрепляет, что человек, а значит, и каждый ребенок является высшей ценностью (ст. 2 к. РФ). Основные права и свободы принадлежат тебе от рождения и не могут быть отобраны, их соблюдение и защита гарантированы государством.

Но школьники являются гражданами еще одного государства – школы. А значит у школы тоже есть свой закон, опирающийся, конечно, на Конституцию и закон «Об образовании», и мы все подчиняемся и этому закону.

 

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?


- Устав школы (Ответ детей. Слайд)


(Раздаются выдержки из Устава школы с правами и обязанностями учащихся)


- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.


Работа с Уставом


Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.


Вниманию учащихся и учителей предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ


Ученики

Учителя

Ситуация 1

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…


Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?

Ситуация 1

Идет урок, входит уборщица Марья Ивановна и директор школы. Уборщица сообщает, что перед началом урока кто-то грыз семечки около окна и это были мальчики из этого класса. Директор реагирует однозначно: пусть все вывернут карманы, мы и проверим. Один из ребят не подчиняется такому приказанию, утверждая, что у него в карманах нет ничего, похожего на семечки. Учитель начинает говорить, что мальчик срывает ему урок. Директор сообщает классу, что он и после урока не никого не отпустит, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение...

Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?

Ситуация 2

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.


Вопрос: Почему были не правы мальчики?


Ситуация 3

Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

- Вспомните, что иногда случается на уроках.

Во время урока ученик свободно ходит по классу, так как считает, что имеет право на свободу передвижения. Однако учитель делает ему замечание и требует, чтобы он сел на место. Значит ли это, что учитель нарушает право ученика на свободу передвижения, которое защищают все законы и все документы?




Ситуация 1

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?


Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.


Ситуация 2

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?


Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Учитель: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления.


Ситуация 3

Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

- Вспомните, что иногда случается на уроках.

Во время урока ученик свободно ходит по классу, так как считает, что имеет право на свободу передвижения. Однако учитель делает ему замечание и требует, чтобы он сел на место. Значит ли это, что учитель нарушает право ученика на свободу передвижения, которое защищают все законы и все документы?


- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.



- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

Ответы

(Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)


- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?


Конечно, ваши родители, семья, школа

Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.


Работа по карточкам

Задание. Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место. Обоснуйте свой выбор.

На работу 10 минут

Права ребёнка

Обязанности ребёнка

право на жизнь

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия


хорошо учиться

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

не обсуждать поступки родителей с посторонними



Выступления, обсуждения

  

 

Обязанности - необходимое и должное поведение человека в обществе.

 

 Виды обязанностей:

1. уважать права других людей;

2. не нарушать чужие права;

3. не препятствовать осуществлению прав других;

4. не злоупотреблять своими правами;

 

 

Ведущий: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.



Рефлексия участников


  • Была ли тема круглого стола полезной?

  • Ответили ли вы на поставленные в начале нашего мероприятия вопросы?

  • Какие выводы вы сделали для себя?


Ответы участников:

- Обмен мнениями был очень полезен.

- Понравились конкретные примеры мероприятий, которые демонстрировали участники.

- Возникла идея провести аналогичный круглый стол ….

                                                                                               


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!