СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий игры " Колесо литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения по роману А.С. Пушкина " Евгений Онегин" 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры " Колесо литературы"»

Автор -учитель русского языка и литературы МКОУ Черновской средней образовательной школы Кыштовского района Новосибирской области

Долгих Татьяна Васильевна



Сценарий открытого урока по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Игра « Колесо литературы »

Тема: « Под сенью муз…»

Цель: обобщение знаний по роману «Евгений Онегин»

Задачи:

  1. Проверить уровень восприятия романа учащимися.

  2. Развивать у учащихся навыки анализа, синтеза, обобщения.

  3. Воспитывать у учащихся любовь к русским традициям.

Оборудование: колесо с передвигающимися каретами, мультимедийный проектор, компьютер, приложения,самовар, чашки, блюдца.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Сегодня я приветствую вас в литературно-художественном салоне « Под сенью Муз…». Сегодня у нас игра «Колесо литературы». Мы разделимся на 2 (можно три) команды, и каждая из команд должна пройти большой путь- тысячу вёрст. И в то же время- небольшой- всего в тысячу вёрст вместе с А.С. Пушкиным по страницам его романа «Евгений Онегин».

Пушкин и вёрсты… Сам Александр Сергеевич около 35 тысяч вёрст проделал

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге , то пешком…



Итак, в путь!



Тур первый

«Онегинская строфа»

Проводим разминку, которая принесёт команде, первой справившейся с заданием 50 вёрст.

Всем известно, что любимым временем года А.С.Пушкина была осень. Унылая пора, очей очарованье!

Вспомните, как осенний ветер срывает листья с деревьев, разносит их в разные стороны. Вот и наши сточки из романа «разлетелись»,как осенние листья. Попробуйте собрать «разбросанные» строки в строфу.(приложение №1)

Тур второй

«Тайны русского чаепития»

Наша игра, думаю, не окажется полной, если мы не остановимся на одной старинной традиции русского провинциального дворянства ( как, впрочем, и купечества, и простого русского люда)- чаепитии.

Александр Сергеевич в романе мастерски подметил , что на Руси, особенно в провинции, часто пьют чай, можно сказать, с утра до вечера.

Итак, внимательно слушаем, что подмечено поэтом.

Смеркалось, на столе , блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмною струёю

Уже душистый чай бежал.

И мальчик сливки подавал.

Всего восемь строк… Но сколько здесь, оказывается загадок…И каждая, правильно разгаданная ,принесёт команде по 50 вёрст.

1-ое задание.

Когда на Руси появились первые самовары и где?

(Самовары на Руси появились в 18 веке, первый изготовлен в Туле по велению Петра Первого).

2-ое задание : Почему «Блистая»?

( Самовары чистили до блеска, поскольку они были медными и быстро теряли свой блеск. Недаром о самодовольном человеке говорят :«Блестит как медный самовар»).

3 -е задание: Чем на Руси в то время чистили самовары?

(Зола, клюква и другие народные средства)

4- ое задание : Почему именно « китайский чайник нагревая?»

( Чай первыми произвели китайцы, они первыми начали изготовлять фарфоровые чайники)

5 –ое задание « Китайский чайник нагревая…)

А как его нагревали, продемонстрируйте, пожалуйста .

( Ставили сверху на самовар.)

6-ое задание: Учитель цитирует:

По чашкам тёмною стуёю

Уже душистый чай бежал…

Почему он «душистый»? Что заваривали в старину?

( Либо травы, либо китайский чай).

Я не учён ,как вы, но в этом прав,

Смотри на блюдца круглое оконце-

В чаинках аромат цветов и трав,

И русский дух земли её и солнца…

7-ое задание: А теперь попробуйте объяснить, почему сливки к чаю «…мальчик подавал…»

Кто такой мальчик?

( мальчик, который исполнял многочисленные поручения, «мальчик на побегушках).

8-ое задание: Сценка «За чаем»

Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.

Гость: Чай да сахар!

Гостья: Хлеб да соль!

Хозяйка: Милости просим к чаю.(садятся за стол)

Хозяин: Ну ,вот и самовар закипел. Заваривай, кума!

(Гостья сразу заваривает чай)

-Разливай, кум!

Гость разливает чай: женщинам и мужчинам в стаканы, ставя их на блюдца).

Хозяйка: Вам с вареньем или со сливками?

Гостья: Со сливками, пожалуйста.

(На спинках стульев висят полотенца, их никто не берёт в руки,все пьют чай из стаканов.)

Участникам игры предлагается найти нарушения в церемонии русского чаепития.

А они следующие:

-Чай строго разливал хозяин.

-Обязательно пользовались чайными полотенцами.

-Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а только потом заваривали чай.

-Чай пили из блюдец, из стаканов могли пить только мужчины.







Третий тур.

« Преданья старины глубокой»

Сценка- няня и Татьяна ведут диалог:

- Не спится, няня, здесь так душно! Открой окно и сядь ко мне.

- Что ,Таня, что с тобой?

- Мне скучно. Поговорим о старине.

Итак продолжаем разговор о старине, но уже не традициях русского чаепития, а о том, что… «Татьяна верила преданьям простонародной старины».

1-ое задание: Каким преданьям , приметам русской старины верила Татьяны?

ОТВЕТ: Снам, карточным гаданьям, предсказаниям луны, например: на небе « младой двуликий лик луны» -к беде, «падучая звезда»- нужно успеть загадать желание, кот «лапкой рыльце мыл»- к гостям, встреча с чёрным монахом или перебегающий дорогу заяц- к несчасью.)

2-ое задание: Какой предмет помог вам увидеть вещий сон? Среди разложенных на подносе вещей выберите ту, которую вы положили под подушку на ночь? ( на подносе разложены нательный крестик, зеркало . гребень)

Ответ: «А под подушкой пуховой// Девичье зеркало лежало…»

4-ый тур

«Под сенью муз…»

Представьте, мы встретились в литературно-художественном салоне «Под сенью муз…»

1-ое задание: Учитель цитирует Пушкина:

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом…

Видали ли вы его? Представьте , пожалуйста, его нам.(Ребятам раздаются листы альбома)

Они должны сделать записи , рисунки, характерные для альбома барышни.

2-ое задание:

Онегин мог

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм…

Это мог Онегин. А вы можете составить эпиграмму на героя?( уч-ся сочиняют эпиграммы).

3-е задание:

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились, отличить.

-Это Онегин. А вы можете отличить друг от друга эти стихотворные размеры?(Раздаются карточки)

1.Но грустно думать , что напрасно

Была нам молодость дана.

Что изменяя ей всечасно,

Что обманула нас она… (Ямб)

2.Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена? (Хорей)

4-е задание: На доске три портрета-Рылеева, Герцена, Жуковского.

Он был разочарован романом, вернее, той частью, которую успел прочитать.

« Не знаю, что будет «Онегин» далее… Но теперь он ниже «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского пленника»…»

А вот что « будет далее…» ,он не мог узнать, по простой причине.

Кто это? И что за причина? Его портрет здесь, выберите, пожалуйста.

Ответ: Это Рылеев. Он не смог прочитать роман до конца, потому что был казнён ещё до выхода в свет второй главы.

Это был последний тур. Подводятся итоги игры, путём подсчёта вёрст.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!