СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий духовно-нравственного мероприятия «Формирование характера средствами музыкального искусства»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, их подготовке к самостоятельной, наполненной созидательным смыслом, жизни; раскрытию в них подлинных морально-этических качеств человека, приобщению к высоким духовно-нравственным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий духовно-нравственного мероприятия «Формирование характера средствами музыкального искусства»»

Сценарий духовно-нравственного мероприятия

«Формирование характера средствами музыкального искусства»



Автор: Хрычев Антон Юрьевич

(«Школа №887» г.Москва)



Цель мероприятия: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, их подготовке к самостоятельной, наполненной созидательным смыслом, жизни; раскрытию в них подлинных морально-этических качеств человека, приобщению к высоким духовно-нравственным ценностям.

Задачи мероприятия:

1). Формировать ценностное отношение к обществу, понимание смысла человеческой жизни и ценности жизни других людей;

2). Повысить потребность у обучающихся самореализации в учебной и досуговой сферах, и готовности к свободному и полноценному самоопределению;

3). Развивать способность жить на высоком культурно-этическом уровне, культивировать развитие новых духовных ценностей;

4). Реализовать творческие и креативные способности обучающихся;

5). Повысить понимание значимости личностных и специальных качеств и навыков во взаимоотношениях классного коллектива друг с другом и с педагогами школы.

Необходимое оборудование:

1. Записи следующих музыкальных произведений:

- В.А. Моцарт «Реквием» («Лакримоза»);

- Ф.П. Шуберт «Серенада»;

- Л.В. Бетховен Симфония № 5, часть 1; Симфония № 9, часть 3;

- И.С. Бах Сюита № 2 («Шутка»); «Хоральная прелюдия».

2. Чистые листы бумаги формата А 4.

3. Репродукции картин.



Ход мероприятия

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Тихонько присаживайтесь и послушайте эту потрясающую музыку (в это время звучит «Серенада» Ф.П. Шуберта).

Далее музыка постепенно приглушается.

Учитель:

Ребята, сегодня у нас очень серьезная и важная тема!

И поэтому я хочу попросить вас, соответственно нашей теме, быть очень, очень серьезными. Сегодня мы поговорим о том, чего никто и никогда не видел, но при этом все знают, что на самом деле она существует, и люди часто говорят о ней (в это время музыка отключается). Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написаны следующие понятия: прекрасная, широкая, страдающая, огромная.

Учитель:

Как вы думаете, к какому явлению подходят все эти понятия?

Дети:

Все эти понятия подходят к душе человека.

Учитель:

Молодцы! Правильно. И тема нашего сегодняшнего мероприятия – «Формирование душевной чистоты»

Учитель:

Ребята, как вы полагаете, почему наше занятие началось именно с музыки?

Для того чтобы вам легче было ответить на мой вопрос, внимательно послушайте еще одно музыкальное произведение. И потом можете поделиться своими мыслями, чувствами и эмоциями, которые возникли у вас при прослушивании музыки?

(Звучит 1 часть Симфонии № 5 Л.В. Бетховена, фрагмент «Лакримозы» из реквиема В.А. Моцарта и «Шутка» И.С. Баха).

После прослушивания части 1 Симфонии № 5 Л.В. Бетховена.

Дети:

Музыка Бетховена вызвала чувство страха, напряжения и тревоги.

После прослушивания «Шутки» И.С. Баха.

Дети:

Музыка Баха веселая, легкая и игривая.

После прослушивания «Лакримозы» В.А. Моцарта.

Дети:

Музыка Моцарта очень грустная и скорбная, она передает чувство горя и глубокой печали.

Учитель:

Верно, ребята, молодцы! А как вы это поняли?

Ведь никто не говорил вам грустных, весёлых или тревожных слов?

Дети:

Мы смогли почувствовать это душой!

(Показываю на заранее подготовленные надписи на доске)

Учитель:

Это абсолютно верно, так как «музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки». (И.С. Бах)

И «музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа». (Ауэрбах)

Вы только вообразите, какая унылая и пустая была бы наша жизнь, если в мире не было бы музыки…

О, как тесны и безнадёжны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.

(Скребцова М.)

Музыка сопровождает нас всюду: и в горе, и в радости, и в любом другом настроении. С помощью музыки даже лечат многие болезни и есть даже случаи, когда музыка спасала человеческую жизнь!

А сейчас попробуйте представить, что у нас в классе есть двое близнецов, очень похожих друг на друга, буквально как две капли воды. Однако друзья этих близнецов смогут различить их без особых трудностей.

Как вы думаете, почему, невзирая на их сильное сходство, их все-таки различают? Перечислите, пожалуйста, все отличия, которые могут быть между этими очень похожими близнецами. (Ответы записываю на доске)

Дети:

Близнецы могут различаться по способностям, характеру, манерам, уму, привычкам.

Учитель:

Совершенно верно! Теперь мы с вами поняли, что даже похожие люди могут отличаться друг от друга не только видимыми, внешними признаками, но и главным образом – невидимыми, более сложно уловимыми качествами и это неуловимое является внутренним миром человека. Это его душа, характер, разум, эмоции, мысли.

Что, на ваш взгляд, занимает наиболее значимое место в жизни человека: какие-то внешние характеристики или все же внутренний мир? Тело или душа?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Ребята, человек – это главным образом душа, а не тело.

А как вы считаете, могло бы тело существовать без души человека? А душа без тела?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Тело человека не может существовать без души, человек без души – это уже не человек, а робот, лишенный эмоций и внутреннего мира. А душа наша будет существовать всегда, ведь она бессмертна и даже когда человек покидает этот мир, то умирает только его тело, а душа уходит совсем в другой мир, который можно назвать тонким миром.

Как вы думаете, что является смыслом жизни для человека – развитие и совершенствование вечной, бессмертной души или совершенствование и развитие его временного тела?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Смыслом человеческой жизни является совершенствование и развитие бессмертной и вечной души, а не тела. Но и тело мы обязательно должны беречь и постоянно заботиться о его уходе и здоровье, поскольку оно является домом или даже можно сказать храмом для нашей души. Наша душа развивается в теле.

Задание. Необходимо раздать детям по чистому листочку бумаги формата А 4. Затем попросить их разделить лист на две части: одну часть назвать ДУША, а другую – ТЕЛО. На доске написаны слова: радоваться, летать, восхищаться, питаться, мерзнуть, жиреть, расти, любить, уставать, страдать, созерцать.

Учитель:

Вам нужно выбрать из написанных слов, качества, которые присущи телу душе и телу. И записать их в соответствующую часть листочка. Далее обсуждаем полученные результаты детей.

Ребята приводят разные истории и случаи из жизни, которые подтверждают их мнения.

Тело: жиреть, расти, мерзнуть, питаться, уставать, страдать.

Душа: радоваться, летать, созерцать, восхищаться, любить, питаться, расти, страдать.

Учитель:

Таким образом, мы с вами увидели, что душа обладает более утонченными, прекрасными и возвышенными качествами, чем тело. А такие способности, как, например, питаться, расти, страдать присущи как телу, так и душе. Кроме того, тело способно расти только до определенного возраста и состояния. Взрослые люди уже не растут, а душа человека может расти бесконечно глубоко. И у взрослого, и у ребёнка, и даже у самого старого человека душа может продолжать расти. Наше тело растет само по себе, независимо от нашего желания, а душа растет только тогда, когда человек этого хочет и питает свою душу.

Дети, как вы думаете, чем питается и благодаря чему растет душа человека?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Душа человека растет, когда мы делаем добрые дела, радуемся, прощаем и любим друг друга. Когда мы умеем созерцать красоту природы и человеческих отношений, прекрасные картины, высокое искусство, слушать качественную музыку, сказки и стихи.

Послушайте, к примеру, следующую сказку!

(Читаю отрывок из сказки «Чудо рождения» Г.Х. Андерсена в сопровождении тихой и спокойной музыки И.С. Баха «Хоральная прелюдия»)

По завершению прочтения задать следующие вопросы:

Ребята, а вы, смотрели когда-нибудь на ночное звездное небо?

А вы видели падающие звезды или кометы?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

А теперь, дети, сядьте прямо и красиво. Закройте ваши глаза и представьте себя маленькой яркой звездочкой, которая падает с небес Божьей искоркой.

(В это время в течение трех-четырех минут, во время этого задания, тихо звучит музыкальное произведение И.С. Баха «Хоральная прелюдия»)

Учитель:

Ребята, расскажите, что вы чувствовали в это время.

Дети:

Легкость, полетность, спокойствие

Учитель:

Друзья, мы с вами уже выяснили, при каких обстоятельствах увеличивается и растет душа человека. Кто может повторить на эти обстоятельства?

Звучат ответы детей.

Учитель:

О человеке с большой и доброй душой говорят, что он душевный человек. Дети, а как мы с вами можем отличить душевного человека?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Душевный человек – это, прежде всего, человек, который любит окружающих людей, ближних. Его любовь проявляется через сострадание, уважение, внимание и заботу о людях. Абсолютно обо всех без исключения. И к взрослым, и к детям. Особенно к тем, кто больше всего в этом нуждается.

Такой человек всегда стремится понять, помочь и посочувствовать другому человеку, своему ближнему. Душевность безусловно также проявляется и в доброте к животным.

Учитель:

Однако бывают и такие случаи, когда человеческая душа может и уменьшаться и впоследствии становиться совсем маленькой и незаметной. О таких людях обычно говорят – бездушный человек.

Дети, а как мы можем определить, что перед нами именно бездушный человек?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Душа человека становиться незаметной и слабой тогда, когда мы ругаемся, злился, говорим плохие и нецензурные слова, обижаем людей и животных.

Почему же так иногда происходит?

Ответы детей могут быть разными.

Учитель:

Потому что «Души наши настроены к созвучию только с прекрасным», а не с ужасным, плохим и безобразным. Любой человек может обрести истинное счастье только делая добро, помогая другим и меняя наш мир к лучшему!

Подлинной и высокой целью жизни человека является созидание, совершенствование и развитие нашей бессмертной души.

Поэтому, мои дорогие ребята, как нам с вами нужно стараться жить, чтобы становиться хорошими людьми с огромной и светлой душой, а не бездушными и плохими людьми?

Звучат заключительные ответы детей.

Учитель:

Завершая наше сегодняшнее занятие, в качестве наставления, я хочу прочесть вам потрясающее стихотворение Скребцовой М.

(Читаю стихотворение в тихом сопровождении музыкального сопровождения Л.В. Бетховена Симфонии № 9, часть 3)



С рожденья в каждом сердце доброта,
Блаженны те, что дар святой хранят,
В нем Божьей сути вечна красота,
Он вечным смыслом навсегда объят,


О, души, – вы носители любви,
Призванье ваше – излучать тепло,
В стремленья светлые во дни свои,
О, не вносите, не впускайте зло.



Господь вручил вам дар неповторимый,
Носители его – ваш путь высок,
О, не затмите в суете дорог
Священной силы вещие порывы.



Приложения

«Чудо рождения» (отрывок из сказки Г.Х. Андерсена)

Удивительно, как хорошо разбираются во всем нынешние дети! Трудно сказать, чего они только не знают! Старую сказку о том, как аист нашел их в колодце или в мельничном пруду и принес папе с мамой, они и слушать не хотят, а между тем сказка эта истинная правда.

Вот только вопрос, откуда дети берутся в колодцах и мельничных прудах? Не всякий на это ответит, но кое-кому и это известно. Если ты внимательно глядел на небо в звездную ночь, то, конечно, видел множество падающих звезд. Звезды падают с неба, как маленькие елочные свечки, и гаснут; это искры Божьи, что летят вниз на землю. Как только они попадают в наш густой, плотный воздух, сияние их меркнет, и наши глаза перестают различать их, потому что они нежнее и воздушнее самого воздуха. Теперь это уже не звезда, не искра, а небесное дитя, маленький ангел без крыльев, которому предстоит превратиться в человека. Тихо скользит он по воздуху, ветер подхватывает его и опускает в чашечку цветка: то в ночную, фиалку, то в одуванчик, то в розу, а то в гвоздику. Там дитя лежит и набирается сил. Оно такое легкое и воздушное, что муха может унести его на своих крыльях, а пчела и подавно. И те и другие так и вьются над цветкам в поисках сладкого нектара. Если воздушное дитя им мешает, то столкнуть его на землю, они все равно не решаются, а переносят его на большие круглые листья кувшинок и оставляют лежать на солнышке. Малыш потихоньку сползает с листа в воду, дремлет там и все растет, растет, пока не станет таким большим, что аист увидит его, выловит и принесет людям, в какую-нибудь семью, где уже давно мечтают иметь такого милого ребенка.

Дети больше не помнят, как они дремали под листом кувшинки, как лягушки по вечерам пели им хором: «Ква-ква-ква!» Что по-нашему означает: «Спите крепче, пусть вам приснятся хорошие сны!» Не помнят дети и о цветке, в который упали с неба, не помнят даже его запаха, и все-таки, когда они становятся взрослыми, что-то заставляет его выбрать себе любимый цветок, как раз тот, где они лежали, прилетев на землю.



Методические рекомендации по проведению духовно-нравственного мероприятия «Формирование душевной чистоты»

1. Мероприятие должно быть настоящим праздником для детей. Это касается внешнего вида участников занятия, оформления аудитории и отношения детей друг к другу и учителя к детям.

2. Учителю необходимо хорошо знать содержания занятия, также важно прочувствовать и «пропустить» его суть через себя.

3. Данное мероприятие рекомендуется проводить до начала уроков, пока дети еще не устали и более открыты к восприятию чего-то важного и нового.

4. Педагог должен являться подлинным воплощением мудрости, доброты и любви, доброжелательной требовательности и строгости. Важно отказаться от каких-либо оценочных суждений, давления и принуждения, то есть исключить из процесса работы все то, что может давить на ребенка и сковывать его. Если же какой-то ребенок будет нарушать обстановку торжественности мероприятия, то к нему необходимо подойти и спокойно попросить его выйти из класса. Но обычно при правильной организации мероприятия, таких неприятных ситуаций не возникает, потому что дети, в отличие от взрослых, гораздо более гибкие и чуткие. Им легче «оторваться от земли» и открыться для новых духовных знаний.

5. На занятии обязательно должны присутствовать произведения искусства – поэзии, музыки, живописи. Язык искусства можно назвать голосом души, способом соприкосновения с высшим миром. Это является средством возвышения, утончения и одухотворения занятия.

6. Правильное развитие воображения расширяет сознание, совершенствует жизнь ребенка, открывает путь к высокому духовному миру. В мероприятия по духовно-нравственному воспитанию полезно включать элементы представления и воображения. Для этого можно ставить перед ребятами какой-либо предмет или вешать картину и предлагать им внимательно рассматривать их. А затем, закрыв глаза, они могут описать увиденное и представленное.

7. Заканчивать мероприятие необходимо словами одобрения и благодарности к ребятам за плодотворный и интересный урок, а также за активное участие в нем. Это будет способствовать воспитанию в детях умения быть благодарными даже за малую услугу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!