СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока производственного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и студентов.

Просмотр содержимого документа
«Структура урока производственного обучения»

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и студентов.

Структурными этапами (частями) урока п/о является:


I II III IY

Организационный момент, этап урока, 5 мин.

Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин.

Основной этап (часть) урока, 5 часов

Заключительный этап (часть) урока

1-2 %

12-15 %

70-85 %

5-6 %


Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:

- выявление отсутствующих студентов;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовность студентов к уроку.

Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности студентов;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений студентов);

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия:

Деятельность студентов – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера п/о:

◘ мотивация студентов по видам учебно-производственных работ;

◘ наблюдение;

◘ целевые обходы;

◘ индивидуальное инструктирование;

◘ коллективное инструктирование;

◘ закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

◘ прием результатов работы;

◘ оценивание;

◘ определение дополнительных заданий сильным студентам.


4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6 % времени:

- сообщение о достижении целей урока;

- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

- анализ выполнения ТБ, норм времени;

- сообщение оценок;

- сообщение темы следующего урока;

- объяснение домашнего задания;

- уборка рабочих мест.

Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами урока;

- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;

- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

Классификация типов уроков производственного обучения

Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность обучающихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).

2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

3. Урок по выполнению простых комплексных работ.

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить обучающихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока – формировать у обучающихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

5. Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.


Сочетание типов и видов уроков производственного обучения


п/п

Тип урока п/о

Вид урока п/о

1.

Вводный урок

Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.

2.

Урок по изучению трудовых приемов и операций

Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок

3.

Урок по выполнению простых комплексных работ

Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».

4.

Урок по выполнению сложных комплексных работ

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа студентов), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».

5.

Урок контрольно-проверочный

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа студентов), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».



Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.

  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.

  3. Организация и методика производственного обучения 2004г.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!