СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Структура современного урока в аспекте реализации задач ГОС».

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - главная составная часть учебного процесса.

Сегодня требования к образованию поменяли свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к  самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию"

Урок - главная составная часть учебного процесса.

Сегодня требования к образованию поменяли свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к  самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию"

Просмотр содержимого документа
««Структура современного урока в аспекте реализации задач ГОС».»

Методический семинар

«Структура современного урока в аспекте реализации задач ГОС».

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Сухомлинский В.А.


Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.


Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация 

Цели:

  1. Оказание методической помощи педагогам.

  2. Популяризация инновационных идей.

  3. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.

  4. Повышение интереса к профессиональной деятельности.

  5. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.


3адачи:

  1. Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие сплоченности, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  2. Систематизация теоретических знаний о социально-педагогических понятиях в образовании, связанных с внедрением ГОС.

  3. Рассмотрение способов конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимых для реализации учебного успеха обучающихся.

  4. Обучение участников семинара конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.


Ход семинара:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на семинаре. И начать его хочется с притчи

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который         когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным  придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он, просто ,был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам учителям, работающим  по ГОС тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.


Позвольте задать Вам вопрос.

С чего начинаются Ваши рабочие будни, и мыслями, о чём заканчивается любой день недели? (Урок)

Урок - главная составная часть учебного процесса.

Сегодня требования к образованию поменяли свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к  самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию"

ЗНАЧИТ Поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии — урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами , урок должен стать новым, современным!


А для Вас, что такое урок? Охарактеризуйте данное понятие одним словом.

Итак, УРОК – это…

- план работы

- организация деятельности

- форма организации

-этапы обучения

- исследование

- познание

- вид организации

- творчество

Действительно, каждый представляет его по-своему. Но обратимся к определению в педагогике:

Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками)

Из чего он состоит? как сделать так, чтобы он был обучающим и в то же время интересным ?

Ответ на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня во время семинара.


Тема семинара Структура современного урока в аспекте реализации задач ГОС

Обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они детские, а потому что это «ладошки ожиданий», напишите на Ладони, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара, затем отложите их в сторону до конца работы.


Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов

Для построения урока в рамках ГОС важно понять, каким должен быть урок.

Давайте попробуем определить какова роль и деятельность учителя на современном уроке (1 группа), а какова роль и деятельность ученика (2 группа)?


1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения


Итак, подведем итог: каков современный урок? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

. Требования к современному уроку по ГОС

 Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

 В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

 Осуществляется практический, деятельностный подход.

 Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

 Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Главная методическая цель достигается следующими путями:

 Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

 Преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

 Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

 Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

 Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

 Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


Методологической основой ГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

- ставит цели,

- решает задачи,

- отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Что значит "деятельность"?

- целеустремленная система;

- есть обратная связь;

- всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.


Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ГОС– ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются:

Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;

Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.

Новый результат формулируется в виде конкретных задач:

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения

Меняется и представление об уроке.


Откройте  ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перед Вами материал по типологии современного урока.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки отработки умений и рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные

Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1. Урок введения новых знаний.

2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

5. Урок контроля знаний и умений.

6.Урок коррекции знаний, умений  и навыков. (работа над ошибками).

7. Комбинированный урок.

Структура урока открытия нового знания:

  1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

  2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;

  3. этап выявления места и причины затруднения;

  4. этап построения проекта выхода из затруднения;

  5. этап реализации построенного проекта;

  6. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  8. этап включения в систему знаний и повторения;

  9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Структура урока отработки умений и рефлексии:

  1. этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

  2. этап актуализации и пробного учебного действия;

  3. этап локализации индивидуальных затруднений;

  4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

  5. этап реализации построенного проекта;

  6. этап обобщения затруднений во внешней речи;

  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  8. этап включения в систему знаний и повторения;

  9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке;


Структура урока систематизации знаний

  1. Самоопределение.

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  3. Постановка учебной задачи, целей урока.

  4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  5. Реализация выбранного проекта.

  6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  7. Этап рефлексии деятельности.


Структура уроков развивающего контроля:

    1. этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

    2. этап актуализации и пробного учебного действия;

    3. этап локализации индивидульных затруднений;

    4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

    5. этап реализации построенного проекта;

    6. этап обобщения затруднений во внешней речи;

    7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    8. этап решения заданий творческого уровня;

    9. этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.


Но как же все знания применить на деле?

1.Мы знаем, что от того, как дети будут подготовлены к открытию новых знаний, зависит результат урока. Поэтому очень важно провести актуализацию и мотивацию учебной деятельности

Вашему вниманию предлагаюся видеофрагмены эапов урока (украинская литература 9 класс и химия 11 класс)

Как вы видите, очень важно выяснить уровень усвоения учащимися предыдущего материала, умение самостоятельно ставить и решать поставленные задачи .

  1. Этап изучения нового материала или же этап открытия новых знаний должен способствовать практической деятельности каждого учащегося. Для этой цели используются групповые технологии , исследование или же фронтальная ( сообщение, работа с учебником, с дополнительными материалами, ТСО).

Вашему вниманию предлагаются следующие видеофрагменты уроков (литературное чтение – 3 класс, физики – 7 класс)

3.Этап обобщения и систематизации знаний способствует развитию навыков установления причинно – следственных связей, помогает определить уровень знаний учащихся и подкорректировать некоторые пробелы. Для этой цели можно использовать работу в динамических группах, прием Кластер, ассоциативный куст, презентация

Вашему вниманию предлагаются следующие видеофрагменты уроков (литература –11 класс, английский язык -5 класс)

4.Этап включения в систему знаний и повторения помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний . Это можно осуществлять с помощью приемов : восстанови текст, чайнворд, закончи предложение, толстые и тонкие вопросы, кластер и фишбоун

Вашему вниманию предлагается видеофрагмент урока биологии 8 класс

5.Очень важным завершением урока является рефлексия, так как учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия требованиям к уроку. Это можно осуществлять с помощью приемов : толстые и тонкие вопросы, синквейн, азбука, телеграмма

Вашему вниманию предлагаются следующие видеофрагменты уроков (русский язык – 1 класс, география -5 класс)



На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Давайте и мы попытаемся связать эти элементы таким образом, чтобы наш урок был целостным, деятельностным и результативным .

На ваших столах находятся «конструкторы для сборки урока» - элементы его структуры (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). У вас элементы того типа урока, который вам дали. Ваша задача – выстроить эти элементы в необходимом порядке и представить результат своей работы.



Обсуждение

Итак, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности. Успешное осуществление школьниками учебной деятельности предполагает развитие такого мыслительного процесса, как рефлексия.

Рефлексия является одним из этапов современного урока в условиях


Рефлексия.

Прошу всех участников вспомнить о «ладошках ожиданий». Теперь это «ладошки оправданных надежд». Какие Ваши ожидания оправдались? Прошу выразить эмоциональное отношение к проведенному мероприятию, прокомментировав ваши записи, возможно, дополнить их, используя технологию « Пять пальцев».

Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

      «М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал?

- Какие знания приобрёл?

       «Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

       «С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение, расположение духа?

- Что было связано с положительными эмоциями?

       «У» (указательный) –услуга, сотрудничество.

- Изменятся ли мои взаимоотношения с детьми?

       «Б» (большой палец) – будущее.

- Как я смогу применить знания?

Заключение. Уважаемы учителя, готовясь к уроку , помните , что

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

ЧТОБ ДАТЬ ПОБОЛЬШЕ И ВСЕГО


Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


Желаем вам, чтоб дети  в классе

Реализовать себя смогли.

Здоровья вам и творческих успехов,

Улыбок детских, пониманья и любви

КОНСТРУКТОР УРОКА











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!