СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию

Просмотр содержимого документа
«Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию»





Новиков В. С.




Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию







Учебно - методическое пособие




2019 г.











© Новиков В.С., 2019

Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 23 апреля 2019 г.

Заказ № Тираж 100 экз.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

§I. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 5

§2. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию 11

Заключение 23

Литература 26



























© Новиков В. С., 2019 г.






Введение


Актуальность проекта. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставлением и получением образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами [18, ч.3 ст.20].

Данный проект является первой попыткой разработки технологии педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций (далее - педагогических работников) с участниками образовательных отношений.

Актуальность проекта заключается в том, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной педагогической деятельности:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде [24, С. 29].

Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием педагогических работников с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника. Для этого необходимо адаптировать систему образования с учетом социального заказа государства в целях формирования у детей с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [24, С. 15].

Объектом проекта являются процесс и результат взаимодействия участников образовательных отношений в образовательных организациях.

Предметом работы являются:

- новые научные и учебно-методические работы;

- новые нормативные правовые акты по данной проблематике.

Цель проекта. Разработать новую технологию педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений. Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний[19, ч.1 ст.2]. Под инновационными технологиями в образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (технологии проблемного, проективного обучения и педагогического сотрудничества, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся) [23, С. 1].

Для достижения этой цели в проекте предприняты попытки решения следующих основных новых задач:

- изучить правила, психотехники и психотехнологии общения;

- изучить новые нормативные правовые акты по данной проблематике;

- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;

- разработать технологию взаимодействия для участников образовательных отношений;

- разработать новую технологию педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций с участниками образовательных отношений.

Методология и методы. Для проверки гипотез, реализации цели и основных методических задач использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательных отношений, экспертный опрос, анализ документов, интервью, включенное педагогическое наблюдение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов с участниками образовательных отношений.

Научная новизна проекта состоит в том, что впервые разработана новая технология педагогического сотрудничества для педагогических работников образовательных организаций. Разработал и опубликовал лекции, учебно – методические пособия, учебные пособия, научные статьи по данной проблематике.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что впервые раскрыты комплексно новые функции педагогического общения, новые межличностные механизмы взаимовосприятия, новая структура педагогического общения, новые коммуникативные барьеры, новые психологические приемы, формирующие симпатию.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы могут быть использованы:

- в процессе воспитательного общения педагогических работников с участниками образовательных отношений;

- в процессе правового просвещения участников образовательных отношений;

- в педагогической деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Общая психология», «Юридическая психология», «Оперативно – розыскная психология, «Обществознание» и нового элективного курса «Личность. Межличностные отношения»;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебно - методических пособий и учебников по данной проблематике;

- при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательных отношений.

Апробация проекта и внедрение педагогических новшеств. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, научных статьях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах педагогических работников образовательных организаций, в профессиональных конкурсах.


§I. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия


Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по педагогическому общению, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:

- правила педагогического общения — это первый этап развития науки;

- психотехники педагогического общения — это второй этап развития науки;

- технологии педагогического общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества.

Если мы проанализируем уровни развития науки по педагогическому общению, то можем выделить четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:

- допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап самосовершенствования педагогического работника (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок в процессе педагогической деятельности в образовательной организации);

- начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения в педагогической деятельности в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений);

- высший уровень саморазвития профессионала — это четвертый этап самосовершенствования педагогических работников (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения — это предпосылки педагогического сотрудничества).

Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.

Педагогическое общение - ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы новых научных знаний, оказание влияния в целях формирования желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки и умения в соответствии с социальным заказом государства.

В процессе педагогического общения педагогический работник и участники образовательных отношений реализуют в совокупности четыре новые функции педагогического общения: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.

Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что педагогический работник и участники образовательных отношений познают психологическую структуру личности друг друга. При этом педагогический работник должен в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) личности участников образовательных отношений в целях реализации социального заказа государства.

Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что педагогический работник и участники образовательных отношений в образовательных организациях воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.

Сущность информационной функции заключается в том, что педагогический работник передает участникам образовательных отношений свою систему новых профессионально-психологических знаний, а потом педагогический работник переводит систему новых научных знаний в систему новых действий в соответствии с социальным заказом государства.

Сущность облегчающей функции заключается в том, что педагогический работник помогает, облегчает участникам образовательных отношений при усвоении ими программного учебного материала на лекциях, семинарах и т.п. в целях реализации социального заказа государства.

Умение педагогического работника сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений называется самоподачей, саморекламой, самопрезентацией, самопредъявлением, самопредставлением.

Разработаны три новых способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:

- самоподача превосходства;

- самоподача привлекательности;

- самоподача отношения преподавателя к участникам образовательных отношений.

Самоподача превосходства — это первый способ формирования нового впечатления, когда педагогический работник взаимодействует с участниками образовательных отношений в ситуации знакомства. Самоподача превосходства начинает работать на педагогического работника, когда участники образовательных отношений ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому педагогический работник оценивается участниками образовательных отношений в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам.

Если участники образовательных отношений в чем-то превосходят педагогического работника, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача привлекательности — это второй способ формирования первого впечатления педагогическим работником в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений. Самоподача привлекательности начинает работать на педагогического работника, когда он внешне нравится участникам образовательных отношений. В результате участники образовательных отношений склонны считать педагогического работника умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, т.е. участники образовательных отношений переоценивают личностные и профессионально-деловые качества педагогического работника. Если же участники образовательных отношений считают, что педагогический работник внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача отношения педагогического работника к обучаемым — это третий способ сознательного формирования первого впечатления педагогическим работником в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений. Самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений начинает работать на педагогического работника, когда он относится доброжелательно к участникам образовательных отношений или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в желаниях, в убеждениях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с обучаемыми и т.п. В результате участники образовательных отношений склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества педагогического работника. Если же педагогический работник недоброжелательно относится к участникам образовательных отношений, то они недооценивают личностные и профессионально-деловые качества педагогического работника.

Эти четыре функции педагогического общения находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости между собой, когда педагогический работник взаимодействует с обучаемыми в ситуации знакомства.

Эти четыре основные функции педагогического общения реализуются педагогическими работниками в образовательных организаций и участниками образовательных отношений при помощи межличностных механизмов взаимовосприятия. Межличностные механизмы взаимовосприятия используют как участники образовательных отношений, так и педагогические работники образовательных организаций.

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

- эмпатия — вчувствование педагогического работника в психическое состояние участников образовательных отношений, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия. Для этого педагогический работник должен уметь познать психическое состояние участников образовательных отношений, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную "волну" участников образовательных отношений;

- рефлексия — это имитация мыслей и деяний участников образовательных отношений на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» участников образовательных отношений (размышление за обучаемых);

- саморефлексия — внутренняя психическая деятельность педагогического работника, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;

- идентификация — настройка педагогического работника на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) участников образовательных отношений одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого педагогическим работником конкретная педагогическая ситуация продумывается (рефлексия) за участников образовательных отношений (умение поставить себя на место участников образовательных отношений, взглянуть на проблему участников образовательных отношений с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за участников образовательных отношений их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;

- стереотипизация — восприятие и оценка участников образовательных отношений педагогическим работником на основе его жизненного опыта, который педагогический работник использует (первое впечатление) для интерпретации поведения обучаемых в процессе взаимодействия;

- обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль педагогическим работником уровня знаний у участников образовательных отношений;

- аттракция — это внешнее выражение педагогическим работником симпатии к участникам образовательных отношений, позитивного отношения, доброжелательности в процессе взаимодействия;

- казуальная атрибуция — предположение педагогического работника о том, почему участник образовательных отношений не готов к семинарскому занятию, путем приписывания ему причин и мотивов его поведения при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения участника образовательных отношений.

Реализация межличностных механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность усвоения программного материала:

- уровня профессионализма педагогических работников образовательных организаций;

- исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;

- субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники в образовательных организаций передают систему новых научных знаний детям, родителям;

- содержания программного учебного материала и времени, которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового учебного материала по конкретной теме.


§2. Структура педагогического общения, коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию


Новая инновационная технология взаимодействия педагогических работников с обучающимися и родителями может состоять из следующих этапов:

1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).

2. Моделирование педагогическим работником образовательной организации сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию, воспитательному мероприятию.

3. Планирование взаимодействия педагогическим работником образовательной организации с участниками образовательных отношений.

4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике — это цель новой технологии педагогического сотрудничества.

5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение педагогическим работником положительных эмоций участникам образовательных отношений.

6. Организация и управление педагогическим общением в образовательном процессе, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения лекции, семинара, воспитательного мероприятия.

7.1. Выбор преподавателем естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений после проведения семинара, воспитательного мероприятия.

7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между педагогическим работником и участником образовательных отношений после семинара, воспитательного мероприятия.

7.3. Изучение психологической структуры личности участника образовательных отношений.

7.4. Попытка педагогического работника «войти» в доверие к участнику образовательных отношений в целях формирования личности в соответствии с социальным заказом государства.

7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.

7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.

7.7. Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности участника образовательных отношений — мотивы поступления в образовательную организацию, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).

7.8. Выход из доверительного общения с конкретным участником образовательных отношений.

8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.

9. Выход из педагогического общения после проведения семинара, воспитательного мероприятия.

10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей (обучение, развитие и воспитание обучаемых в соответствии с социальным заказом государства).

11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование педагогическим работником сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, воспитательному мероприятию.

Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с участниками образовательных отношений в процессе педагогического общения, педагогический работник должен уметь ориентироваться:

- в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от участников образовательных отношений и при этом систематически их развивать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества);

- в участниках образовательных отношений (знать исходный уровень знаний);

- в целях педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых в соответствии с социальным заказом государства);

- во времени, которое отводится на изучение конкретной темы;

- в новых объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

- в новой педагогической ситуации взаимодействия с участниками образовательных отношений (восстановление в памяти предыдущих особенностей взаимодействия, констатация ситуации педагогического общения, ее оперативное соотнесение с прошлой ситуацией педагогического общения и со спланированной ранее моделью взаимодействия в педагогическом процессе, уточнение и коррекция ранее спланированной модели взаимодействия с учетом целей предстоящей педагогической деятельности);

- в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;

- в пространственных условиях взаимодействия;

- в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;

- в формальной социальной роли как своей (педагогический работник), так и собеседников (участников образовательных отношений);

- в формальном социальном статусе как своем, так и участников образовательных отношений;

- в стиле взаимодействия;

- в психических состояниях участников образовательных отношений;

- в уровне развития формальной социальной группы;

- в формальной и психологической структуре этой группы;

- в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение участника образовательных отношений в формальной социальной группе (групповое давление, социально-психологическое заражение, внушение, подражание);

- в новых межличностных механизмах взаимовосприятия;

- в новой психологической структуре педагогического общения;

- в способах разрешения конфликтов;

- в пристройках «сверху», «снизу», «рядом»;

- в позициях Родителя, Взрослого и Дитя;

- в новых основных педагогических функциях;

- в новых способах самоподачи;

- в «поглаживаниях» и «уколах»;

- в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях участников образовательных отношений и т.п.

Обучение — это не механическая передача системы новых научных правовых знаний, а взаимодействие между педагогическим работником с участниками образовательных отношений в образовательных организациях.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи педагогическим работником системы новых научных знаний участникам образовательных отношений, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему действий в образовательном процессе.

Кан-Калик В.Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в образовательном процессе:

- барьер несовпадения психологических установок — преподаватель приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, невнимательны, в результате неопытный преподаватель раздражен, нервничает;

- барьер боязни участников образовательных отношений характерен для начинающих преподавателей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с участниками образовательных отношений «пугает» их, сковывает творческую природу;

- барьер отсутствия психологического контакта: преподаватель входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с участниками образовательных отношений, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);

- барьер сужения функций педагогического общения: преподаватель учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции педагогического общения;

- барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других преподавателей, работающих в этой образовательной организации или в результате собственных педагогических неудач;

- барьер прошлого негативного опыта педагогического общения с данной учебной группой или участником образовательных отношений;

- барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);

- барьер подражания: молодой преподаватель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен [9, с. 34-35].

- мотивациониый барьер — это нежелание участника образовательных отношений самостоятельно добывать новые знания и формировать навыки и умения;

- интеллектуальный барьер возникает, когда педагогический работник не знает исходный уровень знаний участников образовательных отношений;

- эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии педагогического работника к участнику образовательных отношений;

- волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений;

- ошибки по типу педагогические работники — участниками образовательных отношений (межвозрастные);

- ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);

- межпрофессиональные (непонимание терминов педагогических работников);

- ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный);

- ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок участникам образовательных отношений);

- снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным педагогическим работникам);

- ошибки по типу «мы педагогические работники» — «они участники образовательных отношений»;

- ошибки по типу физической привлекательности;

- ошибки по типу приближение — избегание;

- ошибки по типу самоподача превосходства;

- ошибки по типу самоподача привлекательности;

- ошибки по типу самоподача отношения участника образовательных отношений к педагогическому работнику;

- барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником;

- барьер позы;

- барьер авторитет;

- внешние барьеры;

- внутренние барьеры;

- барьер несовпадения ролевых ожиданий, мотивов, потребностей, интересов, мнений;

- барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение участника образовательных отношений в малой формальной социальной группе;

- ошибки по типу упреждения – новизны. На педагогического работника и на участников образовательных отношений больше всего психологически воздействуют:

а) новая сообщаемая информация о слушателе или обучаемом, преподавателе;

б) последняя сообщаемая информация о слушателе или обучаемом, преподавателе;

- барьер имя возникает, если педагогический работник не установил три рода имен участника образовательных отношений:

а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте участника образовательных отношений;

б) имя то, которое участник образовательных отношений желает услышать в образовательном процессе - Иван Иванович;

в) имя, которое участник образовательных отношений не любит — это его кличка и др.

Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, педагогический работник должен проанализировать новую педагогическую деятельность с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок взаимонепонимания - самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка и т.п. Зафиксировать коммуникативные барьеры, если они выявлены в педагогической деятельности, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные педагогические привычки у педагогического работника.

Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству:

а) антипатию;

б) симпатию.

Если слова педагогического работника вызывают у участников образовательных отношений положительные эмоции (симпатию), то при прочих равных условиях они легче и при этом с желанием воспринимают учебный материал, принимают, понимают и признают как доминирующую его позицию, как авторитетную личность, как профессионала, как друга, как формального и неформального лидера, которому они доверяют и при этом желают сотрудничать без принуждения.

Следовательно, чтобы сотрудничать без принуждения с участниками образовательных отношений, педагогическому работнику недостаточно уметь нейтрализовать психологические барьеры. Он должен уметь внушать симпатию при помощи психологических приемов, правил, психотехник, технологий.

Психотехника - это комплекс воздействий на подструктуру направленности личности участника образовательных отношений, направленных на изменение психических состояний, доминирующих мотивов, потребностей, интересов, близких, средних и далеких перспективных целей и т. п. или закреплению нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, целей, желательных видов поведения и деятельности в образовательной организации в соответствии с социальным заказом государства.

Новая технология педагогического сотрудничества — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий педагогическим работником в образовательном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества, поведения и деятельности участника образовательных отношений в образовательной организации в соответствии с социальным заказом государства.

Мы рассмотрим только новые психологические приемы, формирующие симпатию и при этом помогающие педагогическим работникам взаимодействовать с участниками образовательных отношений в образовательном процессе на уровне педагогического сотрудничества.

1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка педагогического работника при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить участникам образовательных отношений положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку педагогического работника, как правило, участники образовательных отношений отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но педагогический работник должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.

Опережающая (авансированная) улыбка педагогического работника - это психологическая настройка участников образовательных отношений на эмоционально положительную «волну», на образование положительных эмоций, на внушение симпатии, которая не только вызывает согласие сотрудничать без принуждения, но и в свою очередь вызывает удовлетворение от педагогического сотрудничества.

Следовательно, лицо педагогического работника формирует у участников образовательных отношений психологическую установку на образование:

а) положительных эмоций, если педагогический работник сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к участникам образовательных отношений;

б) отрицательных эмоций, если педагогический работник не применяет этот психологический прием.

2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в процессе педагогического общения».

Структура этого психологического приема:

- сознательное подчеркивание педагогическим работником психологической общности «мы» с участниками образовательных отношений;

- установление визуального контакта с участниками образовательных отношений и формирование психологической установки у них на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;

- формирование педагогическим работником психологических предпосылок для установления психологического контакта с участниками образовательных отношений;

- накопление положительных эмоций у участников образовательных отношений;

- возникает желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения. В процессе педагогического общения педагогический работник должен обращаться к участнику образовательных отношений по имени, на которое он претендует.

Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует участник образовательных отношений»:

- установить три рода имен участника образовательных отношений:

а) реальное имя;

б) имя то, на которое он претендует;

в) имя, которое он не любит;

- привлечь непроизвольное внимание участника образовательных отношений сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;

- использовать только то имя, на которое претендует участник образовательных отношений в процессе педагогического общения;

- формировать у участника образовательных отношений психологическую установку на образование положительных эмоций;

- переформулировать цели педагогического общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами участника образовательных отношений;

- накапливать положительные эмоции у участника образовательных отношений;

- удовлетворить потребности участника образовательных отношений в положительных эмоциях;

- установить психологический контакт с участником образовательных отношений;

- зафиксировать негласно доверительную зону общения;

- познать психологическую структуру личности участника образовательных отношений, не говоря ему ни слова о цели педагогического общения.

3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что педагогический работник в процессе педагогического общения должен уметь поставить себя на место участника образовательных отношений, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается педагогическим работником путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» участника образовательных отношений (эмпатия).

Чтобы психологически грамотно применять этот прием, педагогический работник должен придерживаться следующих установок:

- если к вам пришел участник образовательных отношений, значит ему что-то нужно от вас;

- если вас хвалит участник образовательных отношений, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы педагогического общения, анализирует ваши вопросы и т.п. — психологический обыск;

- не открывайте уста без цели в процессе педагогического общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на участнике образовательных отношений, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.

4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика педагогического работника, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да», от количества накопленных согласий в начале педагогического общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для педагогического общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у участников образовательных отношений сотрудничать без принуждения в образовательном процессе.

П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] педагогического общения:

- метод снятия психической напряженности - умения педагогического работника делать комплименты участникам образовательных отношений в начале педагогического общения. Комплимент - это слова педагогического работника, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые участники образовательных отношений мечтают видеть в своей психологической структуре личности;

- метод "зацепки" - умение педагогического работника кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;

- метод стимулирования игры воображения обучаемых - это умение педагогического работника задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.

- метод прямого подхода — непосредственный переход педагогического работника к занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.

5. Прием искусственное формирование педагогическим работником психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые участники образовательных отношений могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»). Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник формирует психологическую установку у участников образовательных отношений отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях:

- управлять диалогом;

- формировать положительные эмоции у участников образовательных отношений;

- уточнить психическое состояние у участников образовательных отношений;

- установить психологический контакт.

6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что педагогический работник должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия участнику образовательных отношений, чтобы он выступил по теме занятия. Для этого педагогический работник должен уметь терпеливо слушать монолог участника образовательных отношений, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог участника образовательных отношений кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния участника образовательных отношений.

И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] участников образовательных отношений:

1. Нерефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — концентрация внимания на участнике образовательных отношений, молчание, слушание его выступления с использованием педагогическим работником невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).

2. Рефлексивное слушание ответа участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой педагогический работник использует четыре приема рефлексивного слушания участника образовательных отношений (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний программного материала у участника образовательных отношений по теме семинара.

3. Выяснение — это обращение педагогического работника к участнику образовательных отношений после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную отметку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».

4. Перефразирование ответа участника образовательных отношений — это умения педагогического работника передать участнику образовательных отношений смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но …».

5. Отражение чувств участника образовательных отношений — концентрация внимания педагогического работника не на содержании выступления участника образовательных отношений на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...».

6. Резюмирование — это умения педагогического работника подытоживать основные мысли участника образовательных отношений и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».

7. Эмпатичное слушание участника образовательных отношений — обратная связь с участником образовательных отношений, при которой педагогический работник использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать психическое состояние участника образовательных отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Авторитарная педагогическая деятельность и новая технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а новая технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за новой технологией педагогического сотрудничества.

Новая технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии педагогического работника с участниками образовательных отношений в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе педагогического общения, содержанием которого являются передача педагогическим работником системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности участников образовательных отношений в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий в соответствии с социальным заказом государства.

Данная работа является первой попыткой разработки новой технологии педагогического сотрудничества педагогических работников с участниками образовательных отношений в образовательных организациях. Его актуальность определяется тем, что педагогические работники образовательных организаций не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательной организации определяется взаимодействием педагогических работников и участников образовательных отношений в образовательном процессе. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

- содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

- создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

- знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Патриотическое воспитание основывается на следующих основных принципах:

1) законности;

2) соблюдения баланса интересов личности, общества и государства;

3) обязательности;

4) плановости, системности, непрерывности;

5) гласности;

6) взаимодействия субъектов патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание осуществляется в целях:

1) формирования и развития у граждан профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни;

2) формирования у граждан заинтересованности в развитии Московской области;

3) формирования у граждан стремления к развитию своей личности и осознания необходимости служения Отечеству.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

1) формирование и утверждение в общественном сознании патриотических взглядов и убеждений, уважения к истории и культуре многонациональной России, к традициям российского народа, повышение престижа государственной службы;

2) создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками;

3) привитие гражданам чувства уважения к Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гербу Российской Федерации и Государственному гимну Российской Федерации, военной символике и воинским реликвиям;

4) создание условий для усиления патриотической направленности работы средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, предотвращение манипулирования информацией, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажения и фальсификации военной истории;

5) воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав;

6) создание условий для противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма.



Литература


1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.

2. Буданов А.В., Латкова И.А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. -М., 1997.

3. Горлинский И.В., Колонтаевская И.Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1995.

4. Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины. — М., 1991.

5. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. — М., 1997.

6. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. — М., 1997.

7. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

8. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии /Под общ. ред. А.С. Батышева. — М., 2000.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.

11. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.

12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

13. Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М., 2001.

14. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

15. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2001.

16. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. — М., 2000.

17. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

18. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

19. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

20. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"

23. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 N 02-55-77ин/ак «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений».

24. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

24. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

25. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года».

26. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

http://pedagog.mosreg.ru/material/view/A1541C63CF6BE024E91CAD9D7191390F


https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile


http://www.e-osnova.ru/journal/15/84/


http://www.e-osnova.ru/journal/15/79/


http://www.e-osnova.ru/journal/23/52/


https://наше-подмосковье.рф/projects/?filter%5BUF_PR_NAME%5D=&filter%5BUF_AUTHOR%5D=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9+%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&filter%5BUF_PR_MUNICIPAL%5D%5B%5D=19&filter%5BUF_PR_CATEGORY%5D%5B%5D=46&filter%5BUF_PR_THEME%5D%5B%5D=213&filter%5BUF_PR_DIRECTION%5D%5B%5D=138&filter%5BUF_CATEGORY_CON%5D=&SORT=UF_VOTES_COUNT%7Cdesc











29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!