Просмотр содержимого документа
«Структура индивидуального и фронтального логопедического занятия при коррекции ФФНР»
Структура индивидуального и фронтального логопедического занятия при коррекции ФФНР
Выполнила: Рогова М.
Индивидуальные занятия – формирование звуковой стороны речи (подготовительные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие фонематических процессов) подгрупповые занятия – автоматизация звуков
Этапы коррекции занятия
Этапы коррекции звукопроизношения и ФФНР
- 1 этап – подготовительный: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Нормализация речевого дыхания;
- Развитие фонематического восприятия изучаемого звука;
- Развитие мелкой моторики рук.
2 этап – формирование новых произносительных умений и навыков
- Постановка звука;
- Автоматизация звука в слогах, звука в словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках и стихах, в коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи;
- Дефференциация смешиваемых звуков.
3 этап - формирование коммуникативных умений и навыков
- Выработка у ребенка самоконтроля за собственной речью в повседневной жизни;
- Тренировка правильных речевых навыков в различных жизненных навыков, жизненных ситуациях.
- Для повышения эффективности логопедических занятий по коррекции звукопроизношения и ФФНР важно соблюдать следующих требований: - формулирование темы и цели занятия; - определения этапов занятия, взаимозависимость и целенаправленность каждого этапа и их последовательность; -последовательность усложнения материала, предъявляемого детям; - использование разнообразных игр и игровых приемов, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
- Осуществление дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; - Краткое и четкое формулирование инструкции, даваемых детям; - Использование разнообразных и красочных наглядных материалов; - Создание положительного эмоционального фона занятия, планирование эмоционального подъёма с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Максимальная коммуникативная направленность занятия (чтобы дети говорили – упражнялись в общении. Активизация мыслительной и речевой деятельности Оречевление мыслительной деятельности (подумал-сказал). Одновременная работа над всеми компонентами речи ( в зависимости от вида занятия). Наличие всех видов речевой деятельности: слушание, говорение. Развитие познавательной деятельности – внимание, память, мышления; переключения с одного вида на другой. Формирование темпа деятельности, самоконтроль, взаимопроверки. Выбор речевого материала и методов обучения. Организационно-сюжетная основа занятий, наличие дидактического материала.
Структура логопедического занятия при коррекции звукопроизношения и ФФНР - По постановке звука - По автоматизации звука - По дифференциации звуков - При дизартрии - При заикании
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
2) сообщение темы занятия;
3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
5) произношение звуков в словах;
7) работа над предложением;
8) произношение звука в связной речи;
9) обучение элементам грамоты;
10) итог занятия.
Традиционно структура индивидуального занятия занятия включает:
Оргмомент.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Постановка звука.
Развитие фонематического слуха.
Автоматизация в изолированном произнесении.
Итог занятия.
Также можно включить физминутку в середине занятия.
Вывод: Добиваться позитивных результатов коррекционной работы можно, при условии учета целей и задач в разных структурах логопедических занятий по коррекции звукопроизношения и ФФНР