СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура и типология индивидуального коррекционного занятия.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа с неговорящими детьми. Структура и типология индивидуального коррекционного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Структура и типология индивидуального коррекционного занятия.»

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.И. Шелехова»















Тема: «Структура и типология

индивидуального коррекционного занятия».



Подготовила: учитель-логопед

МБОУ «РСОШ № 1 им. Г.И. Шелехова»

Барановская Елена Сергеевна
















Неговорящие дети - достаточно полиморфная категория детей. Но всех их объединяет то, что они имеют стойкую задержку в развитии речи.

Сложность заключается в том, что внешне сходная задержка речи может быть различна по своей структуре и механизму возникновения.

Задержка развития речи может наблюдаться у детей с:

ОНР(общее недоразвитие речи). Неговорящие дети имеют I уровень речевого развития. Может также наблюдаться при наиболее сложных речевых патологиях: алалии, дизартрии, афазии.

ДЦП (детский церебральный паралич);

ЗПР (задержка психического развития);

умственной отсталостью;

аутизмом;

нарушениями слуха и зрения.

Коррекционное занятие – одна из форм организации коррекционно-развивающей работы.

Все типы логопедических занятий делятся на:

обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий;

закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей; тип занятия – повторение и закрепление ранее полученных знаний.

комбинированные, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

Структура занятия зависит от диагноза, возраста, тяжести дефекта.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Массажные упражнения.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Упражнения по развитию речевого дыхания.

6. Работа над звукопроизношением:

- Постановка звука,

- Автоматизация в слогах, словах, предложениях, связных текстах,

- Дифференциация звуков.

7.Коррекционная работа в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (формирование психологической базы, эмоциональной стабильности личности ребенка, развитие сенсорной сферы, навыков общения, моторики, просодики).

8. Коррекция нарушений  чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Коррекционные занятия с неговорящим ребёнком построены по типу «матрешки», когда идет постепенно вовлечение ребенка в действия и увеличение заданий и объема представленного материала.
Материал подбирать необходимо так, чтобы он соответствовал содержанию занятия; был понятен ребенку (например, если ребёнок не соотносит предметы и их изображения, то для него нужно подобрать реальные предметы по изучаемой теме).

Структура логопедического занятия при дизартрии

1. Организационный момент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Устранение недостатков произношения.

4. Развитие звукового анализа и синтеза.

5. Развитие слоговой структуры слова.

6.Развитие активного и пассивного словаря.

7. Отработка грамматических категорий.

8. Развитие связной речи.

Структура индивидуального занятия разработана по методике талантливого логопеда, заслуженного учителя России - Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей, где ключевым инструментом, запускающим речевой механизм, является музыка.

Предлагаю вашему вниманию основные направления работы по запуску речи у детей с алалией.

Основные направления работы

1.Развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи (пение). Осуществляется с использованием аудиозаписи мелодий, специально подобранных для занятий с детьми. Начальный этап предполагает вызывание гласных звуков. В практической частивидеоуроков Т.Н. Новикова-Иванцова показывает способы рабочей позы логопеда и ребенка.

Первый - ребенок прижат спиной к груди взрослого, ноги ребенка скрещены « по-турецки». Логопед держит его руки и ноги одной своей рукой, отбивая ритм и покачивая ребенка. Ребенок чувствует вибрацию руками, ногами, спиной, грудью. Сопряженно поются под музыку №1 гласные звуки, слоги. Затем гласные поются сопряженно уже длительно, потом с переключением: «Аа-аа-аа, оо-оо-оо, уу-уу-уу.» Иногда эта система пения выводит на непроизвольное формирование слога. Сначала ребенок во время пения дает только реакцию. Логопеду необходимо «играть голосом». Лишь позже ребенок начинает петь монотонно, но и это уже прогресс. Занятия энергоемкие, нужно все делать эмоционально.

Логопед на занятиях применяет карточки - схемы звуков. Наглядные пособия – карточки предлагаются крепить к одежде логопеда, чтобы ребенок мог их видеть при индивидуальной работе. Шесть символов гласных звуков (картинки Марии Фёдоровны Фомичёвой). Рисунки немного отредактированы.

Работа по пению звуков проводится в следующей последовательности:

Пение одного звука

Пение 2-х звуков

Пение однородных слоговых цепочек

Пение разнородных слоговых цепочек

Пение слов.

2. Вызывание и уточнение звуков русского языка.

3. Развитие и коррекция слоговой структуры слова.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи.

5. Развитие фразовой речи.

6. Развитие связной речи.

Уникальность этой методики заключается и в том, что она не только дает возможность « запустить пусковой механизм » появления речи, но и помогает в работе логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, по нормализации темпо-ритмической стороны речи, голоса, по вызыванию и постановке звуков, формированию фразовой речи.

Гласные нараспев, слоги, слова, песни, обилие наглядных элементов, таких как символы и картинки — все это включает в себя действенная методика практикующего логопеда. Выпущены методические пособия «От слова к фразе», где удобно подобран материал, радует качество рисунков.

«Волшебные кнопки», «Веселые ручки», «Замки» — это лишь часть приемов, которые предлагает освоить методика Новиковой-Иванцовой. Думаю, что МФЯС поможет современным логопедам оказать реальную помощь неговорящим детям.

Хочется поделиться с Вами ещё одной структурой индивидуального занятия, которая разработана доктором педагогических наук, профессором, логопедом дошкольных, школьных и медицинских учреждений Еленой Филипповной Архиповой.

Елена Филипповна разделила индивидуальное занятие на 3 блока: подготовительный, основной и домашнее задание.

Разберем каждый блок подробнее. Я буду называть этапы занятия и игры, которые использую в своей работе.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ 
I блок, подготовительный.

В него входят следующие направления: 
 Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии. 
 Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совер-шенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных пропри-оцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным. 
Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой по системе «Дерево». Отрабатываются 4 комплекса - ветви «Дерева». Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага:

1. перед зеркалом,

2. по подражанию,

3. по инструкции,

4.с биоэнергопластикой.

Активная гимнастика (20 упр.) для отработки качеств движений.

Цель - создать положительные кинестезии в мышцах и артикуляционные уклады.
 Нормализация голоса и голосовых модуляций: с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика. 

Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальчиковая гимнастика.
 Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика. Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок. Для развития речевого дыхания у ребенка я использую различные игры и упражнения: «Путешествие колобка»; «Нюхаем цветы»; «Кораблики»; «Листопад»; «Буря в стакане»; «Футбол» и другие.

На данном этапе я часто использую логопедический тренажер «Аэробол», сделанный в виде палочки и парящего шарика.

С его помощью можно тренировать дыхание ребенка, научить его управлять воздушным потоком и заложить основы правильной речи.
 Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.) 

II блок, основной.

В него входят следующие направления: 
 Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов). 
 Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции. 
 Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции. 
 Постановка звука традиционными в логопедии способами. 
 Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях. 
 Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфиче-ских ошибок в школьном возрасте. 
 Отработка слов сложной звукослоговой структуры. 
 Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала. 

Обязательно должен соблюдаться здоровьесберегающий режим, при этом

-учитываться возрастная нагрузка на обучающегося

-проводиться физминутки, гимнастика для глаз и т. д.
III блок, домашнее задание. 
Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия: 
– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре); 

–развитие конструктивного праксиса; 
–формирование пространственных представлений; 
–формирование графомоторных навыков и т. д. 


Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие.

Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут. 
С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение 15 минут. 
С детьми школьного возраста – 20 минут. 
С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут.

Каждое коррекционное занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. Набор развивающих пособий, книг, картинок настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся.

Современное содержание специального образования определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

  1. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

  2. Выбор тематики занятий должна определяться характером нарушения развития детей и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

  3. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

  4. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии) с созданием условий для продуктивной деятельности педагога и обучающихся;

  5. На занятии должны быть реализованы все дидактические принципы, как общедидактические, так и коррекционные;

  6. Занятия должны способствовать формированию необходимых знаний, умений и навыков, фор­мированию умения учиться.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!