СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и работа сердца

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Цели:

дидактическая:  создать условия для осознания и осмысления новой   учебной

информации средствами критического мышления;

образовательная:  организовать изучение новой темы; умение работать в группе, использование  элементов Сингапурской методики.

развивающая:  продолжить формирование умений работы с текстом;

воспитательная:  создать условия для ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

1.  раскрыть связь строения сердца с его функцией;

2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической  

   ЦНС, автоматизме сердца;

3. показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной

    регуляции.

Оборудование:   модели сердца человека,  торс человека, компьютер, мультимедийное  оборудование.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1.  называть:

а) особенности организма человека – органы кровеносной системы;

б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.

2.  распознавать и описывать на таблицах:

а) систему органов кровообращения;

б) органы кровеносной системы.

3.  описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

4.  характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

5.  устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Ход урока

I. Организационный момент

      Актуализация опорных знаний.

     Цель: определить уровень исходных знаний.

       2.Фронтальный опрос:

1.Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

2.Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

3.Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).

4.Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).

5.Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

6.Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).

7.Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

8.Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).

9.Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

10.Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).

11.Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).

12.К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).

Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня … «Строение и работа сердца».

Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой,

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Просмотр содержимого документа
«Строение и работа сердца»

Открытый урок по биологии в 8 классе на  тему:

«Строение и работа сердца»

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Тип урока:  комбинированный  (изучение нового материала и первичное закрепление).

Цели:

дидактическая:  создать условия для осознания и осмысления новой   учебной

информации средствами критического мышления;

образовательная:  организовать изучение новой темы; умение работать в группе, использование  элементов Сингапурской методики.

развивающая:  продолжить формирование умений работы с текстом;

воспитательная:  создать условия для ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

1.  раскрыть связь строения сердца с его функцией;

2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической  

   ЦНС, автоматизме сердца;

3. показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной

    регуляции.

Оборудование:   модели сердца человека,  торс человека, компьютер, мультимедийное  оборудование.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1.  называть:

а) особенности организма человека – органы кровеносной системы;

б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.

2.  распознавать и описывать на таблицах:

а) систему органов кровообращения;

б) органы кровеносной системы.

3.  описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

4.  характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

5.  устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Ход урока

I. Организационный момент

      Актуализация опорных знаний.

     Цель: определить уровень исходных знаний.

       2.Фронтальный опрос:

1.Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

2.Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

3.Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).

4.Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).

5.Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

6.Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).

7.Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

8.Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).

9.Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

10.Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).

11.Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).

12.К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).

Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня … «Строение и работа сердца».


Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой,

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

 Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?

•М. Горький – “смелое сердце Данко”.

•Вильгем  Гауф – “Холодное сердце”.

Какие ассоциации возникают о сердце-

 – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.

Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. Движение – это жизнь.

 Физминутка. Методика Микс-Фриз – Групп (элемент Сингапурской методики)

(Элементы Сингапурской методики)

1.Сколько камер содержит сердце рыб? (2)

2.У земноводных сердце –(3)

3.Сколько камер содержится в сердце крокодила?(4)

5.Сколько камер содержит сердце человека?(4)

6.Сколько кругов кровообращения у человека?(2)

Сердце человека – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

 Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.

Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела?   Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.

Учебно-тематическая карта

  1. Определите, как расположено сердце в теле человека? Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?

  1. Определите размеры сердца.

  1. Определите правую и левую половины сердца.

  1. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

  1. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

  1. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.

  1. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?

  1. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

  1. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

Фазы сердечного цикла

Фазы цикла

Продолжительность

Положение створчатых клапанов

Положение полулунных клапанов

Движение крови

Систола





Диастола





Пауза





Историческая справка.

Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии. Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки они увидели слабо сокращающееся сердце. Инквизиция обвинила врача во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

 Вопрос. 1. Как объяснить роковой случай с Везалием? 2.Что такое автоматизм сердца и как он сочетается с нервной и гуморальной регуляцией?

Вопрос: Почему сердце сокращается даже вне организма?(Дополнительная информация –сообщение учащихся)

  Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.

 -Демонстрация  электрокардиограммы  (найти фазы сердца, отметить схематично)

  Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что половину жизни оно отдыхает. Когда же это происходит? Ведь мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, а значит, прекращается и жизнь. Наше сердце ритмически сокращается и расслабляется.

Фазы сердечного цикла

1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен,   впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.

2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения)  0,3 сек.

3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца.  Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с.

Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма.

Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.

 Имеются ли достижения в области кардиологии?

 - 3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти.

•проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов.

•Проф. Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов

•1897-1941гг. 315 операций на сердце

•с 1967 десятки тыс. операций.

•1961 г. создание института сердечно -сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.

•1967 г. хирург из Кейпттауна проф. Кристиан Борпард – трансплантация сердца

•1984 г. использование лазера впервые в мире

•1903 г. Шаховский – извлечение пули из сердца

•1948 г. А.Н. Бакулев – операция на митральном клапане

•А.А. Вишневкий – техника местного обезболивания

•Донецкий – сшивание сосудов без игл и нитей

IV. Стадия размышления и рефлексии.

А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие задания:

 Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.

3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.

475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.

Билетик на выход:

I. Индивидуальная работа

  1. Сердце позвоночных расположено:

 а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,

в) в грудной полости справа

  1. Сердце образовано:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.

  1. Сердце млекопитающих животных:

а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.

  1. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.

  2. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.

  3. Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.

2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу

3. Оцените свою работу

6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла;  менее 3 - 2 балла.

Ключ к тесту:  1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.

Задание 3  ( – групповая работа)

1.В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).

2.И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой- то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).

3.Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)

 

•Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.

Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?

Оценка работы школьников.

(билетик на выход)

- Домашнее задание пар.22, вопросы 1-5 стр. 114, составить синквейн «сердце», заполнить таблицу по строению сердца

          Всем спасибо за урок!

И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».

                                     Памятка  «Здоровое сердце»

  • Не курить

  • Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца

  • Не позволять никому оказывать на себя давление

  • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!

  • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу

  • Регулярно заниматься физическими упражнениями

  • Приобретать хорошие привычки

  • Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда!

  • Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.

  • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,

  • Не употреблять консервированные заменители сахара.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым и работоспособным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!