Открытый урок по биологии в 8 классе на тему:
«Строение и работа сердца»
Тема урока: «Строение и работа сердца»
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
Цели:
дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной
информации средствами критического мышления;
образовательная: организовать изучение новой темы; умение работать в группе, использование элементов Сингапурской методики.
развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом;
воспитательная: создать условия для ЗОЖ, бережного отношения к своему здоровью
Задачи урока:
1. раскрыть связь строения сердца с его функцией;
2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической
ЦНС, автоматизме сердца;
3. показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной
регуляции.
Оборудование: модели сердца человека, торс человека, компьютер, мультимедийное оборудование.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. называть:
а) особенности организма человека – органы кровеносной системы;
б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.
2. распознавать и описывать на таблицах:
а) систему органов кровообращения;
б) органы кровеносной системы.
3. описывать сущность биологического процесса: работу сердца.
4. характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.
5. устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.
Ход урока
I. Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Цель: определить уровень исходных знаний.
2.Фронтальный опрос:
1.Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
2.Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
3.Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
4.Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).
5.Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
6.Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
7.Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
8.Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
9.Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
10.Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
11.Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
12.К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).
Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».
«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».
Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.
Итак, тема нашего урока сегодня … «Строение и работа сердца».
Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
•М. Горький – “смелое сердце Данко”.
•Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.
Какие ассоциации возникают о сердце-
– “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.
Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. Движение – это жизнь.
Физминутка. Методика Микс-Фриз – Групп (элемент Сингапурской методики)
(Элементы Сингапурской методики)
1.Сколько камер содержит сердце рыб? (2)
2.У земноводных сердце –(3)
3.Сколько камер содержится в сердце крокодила?(4)
5.Сколько камер содержит сердце человека?(4)
6.Сколько кругов кровообращения у человека?(2)
Сердце человека – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.
Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.
Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.
Учебно-тематическая карта
Определите, как расположено сердце в теле человека? Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?
Определите размеры сердца.
Определите правую и левую половины сердца.
Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?
Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?
В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?
Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
Фазы сердечного цикла
Фазы цикла | Продолжительность | Положение створчатых клапанов | Положение полулунных клапанов | Движение крови |
Систола | | | | |
Диастола | | | | |
Пауза | | | | |
Историческая справка.
Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии. Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки они увидели слабо сокращающееся сердце. Инквизиция обвинила врача во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Вопрос. 1. Как объяснить роковой случай с Везалием? 2.Что такое автоматизм сердца и как он сочетается с нервной и гуморальной регуляцией?
Вопрос: Почему сердце сокращается даже вне организма?(Дополнительная информация –сообщение учащихся)
Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.
-Демонстрация электрокардиограммы (найти фазы сердца, отметить схематично)
Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что половину жизни оно отдыхает. Когда же это происходит? Ведь мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, а значит, прекращается и жизнь. Наше сердце ритмически сокращается и расслабляется.
Фазы сердечного цикла
1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.
2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения) 0,3 сек.
3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца. Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с.
Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма.
Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.
Имеются ли достижения в области кардиологии?
- 3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти.
•проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов.
•Проф. Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов
•1897-1941гг. 315 операций на сердце
•с 1967 десятки тыс. операций.
•1961 г. создание института сердечно -сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.
•1967 г. хирург из Кейпттауна проф. Кристиан Борпард – трансплантация сердца
•1984 г. использование лазера впервые в мире
•1903 г. Шаховский – извлечение пули из сердца
•1948 г. А.Н. Бакулев – операция на митральном клапане
•А.А. Вишневкий – техника местного обезболивания
•Донецкий – сшивание сосудов без игл и нитей
IV. Стадия размышления и рефлексии.
А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие задания:
Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.
3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.
475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.
Билетик на выход:
I. Индивидуальная работа
Сердце позвоночных расположено:
а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,
в) в грудной полости справа
Сердце образовано:
а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.
Сердце млекопитающих животных:
а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.
Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.
2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу
3. Оцените свою работу
6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла; менее 3 - 2 балла.
Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.
Задание 3 ( – групповая работа)
1.В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
2.И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой- то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
3.Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)
•Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?
Оценка работы школьников.
(билетик на выход)
- Домашнее задание пар.22, вопросы 1-5 стр. 114, составить синквейн «сердце», заполнить таблицу по строению сердца
Всем спасибо за урок!
И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».
Памятка «Здоровое сердце»
Не курить
Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца
Не позволять никому оказывать на себя давление
Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
Регулярно заниматься физическими упражнениями
Приобретать хорошие привычки
Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда!
Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.
Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
Не употреблять консервированные заменители сахара.
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым и работоспособным.