Строение семян
учитель биологии МКОУ СОШ№9 г.Кизилюрт
Исаева Зубайжат Зайнулаевна
Цель урока : формирование представлений о строении семян
- - Расширить знания учащихся о строении растительного организма
- - Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения
- - Познакомить с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений и раскрыть значение семян в жизни растений
- -Продолжить по формированию умений работы с натуральными объектами , со схемами, рисунками; самостоятельной работы с учебником.
- - Продолжить по формирование научного мировоззрения, создание условий для развития познавательного интереса учащихся
Целый день Червяк точил Яблоко, ползал по своим ходам туда-сюда и грозился: «Ничего, погоди, скоро доберусь до сердцевины и съем все твои семена – пусть пока чуток подрастут». Яблоку ужасно не нравилось такое соседство: червяк противно копошился в нём и иногда делал больно. Но больше всего Яблоко расстраивалось из-за семян – оно знало, что все яблоки живут именно ради них
.
Почему яблоки живут именно ради семян ?
Это — с носиком пушинки, Это — горсточка зерна. Тут — горошек, там — крупинки. Что же это? - Семена.
- А зачем мы их набрали? Не красивы, не вкусны… Только место занимают! - Подождём-ка до весны…
Вот из этой вот пушинки Тёплой раннею весной Вырастает одуванчик - Мягкий шарик золотой.
Из смешных сухих крючочков - Рыженькие ноготки. Из крупинок круглых — маки, А из зёрен — колоски.
Кто-то раньше, кто-то позже - Каждый точно прорастёт. В землю, вниз протянет корень, Листья — к солнцу, вверх, вперёд!
Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений»
Цель: изучить строение семени фасоли и зерновки пшеницы Оборудование: проросшие семена фасоли, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы
Ход лабораторной работы
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и формы
2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода). 2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру. 3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку. 4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5.Поьзуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (ответ запишите в тетрадь)
6.Зарисуйте в тетради строение семян фасоли и подпишите части обозначенные цифрами.
Изучите и зарисуйте внутреннее строение семени фасоли и подпишите все части
Рассмотрите проросток фасоли. Найдите у него корень, стебель, листья и почку.
Сравните строение проростка фасоли со строением зародыша семени.
ФИЗМИНУТКА
Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Рассмотрите на рисунке схему строения зерновки пшеницы
Строение семян однодольных растений
Зарисуйте зерновку пшеницы и продольный срез, подпишите рисунок заполните схему.
Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
Семя двудольных растений имеет в зародыше семени две семядоли.
Семя однодольных растений имеет в зародыше семени одну семядолю.
« Верю – не верю».
Прочитав предложение, определите, правильное оно или нет.
Фамилия, имя
+/-
- У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
- Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
- Строение семян всех двудольных растений одинаково.
- Первым у проростка появляется корешок.
- Молодое растение называют заростком.
- Снаружи семена покрыты корой.
- Через семявход в семя проникает вода.
- Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
Задание проверил(а):
Оценка:
Фамилия, имя
+/-
- У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
- Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
- Строение семян всех двудольных растений одинаково.
- Первым у проростка появляется корешок.
- Молодое растение называют заростком.
- Снаружи семена покрыты корой.
- Через семявход в семя проникает вода.
- Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
+
Задание проверил(а):
-
Оценка:
+
+
-
-
+
-
8. Домашнее задание
1. Пар. 11 пересказ.
2. Найти стихотворения, загадки, сказки, пословицы, поговорки о семенах.
3. Составить мини-коллекцию семян растений. (в виде книжечки)