Этап урока и цель | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент Цель:организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»! | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. Поднимают руки, кто готов отвечать на «5» | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока | Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА. Так клетка, кажется мала! Но в микроскоп взгляните: Ведь это целая страна… Страна, полная загадок. Часть загадок нами уже отгаданы, а другую часть нам ещё предстоит отгадать. Давайте вспомним, что мы уже знаем о клетке и создадим её «портрет». Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов. Сформулируем цели и задачи урока:узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов. | Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы. Формулируют тему, цели и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку. |
Актуализация знаний Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. А. Индивидуальная работа. Распределите вещества по группам: Органические вещества – Неорганические вещества – а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок. Вставьте пропущенные слова в тексте: Текст «Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны – ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки – это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________». Организация взаимопроверки. Б. Тестирование (диктант). Этот органоид защищает содержимое клеткиот воздействий внешней среды. ( Мембрана) Самое распространенное вещество клетки.(Вода) Самыйпростойувеличительныйприбор. (Лупа) Оптический прибор, позволяющий увидетьувеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп) Органоидклетки,гдехранитсянаследственная информация. (Ядро) Организмы, в клетке которых отсутствуетоформленное ядро. (Доядерные) Вязкоеполужидкоевещество. (Цитоплазма) Организация самопроверки. Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1. Получается слово: «МОЛОДЕЦ». | Выполняют индивидуальные задания по карточкам. Осуществляют взаимооценивание. Выполняют тестовые задания под диктовку учителя. Осуществляют самооценивание. | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Изучение нового материала Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение) Организация работы с Приложением. Одновременное заполнение таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов». Демонстрация: Интерактивная схема «Царства ядерных организмов (эукариот)» - систематика. Вирусы. Учитель: Сообщение о вирусах «Существо или вещество». (Приложение) Бывает так: человек «внезапно» заболевает. Усталость, слабость сковывают организм. Это результат действия невидимых интервентов в клетках человеческого организма – вирусов гриппа. Более чем половина всех инфекционных болезней человека провоцируется вирусами: корь, паротит (свинка), ветряная оспа, трахома, гепатит… в настоящее время в организме человека выявлено более 500 разных видов вирусов. Но вирусы поражают не только человека. Всё живое на свете – от бактерий до млекопитающих - подвержено их нападению. Вирусы - самостоятельное царство, объединяющее свыше 3000 видов, которые распадаются на три основные группы – вирусы растений, вирусы бактерий (бактериофаги), вирусы животных, в том числе и человека. Лишь змеи и моллюски невосприимчивы к вирусам. Вирусы также не обнаружены пока у мхов и лишайников. Насколько известно, свободны от вирусов дрожжи, грибы и хвойные растения. Демонстрация: Интерактивная схема «Примеры вирусов» (приложение), рисунок 2.14 (учебник, стр. 47), рисунок 2 «Строение бактериофага» (раздаточный материал). Учитель: Сообщения об использовании вирусов в сельском хозяйстве и о вирусах – помощниках человека. (Приложение) Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли. Иногда на помощь человеку приходят вирусы, поражающие животных и насекомых. В конце 20-го века в Австралии остро встала проблема борьбы с дикими кроликами. Эти милые «пушистики» расплодились и быстрее саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и дикорастущих растений. Обычные методы борьбы с ними не дали положительных результатов. И тогда учёные в борьбе с кроликами использовали специальный вирус. Но возник вопрос о том, как им заразить таких пугливых и осторожных животных. Выход нашёлся. В качестве «летающих игл», разносящих вирус от кролика к кролику, были использованы комары, которые при этом оставались совершенно здоровыми. Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека? Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах. Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.
Вывод: Характерные черты вирусов – … Работа с таблицей «Характерные черты вирусов». (Приложение) | Читают текст учебника. Находят в тексте признаки сходства клеток организмов разных царств и различия между ними. Оформляют основные тезисы по данной теме в виде таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов». Составляют схему «Систематика царств эукариотов». Внимательно слушают. Работа со схемой, обсуждают рисунки. Внимательно слушают. Работа в парах – обсуждают поставленную учителем задачу. Отвечают, слушают ответы других учащихся, комментируют их. Записывают определение: Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток». Заполняют таблицу «Характерные черты вирусов». | Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. |
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний Цель:установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. | Индивидуальная работа с карточками. (Приложение) Организация взаимопомощи между учащимися. Организация взаимопроверки между учащимися. Составление синквейна о клетке. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила составления синквейна. 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). | Выполняют индивидуальные задания по карточкам. Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения.
Составляют синквейн: Клетка Растительная, животная Питается, дышит, размножается Клетка – восьмое чудо света Микромир | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция. Логические: анализ и синтез информации. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель:обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §17 – читать, стр. 46-47. Записи в тетради - выучить. Подготовить сообщения о роли животных, грибов, вирусов в природе и жизни человека. | Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). |
Рефлексия (подведение итогов урока) Цель:обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. | Заполнение листов самооценки. «Барометр настроения». | Личностные: осмысление своих действий; самооценка. Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.
«Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны – ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки – это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________».