СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: «Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Образовательные: 
  • познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;
  • выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.
  1. Развивающие: 
  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
  1. Воспитательные: 
  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: «Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 5 классе _________________

  1. Класс – 5

  2. Тема урока – «Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы»

  3. Цель: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

  4. Задачи:

  1. Образовательные: 

  • познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

  • выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

  1. Развивающие: 

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

  1. Воспитательные: 

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

  1. Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  1. УУД:

  • Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие,контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

  1. Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, царства живой природы, вирусы.

  2. Тип урока: комбинированный урок.

  3. План изучения нового материала:

  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Изучение нового материала.

  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Рефлексия (подведение итогов урока).

  1. Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.


Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель:организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.




Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока

Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

Так клетка, кажется мала!

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

Страна, полная загадок. Часть загадок нами уже отгаданы, а другую часть нам ещё предстоит отгадать. Давайте вспомним, что мы уже знаем о клетке и создадим её «портрет».

  • С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

  • А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов.

Сформулируем цели и задачи урока:узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.







Внимательно слушают.




Дают ответы на вопросы.




Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.


Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

А. Индивидуальная работа.

  1. Распределите вещества по группам:

Органические вещества –

Неорганические вещества –

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

  1. Вставьте пропущенные слова в тексте:

Текст

«Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны – ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки – это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________».

  1. Организация взаимопроверки.

Б. Тестирование (диктант).

  1. Этот органоид защищает содержимое клеткиот воздействий внешней среды. ( Мембрана)

  2. Самое распространенное вещество клетки.(Вода)

  3. Самыйпростойувеличительныйприбор. (Лупа)

  4. Оптический прибор, позволяющий увидетьувеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

  5. Органоидклетки,гдехранитсянаследственная информация. (Ядро)

  6. Организмы, в клетке которых отсутствуетоформленное ядро. (Доядерные)

  7. Вязкоеполужидкоевещество. (Цитоплазма)

  1. Организация самопроверки.

Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

Получается слово: «МОЛОДЕЦ».




Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
















Осуществляют взаимооценивание.

Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.


















Осуществляют самооценивание.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи


Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

  1. Организация работы с Приложением.

  2. Одновременное заполнение таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов».

Демонстрация: Интерактивная схема «Царства ядерных организмов (эукариот)» - систематика.

  1. Вирусы.

Учитель: Сообщение о вирусах «Существо или вещество». (Приложение)

  • Бывает так: человек «внезапно» заболевает. Усталость, слабость сковывают организм. Это результат действия невидимых интервентов в клетках человеческого организма – вирусов гриппа. Более чем половина всех инфекционных болезней человека провоцируется вирусами: корь, паротит (свинка), ветряная оспа, трахома, гепатит… в настоящее время в организме человека выявлено более 500 разных видов вирусов. Но вирусы поражают не только человека. Всё живое на свете – от бактерий до млекопитающих - подвержено их нападению. Вирусы - самостоятельное царство, объединяющее свыше 3000 видов, которые распадаются на три основные группы – вирусы растений, вирусы бактерий (бактериофаги), вирусы животных, в том числе и человека. Лишь змеи и моллюски невосприимчивы к вирусам. Вирусы также не обнаружены пока у мхов и лишайников. Насколько известно, свободны от вирусов дрожжи, грибы и хвойные растения.

Демонстрация: Интерактивная схема «Примеры вирусов» (приложение), рисунок 2.14 (учебник, стр. 47), рисунок 2 «Строение бактериофага» (раздаточный материал).

Учитель: Сообщения об использовании вирусов в сельском хозяйстве и о вирусах – помощниках человека. (Приложение)

  • Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

  • Иногда на помощь человеку приходят вирусы, поражающие животных и насекомых. В конце 20-го века в Австралии остро встала проблема борьбы с дикими кроликами. Эти милые «пушистики» расплодились и быстрее саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и дикорастущих растений. Обычные методы борьбы с ними не дали положительных результатов. И тогда учёные в борьбе с кроликами использовали специальный вирус. Но возник вопрос о том, как им заразить таких пугливых и осторожных животных. Выход нашёлся. В качестве «летающих игл», разносящих вирус от кролика к кролику, были использованы комары, которые при этом оставались совершенно здоровыми.

Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.



Вывод: Характерные черты вирусов – …

Работа с таблицей «Характерные черты вирусов». (Приложение)

Читают текст учебника. Находят в тексте признаки сходства клеток организмов разных царств и различия между ними. Оформляют основные тезисы по данной теме в виде таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов».




Составляют схему «Систематика царств эукариотов».



Внимательно слушают.




























Работа со схемой, обсуждают рисунки.




Внимательно слушают.









































Работа в парах – обсуждают поставленную учителем задачу. Отвечают, слушают ответы других учащихся, комментируют их.




Записывают определение: Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток».

Заполняют таблицу «Характерные черты вирусов».

Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.


Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.


Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель:установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

  1. Индивидуальная работа с карточками. (Приложение)

  2. Организация взаимопомощи между учащимися.

  3. Организация взаимопроверки между учащимися.

  4. Составление синквейна о клетке.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения.



Составляют синквейн:


Клетка

Растительная, животная

Питается, дышит, размножается

Клетка – восьмое чудо света

Микромир


Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.


Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель:обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. §17 – читать, стр. 46-47.

  2. Записи в тетради - выучить.

  3. Подготовить сообщения о роли животных, грибов, вирусов в природе и жизни человека.


Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.


Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.


Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель:обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.

  1. Заполнение листов самооценки.

  2. «Барометр настроения».

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.


Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.






















Приложение


СТРОЕНИЕ КЛЕТОК ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ. ВИРУСЫ


А. Проверка домашнего задания.

  1. Распределите вещества по группам:

Органические вещества –

Неорганические вещества –

а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

  1. Вставьте пропущенные слова в тексте:

Текст

«Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны – ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки – это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________».

Б. Работа на уроке.

С помощью текста §17 (стр. 46-47) и рисунка 2.13 (стр. 47) установите сходство и различия строения клеток растений, животных и грибов.

  1. Прочтите текст на стр. 46-47, рассмотрите рисунок 2.13 на стр. 47.

  2. Заполните таблицу:


Растения

Животные

Грибы

Общие черты




Отличия

Признаки для сравнения




Оболочка




Пластиды




Вакуоль




Включения








Рисунок 1. Царства живой природы















Рисунок 2. Строение бактериофага(«пожирателя» бактерий)












ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ


Карточка 1















Карточка 2

















Карточка 3

















Карточка 4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!