СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

выяснить, как начала складываться колониальная система европейских государств;

показать, что португальские и испанские колонизаторы подвергали завоёванные народы грабежу, истреблению и порабощению;

использовать для эстетического воспитания сведения о достижениях культуры этих народов;

пробудить сочувствие и уважение к народу, подвергнутому колониальному завоеванию.

Просмотр содержимого документа
«Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.»

Тема урока: "Страны Востока и коло­ниальная экспансия европейцев"

Цель урока:

выяснить, как начала складываться колониальная система европейских государств;

показать, что португальские и испанские колонизаторы подвергали завоёванные народы грабежу, истреблению и порабощению;

использовать для эстетического воспитания сведения о достижениях культуры этих народов;

пробудить сочувствие и уважение к народу, подвергнутому колониальному завоеванию.

Основные понятия: колонии, колонизатор.

Оборудование:

карта “Колониальные захваты XV – середины XVII вв.”;

эпиграф урока “Разбой и грабеж – единственная цель… искателей приключений”. (К. Маркс);

плакаты: “Захваты португальцами и испанцами колоний”, “Конкистадоры – завоеватели”, “Участники колониальных экспедиций”, словарные слова, иллюстрации с изображениями участников экспедиции.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний, учащихся (дифференцированно)

На доске:

У карты: рассказать о путешествиях португальцев:

Васко да Гама;

Христофор Колумб;

Фернандо Магеллан.

Задачи для коллективного решения:

В начале географических открытий между Испанией и Португалией возникло соперничество из-за принадлежности открытых земель, едва не кончившейся войной между ними. За разрешением спора обратились к римскому папе, который предложил считать границей между владениями меридиан примерно в 600 км к западу от островов Зелёного мыса.

– Могло ли такое решение папы предотвратить дальнейшие споры между соперниками?

– Где могли возникнуть новые столкновения?

(Владения папа разграничил лишь в западном полушарии. После кругосветного путешествия Магеллана соперничество было перенесено в восточное полушарие, где испанцы захватили Филиппинские острова.)

Норманны открыли Америку около1000 г. и даже, как показали раскопки, создали на побережье свои постоянные поселения. Но в дальнейшем связь с поселениями прервалась, и открытие было забыто. Совсем иные последствия имело открытие Колумба в конце XV в.: на американском континенте были созданы колонии.

– Чем вы объясните столь разные развития событий?

(В первом случае – это следствие переселений норманнов в период разложения родового строя; тогда не было ни средств, ни необходимости для основания постоянных колоний!

Открытие Колумба было вызвано потребностями хозяйственного развития европейских стран и поэтому привело к колонизации Америки.)

III. Переход к изучению нового материала

Беседа:

– Кто участвовал в захвате колоний?

– Какие мотивы заставляли людей отправляться на завоевание заморских стран?

Итог: “Тысячи искателей лёгкой наживы”:

– рыцари (“война – единственное достойное занятие”);

– обедневшие дворяне;

– купцы;

– владельцы кораблей;

– служители церкви (для обращения местного населения в христианство).

Солдат, купец и священник – первыми ступи на вновь открытый берег. “Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердцах”.

Дополнения: по книге Жоржа Блона “Великий час океанов” об Александре Эксмелине, сыне аптекаря.

Вывод: Завоёванные страны европейцы превратили в свои КОЛОНИИ – территории, потерявшие независимость и угнетаемые завоевателями.

Вопрос: Каково значение термина колония в древности?

(Финикийцы основывали свои поселения – колонии.)

Словарное слово: КОНКИСТАДОР – завоеватель.

Словарь русского языка: КОЛОНИЯ – страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая государством, лишённая самостоятельности.

IV. Изучение нового материала

Постановка проблемной задачи: группа № 1

“Определите, почему завоевателям с небольшими силами удалось завоевать обширные страны с многочисленным населением”.

Постановка проблемной задачи: группа № 2

“Докажите, что европейцы в открытых странах осуществляли колониальный захват. Каковы способы колониального угнетения?”

Сообщение учителя

Причины колониальной экспансии европейцев. Уже в позднее Средневековье Западная Европа опередила в развитии остальные регионы мира. Используя свое техническое преимущество, европейцы устремились на новые земли. Там возникали поселения европейцев — колонии. Переселенцы либо истребляли местное население, либо превращали его в рабов, либо ставили в зависимое положение. Благодаря прямому грабежу, неравноправной торговле европейские страны еще больше увеличили свои богатства, одновременно тормозя развитие других стран. Так, подсчитано, что треть всех вложений в экономику Англии были покрыты средствами, изъятыми из одной только Индии. Главными объектами колониальной экспансии в начале нового времени были Америка и Индия.

Колонии в Америке.В течение XVI в. почти вся Центральная и Южная Америка была покорена европейцами. Большая ее часть принадлежала Испании. Бразилия стала владением Португалии. Колонизация принесла индейцам голод, болезни, непосильный труд, вымирание. Для восполнения недостатка рабочих рук колонисты стали ввозить негров из Африки, ибо африканцы были более приспособлены к труду, нежели индейцы. Для африканского населения работорговля, господствовавшая более трех веков, имела ужасные последствия. Из Африки вывезли более 100 млн. человек, из них в Америку доплыли лишь 25 млн.

В конце XVI —начале XVII в. в Северной Америке появились первые английские колонии. В 1585 г. пиратом У. Рейли была основана колония Вирджиния. Но почти все ее поселенцы погибли из-за непривычных жизненных условий. В 1607 г. туда отправилась экспедиция под руководством Дж. Смита. Она основала на берегу реки Джеймс поселение Джеймстаун. Территория колонии и численность ее населения постоянно увеличивались.

Колонией управлял губернатор, назначенный королем. К середине XVIII в. 13 образовавшихся в Северной Америке колоний были объединены хозяйственными связями. На севере в колониях преобладали фермерские хозяйства. На юге существовали крупные плантационные хозяйства. Начало мануфактурному производству в колониях было положено еще в годы Английской революции.

Индия накануне колониальной экспансии.В 1Ь2Ь г. бывший правитель Ферганы, а затем Афганистана Бабур начал завоевание Индии. В 1526 г. он разгромил войска Делийского султаната и стал правителем Индии. Новую династию европейцы называли Великими Моголами, так как Бабур по отцовской линии происходил от Тимура, а по материнской — от Чингисхана. К XVII в. территория державы Великих Моголов значительно расширилась. Она включала в свой состав нынешний Афганистан, всю Северную и Центральную Индию, а во второй половине XVII в. были завоеваны несколько южноиндийских государств. Однако власть Великого Могола со временем ослабла. Местные правители были фактически независимы.

Ислам был государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства знати. В некоторых районах крестьяне исповедовали индуизм, а знать — ислам. Часто религиозный фанатизм приводил к взаимной вражде и нетерпимости. Но знать должна была учитывать, что индусы составляют большинство населения, и проявлять по отношению к ним веротерпимость и лояльность.

Большое значение в Индии имели религиозные общины, которые, как правило, образовывали члены сект. Например, в Пенджабе (на северо-западе Индии) наиболее известной была религиозная община сикхов. Учение сикхов о равенстве людей перед Богом независимо от кастовой принадлежности привлекало в их общину многих крестьян. Война сикхов против Моголов в Пенджабе, то затихая, то активизируясь, продолжалась до XVIII в. и завершилась победой сикхов и созданием их государства.

Колонизаторы в Индии. С XVI в. в Индию стали проникать португальские и голландские колонизаторы. Португальцы захватили несколько баз на ее побережье, но для продвижения в глубь страны у них не хватило сил. Ко второй половине XVII в. голландцы отвоевали большинство португальских баз в Индии. Но наиболее удачливыми в плане проведения колониальных захватов оказались англичане. В начале XVII в. они получили у монгольского правительства разрешение временно обосноваться в Бомбее. Позднее англичане построили укрепленный город Калькутту. В последней трети XVII в. в Индии появились французы. Центром их деятельности стал город Пондишери.

Прологом английским завоеваниям в Индии послужило соперничество англичан с французами. Губернатор Пондишери Дюплекс создал войско из индийских наемников (сипаев), которое использовал для захватов в Декане (Центральная Индия). Успехи французов обеспокоили англичан, и они стали создавать такие же сипайские части и оказывать военную помощь противникам Франции.

В 1758 г. англичане под командованием Клайва разгромили войска правителя Бенгалии, которая оказалась в руках англичан. Исход англо-французского соперничества в Индии решила Семилетняя война (1756 — 1763). За Францией было сохранено право торговать с Индией, владеть городом Пондишери и несколькими другими пунктами на побережье, но она должна была вывести из Индии войска и срыть все оборонительные сооружения. Вскоре Англия приступила к покорению всей Индии. Англичане навязывали индийским князьям военные союзы. Последствием этих договоров было установление над княжествами английского владычества.

V. Подведение итогов

VI. Задание на дом: Параграф 38, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!