СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы истории Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Окружающий мир" 4 класс. Обобщающий урок по теме " Страницы истории Отечества"

Просмотр содержимого документа
«Страницы истории Отечества»

Обобщающий урок ПО РАЗДЕЛУ "СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА"

Окружающий мир, 4 класс

(УМК " Школа России")

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность; проверки знания учащихся по разделу «Страницы истории Отечества»; способствовать формированию умения применять полученные знания на практике; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

развивающий контроль

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных ситуациях.

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" 4 класс, интерактивная доска, компьютер; карточки с датами, карточки с понятиями, круг со стрелкой; иллюстрации Московского Кремля; карточки с вопросами

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(самоопределение)

к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует:

Тут затеи и задачи, Пожелаем вам удачи –

Игры, шутки – все для вас! За работу, в добрый час!

– Сегодня на уроке проверим знания по разделу «Страницы истории Отечества». Урок необычный, будет проходить в форме игры «Крестики – нолики».

На слайде дано игровое поле, представляющее собой карточки, на каждой из которых записаны цифры от 1 до 9. на другой стороне карточек с цифрами – название конкурса или задание. Слайд 1.

– Каждой команде можно выбирать любую цифру,
а значит, любой конкурс не обязательно по порядку. Чья команда в конкурсе получит больше условных знаков X или 0, такой знак и ставится вместо цифры на игровом поле. Игру начнет та команда, которая первая даст правильный ответ на вопрос. Она и выбирает ход. Если команда в конкурсе набирает меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку. Класс разбит на две команды «X», «0».
В каждой
команде выбирается капитан

Фронтальная, групповая

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями;

договариваются
о распределении функций и ролей
в совместной деятельности.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Включение
в систему знаний
и повторение изученного

1-й конкурс «Угадай
дату».
















2-й конкурс «Что это значило?».








3-й конкурс «Называй-ка».

4-й конкурс «Угадай-ка».



5-й конкурс «Верно –
неверно».




6-й конкурс. Кроссворд «Угадай дату».


7-й конкурс. «Собери

из букв слова».


8-й конкурс. «Конкурс капитанов».




9-й конкурс. «Что лишнее?»

– Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.)

– Назовите события, которые произошли:

• в 988 году. (принятие христианства на Руси.)

• 5 апреля 1242 года. (Ледовое побоище.)

• 8 сентября 1380 года. (Куликовская битва, основание Москвы.)

• в 1237 году. (первый поход на Русь монголо-татар.)

• В 1480 году. (конец зависимости Руси от Золотой Орды.)

дополнительно:

• 1 марта 1564 года. (появилась первая печатная книга в России.)

Дополнительные вопросы:

– В каком веке правил Иван IV? (В XVI веке.)

– В каком веке появилось книгопечатание на Руси?
(В XVI веке.)

Объясняет правило:8 карточек, на которых записаны понятия, разложено вокруг круга со стрелкой. Если ответит сам участник команды, то команда получает 2 очка, если помогает команда, то – 1 очко.

Карточки с понятиями: летопись, дань, дружина, христианство, святилища, золотая орда, калита, келья.

дополнительно (кто быстрее поднимет руку) (устно): алтарь, царьград, ладья.

Предлагает ответить (письменно) на задания теста.


– Соотнесите записи и иллюстрации.




– Выберите верные ответы. Верные ответы подчеркните карандашом.

Перед заданием определите, о каком князе вы будете
писать, расшифруйте слово.



– Поставьте вопросы к предложенным в кроссворде
датам. Слайд 2




Объясняет правило: кто быстрее соберёт слова.



Предлагает для капитанов блиц-опрос.

Слайд 3





– Назовите «лишнее» слово

Отвечают
на вопросы.

















Выходят участники команды, крутят круг, выбирают, отвечают
по очереди.




Тест выдан каждой команде.

Соотносят
записи
и иллюстрации, проводят линии.

Задание выполняет участник индивидуально. Затем команда обсуждает ответы, вместе подчеркивая ручкой (капитан отвечает).

Каждая команда получает карточки, собирает слова.

Капитаны отвечают по очереди; кто последний, – тот и победил.

Каждая команда получает карточки

Фронтальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета.

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Итоги урока.

Рефлексия

Подведение итогов игры.

Награждение победителей

подводит итоги, награждает победителей Слайд 4


Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету


Ресурсный материал

3-й конкурс «Называй-ка».

Тест

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Он написал в начале века летопись «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря):

а) Нестор; б) Сергий Радонежский; в) Мефодий.

2. Кого из князей на Руси называют вещими?

а) Игорь; б) Святослав; в) Олег.

3. Поход на Русь с 1237 г. Возглавил … монгольский хан:

а) Чингисхан; б) Ахмат; в) Батый.

4. Атаман казачьего войска, который охранял и защищал восточные границы России, разведывал Сибирские земли:

а) Евпатий Коловрат; б) Ермак; в) Афанасий Никитин.

5. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?

а) Александр; б) Ярослав; в) Иван III.

6. Он был первым царем на Руси:

а) Иван III; б) Иван Калита; в) Иван IV.

7. О ком эти слова из летописи: «Книгам прилежал, читая их и ночью и днем»?

а) Святослав; б) Ярослав; в) Владимир.

8. Первым князем на Руси был:

а) Олег; б) Рюрик; в) Владимир.

Дополнительно:

9. С какого князя начинается родословная московских князей?

а) Иван Калита; б) Александр Невский; в) Даниил (сын князя А. Невского).

10. О ком эти слова из летописи (Хан Батый): «Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего»?

а) Илья Муромец; б) Евпатий Коловрат; в) Ермак.

4-й конкурс «Угадай-ка»

На доске 3 иллюстрации Московского кремля.

1.

Дубовые стены вокруг Кремля

Иван III

2.

Кремль из белого кирпича

Иван Калита

3.

Кремль из красного кирпича

Дмитрий Донской

5-й конкурс «Верно – неверно»

1 к. НАВИ ТИТРЕЙ (Иван III.). 2 к. ВАЛСОРЯ РЫМУДЙ (Ярослав Мудрый.)

1 к. Иван III

1) Отказался платить дань Золотой Орде.

2) При его правлении стены Кремля сложены из белого кирпича.

3) Собирал дань с русских и сам отвозил в Золотую Орду.

4) При нем появился новый герб – двуглавый орел.

5) При его правлении в Москве сложены стены из красного кирпича, построены новые башни Кремля.

6) При его правлении в Москве построены Успенский собор, Грановитая палата.

7) При его правлении удалось присоединить к России земли казанского и астраханского княжеств.

8) При его правлении к Московскому княжеству были присоединены Тверь, Рязань, Новгород, Псков, Черниговские и Словенские земли.

2 к. Ярослав Мудрый

1) При его правлении был построен в Киеве Софийский собор.

2) Расширил и укрепил столицу Руси Киев.

3) При его правлении происходило крещение Руси.

4) Создал библиотеку, в которой книги переводились с других языков.

5) При его правлении на реке Волге был построен город Ярославль.

6) При его правлении развивалась торговля и отправлялись послы во Францию, Германию, Венгрию, Польшу, Скандинавию.

7) При его правлении монголо-татары напали на Русь.

8) Он возглавил битву на Чудском озере с немцами-крестоносцами.

6-й конкурс «Угадай дату»

Кроссворд



1 . 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.

2. 1913 г. – 300 лет со дня избрания Романовых на престол.

3. 1914 г. – Первая мировая война.

4. 1917 г. – революция.

5. 1922 г. – образование Советского Союза.

6. 1939 г. – Вторая мировая война.

7. 1957 г. – первый спутник Земли.

8. 1991 г. – распад Советского Союза.

9. 1961 г. – первый человек в космосе.

10. 1945 г. – конец Великой Отечественной войны.

7-й конкурс «Собери из букв слова»

ЛИМОВС (символ) ТОРСДОУГСАВ (государство) ТИЗДЕЕПРН (президент)

АЭХОП (эпоха) СЬПАРИТОВТЛЕВ (правительство) НИНГЖДАРА (гражданин)

8-й конкурс «Конкурс капитанов»

блицопрос:

– На какие 3 группы можно разделить все праздники? (Семейные, народные, профессиональные.)

– Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)

– Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.)

– Почему война 1941–1945 годов называется Великая Отечественная? (На войну поднялся весь народ.)

– Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Партия большевиков.)

– От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)

– Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля.)

– Как на флоте называют флаг России? (Бесик.)

– Кто является главой нашего государства? (Президент.)

– В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Всеобщая декларация прав человека.)

– Назовите соперников в Гражданской войне в России. (Белые и красные.)

– Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гутенберг.)

9-й конкурс «Что лишнее»

1. Жуков, Суворов, Петр I, Кутузов, Ушаков.

2. Петр I, Иван III, Наполеон, Александр II.

3. Мюнхгаузен, Беллинсгаузен, Колумб, Магеллан.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!