Тема урока: И. З. Суриков «Детство».
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову; развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания— С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (А.Толстой «Детство Никиты»)
— К какому жанру оно относится? (повесть)
— К какому виду текстов относится? (художественный)
— Кто главный герой произведения? Какой он?— Какие черты характера вы цените в людях?
III. - Послушайте стихотворение:
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В стране Фантазий и Проказ,
И озорных затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной,
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились навсегда…
- О какой стране идет речь? (О стране детства)
- А какое оно, детство? (весёлое, беззаботное, счастливое)
- О чем будем говорить на уроке? (о детстве)
- Как поняли строки: «Однажды с этою страной простились навсегда»?
- Предположите, пожалуйста, ваше детство и детство прошлых лет оно одинаковое или разное?
IV. Работа по теме урока (с. 108 – 111).
- С каким текстом будем работать?
- Кто автор произведения?
Иван Захарович Суриков (1841 — 1880) родился в Ярославской губернии, в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным графа Шереметева, жил в Москве на оброке, где у него была небольшая лавка. Восьми лет мальчика привезли в Москву. Под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков стал складывать свои стихи. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писал музыку П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
- К какому жанру относится текст? (стихотворение)
- Чем стихотворение отличается от прозы? (рифма, ритм)
- Просмотрите быстро глазками и скажите, о чьём детстве рассказывает автор? В какое время он жил?
— Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие?
— Сегодня вы узнали о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Время детства золотое,
Юность без тревог!
Хоть бы день из этой жизни
Возвратить я мог!
Детство, нет тебе возврата!
Пронеслось, прошло;
Только в памяти живешь ты
Ярко и светло.
V. Знакомство со стихотворением «Детство» с. 108 – 111
— Прочитаем стихотворение в наших учебниках. Следите за моим чтением.
— Кто главный герой стихотворения?
- Почему автор использовал повтор слова ВОТ? (Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая)
— Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?
— Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась?
— Прочитайте строчки, в которых представлена такая картина: семья зимним вечером.(Дети зачитывают четверостишия.)
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)
- Какие слова, выражения были непонятны?
- Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов и выражений: кубарем, ветхий, заберёшься на печь, лапти, прялка, светец, сердце мрёт, смежить, омрачать.
— Что такое лапти? (крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу)
— Кто из вас знает, что такое прялка, светец? (Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Светец - подставка для лучины, освещавшей жилье, избу.)
— Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
— А вы любите сказки? Назовите самые любимые.
— Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?
(Выразительное чтение отрывка детьми.)
— Какая сказка снилась мальчику? (Похоже на сказку «Иван- царевич и Серый Волк».)
— Найдите слова и выражения, которые помогают ярко представить сказку.
— Соотнесите иллюстрации и текст. К каким строчкам сделаны рисунки?
— Сравните одноименные произведения И. Сурикова и А. Толстого. Что вы можете сказать о них? В чем сходство, а в чем различие?
VI. Рефлексия
- Как он называет свою маму? Почему?
- Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?
- С каким настроением писал поэт о своём детстве?
- Почему ему захотелось рассказать о нём читателям?
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)
- Зачитай строки из стихотворения, в которых заключена главная мысль.
VII. Итог урока.
— С каким стихотворением познакомились?
— Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
— С каким настроением писал поэт о своем детстве?
- Почему ему захотелось рассказать о нем читателям? Перечитайте последнее четверостишие.
VIII. Домашнее задание
- Выучить наизусть первые четыре четверостишия стихотворения «Детство».