СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение И. З. Сурикова "Детство".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение И. З. Сурикова "Детство".»

Тема урока: И. З. Суриков «Детство».

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову; развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания— С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (А.Толстой «Детство Никиты»)

— К какому жанру оно относится? (повесть)

— К какому виду текстов относится? (художественный)

— Кто главный герой произведения? Какой он?— Какие черты характера вы цените в людях?

III. - Послушайте стихотворение:

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране Фантазий и Проказ,

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной,

И набирал года,

Однажды с этою страной

Простились навсегда…

- О какой стране идет речь? (О стране детства)

- А какое оно, детство? (весёлое, беззаботное, счастливое)

- О чем будем говорить на уроке? (о детстве)

- Как поняли строки: «Однажды с этою страной простились навсегда»?

- Предположите, пожалуйста, ваше детство и детство прошлых лет оно одинаковое или разное?


IV. Работа по теме урока (с. 108 – 111).

- С каким текстом будем работать?

- Кто автор произведения?

Иван Захарович Суриков (1841 — 1880) родился в Ярославской губернии, в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным графа Шереметева, жил в Москве на оброке, где у него была небольшая лавка. Восьми лет мальчика привезли в Москву. Под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков стал складывать свои стихи. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писал музыку П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

- К какому жанру относится текст? (стихотворение)

- Чем стихотворение отличается от прозы? (рифма, ритм)

- Просмотрите быстро глазками и скажите, о чьём детстве рассказывает автор? В какое время он жил?

— Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие?

— Сегодня вы узнали о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое,

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство, нет тебе возврата!

Пронеслось, прошло;

Только в памяти живешь ты

Ярко и светло.


V. Знакомство со стихотворением «Детство» с. 108 – 111

— Прочитаем стихотворение в наших учебниках. Следите за моим чтением.

— Кто главный герой стихотворения?

- Почему автор использовал повтор слова ВОТ? (Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая)

— Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?

— Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась?

— Прочитайте строчки, в которых представлена такая картина: семья зимним вечером.(Дети зачитывают четверостишия.)

- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)

- Какие слова, выражения были непонятны?

- Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов и выражений: кубарем, ветхий, заберёшься на печь, лапти, прялка, светец, сердце мрёт, смежить, омрачать.

— Что такое лапти? (крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу)

— Кто из вас знает, что такое прялка, светец? (Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Светец - подставка для лучины, освещавшей жилье, избу.)

— Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.

— А вы любите сказки? Назовите самые любимые.

— Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

(Выразительное чтение отрывка детьми.)

— Какая сказка снилась мальчику? (Похоже на сказку «Иван- царевич и Серый Волк».)

— Найдите слова и выражения, которые помогают ярко представить сказку.

— Соотнесите иллюстрации и текст. К каким строчкам сделаны рисунки?

— Сравните одноименные произведения И. Сурикова и А. Толстого. Что вы можете сказать о них? В чем сходство, а в чем различие?


VI. Рефлексия

- Как он называет свою маму? Почему?

- Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?

- С каким настроением писал поэт о своём детстве?

- Почему ему захотелось рассказать о нём читателям?

- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

- Зачитай строки из стихотворения, в которых заключена главная мысль.


VII. Итог урока.

— С каким стихотворением познакомились?

— Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

— С каким настроением писал поэт о своем детстве?

- Почему ему захотелось рассказать о нем читателям? Перечитайте последнее четверостишие.


VIII. Домашнее задание

- Выучить наизусть первые четыре четверостишия стихотворения «Детство».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!