СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степь как образ Родины в повести Н.В. Гоголя 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Степь как образ Родины в повести Н.В. Гоголя 6 класс (Меркин)»

Степь как образ Родины в повести Гоголя

Степь как образ Родины в повести Гоголя

ЦЕЛИ воссоздание картины эпохи, изображений в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести

ЦЕЛИ

  • воссоздание картины эпохи, изображений в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление
  • формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям
  • развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести
Прочитать от слов «Всё было чисто, вымазано цветной глиною…» до слов «…позволять школярам ездить верхом» О чём свидетельствует внутренне убранство хаты Тараса Бульбы? Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

Прочитать от слов «Всё было чисто, вымазано цветной глиною…» до слов «…позволять школярам ездить верхом»

  • О чём свидетельствует внутренне убранство хаты Тараса Бульбы?

Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

Прочитать от слов «В самом деле, она была жалка…» до слов «…Запорожье набрасывало суровый колорит свой» Какие приметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене? Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твёрдости и даже жестокости , порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, родному дому.

Прочитать от слов «В самом деле, она была жалка…» до слов «…Запорожье набрасывало суровый колорит свой»

  • Какие приметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?

Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твёрдости и даже жестокости , порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, родному дому.

Прочитать от слов «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой…» до слов «Казак не на то, чтобы возиться с бабами» Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась дракой? Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное. Каким предстают Остап и Андрий в этой сцене? Остап не может терпеть насмешки Тараса . Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика . Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Тарас дразнит его, называет «мазунчиком».

Прочитать от слов «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой…» до слов «Казак не на то, чтобы возиться с бабами»

  • Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась дракой?

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное.

  • Каким предстают Остап и Андрий в этой сцене?

Остап не может терпеть насмешки Тараса . Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика .

Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Тарас дразнит его, называет «мазунчиком».

Какие чувства испытывает Андрий в этот момент? Продолжите ряд слов: волнение, страх … Как раскрывается характер Андрия в эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса? Андрий – натура нервная, чуткая, впечатлительная . Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут .
  • Какие чувства испытывает Андрий в этот момент? Продолжите ряд слов: волнение, страх …
  • Как раскрывается характер Андрия в эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?

Андрий – натура нервная, чуткая, впечатлительная . Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут .

В чём проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом? Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну. Почему Тарас так пренебрежительно относится к книгам, «философиям», хотя его замечания выдают в нём человека образованного? Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию. Как характеризует героя его приказ нести к столу не пампушек, а всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтобы «играла и шипела, как бешеная»? Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя-богатыря.
  • В чём проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?

Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.

  • Почему Тарас так пренебрежительно относится к книгам, «философиям», хотя его замечания выдают в нём человека образованного?

Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.

  • Как характеризует героя его приказ нести к столу не пампушек, а всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтобы «играла и шипела, как бешеная»?

Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя-богатыря.

Прочитать от слов «Тарас был один из числа коренных…» до слов «Когда враги были бусурманы и турки…» Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике? Какое значение приобретает в данной характеристике слово коренной? Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждался в защите . В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жёсткие решения.

Прочитать от слов «Тарас был один из числа коренных…» до слов «Когда враги были бусурманы и турки…»

  • Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике? Какое значение приобретает в данной характеристике слово коренной?

Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждался в защите . В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жёсткие решения.

«Он сначала хотел было отправить их одних; но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля». Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями? Воинский дух силён в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать в общем деле.

«Он сначала хотел было отправить их одних; но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».

  • Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?

Воинский дух силён в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать в общем деле.

Черты характера Тараса Бульбы Упрямый Волевой Сильный Верующий Самоотверженный Решительный Жёсткий

Черты характера Тараса Бульбы

  • Упрямый
  • Волевой
  • Сильный
  • Верующий
  • Самоотверженный
  • Решительный
  • Жёсткий
Прочитать от слов «Бурсаки вдруг преобразились…» до слов «…они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом» Какова авторская позиция по отношению к братьям? Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего предпочтения.

Прочитать от слов «Бурсаки вдруг преобразились…» до слов «…они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом»

  • Какова авторская позиция по отношению к братьям?

Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего предпочтения.

Как отзываются герои на слёзы матери? Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа. Зачитайте и выпишите предложения, в которых особо подчёркнуто чувство матери при расставании с сыновьями. - «Одна бедная мать не спала». - «Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться». - «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо». - Она всё сидела в головах милых своих сыновей, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне». - «Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две большие иконы, надела им, рыдая, на шею».
  • Как отзываются герои на слёзы матери?

Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

  • Зачитайте и выпишите предложения, в которых особо подчёркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.

- «Одна бедная мать не спала».

- «Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

- «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».

- Она всё сидела в головах милых своих сыновей, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».

- «Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две большие иконы, надела им, рыдая, на шею».

Назовите глаголы, передающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини. Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота… Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бедная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа её полна страшных предчувствий, но остановить беду не в её силах. Законы того времени не позволяли женщине перечить мужу.
  • Назовите глаголы, передающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини.

Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота…

Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бедная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа её полна страшных предчувствий, но остановить беду не в её силах. Законы того времени не позволяли женщине перечить мужу.

Прочитайте фрагменты, в которых переданы краски степи, звуки и запахи ступи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра (2 глава) Краски степи.  Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые , синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

Прочитайте фрагменты, в которых переданы краски степи, звуки и запахи ступи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра (2 глава)

Краски степи.  Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые , синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

Запахи и звуки степи.   «Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…Весь их треск, свист, стрекотанье, -все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух». Обитатели степи.   «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их…. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…»

Запахи и звуки степи.   «Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…Весь их треск, свист, стрекотанье, -все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».

Обитатели степи.   «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их…. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…»

Воздух, небо, над степью.   «По небу, изголубо- темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек… На них прямо глядели ночные звезды. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу». Днепр.   «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений».

Воздух, небо, над степью.   «По небу, изголубо- темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек… На них прямо глядели ночные звезды. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».

Днепр.   «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений».

Степь как образ Родины в повести Гоголя Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.

Степь как образ Родины в повести Гоголя

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности.

Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.

Какие чувства испытывает автор? Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно. Степь – обобщённый образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.
  • Какие чувства испытывает автор?

Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

Степь – обобщённый образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Найти и озаглавить эпизоды, в которых наиболее отчётливо проявились характеры героев (Андрия и Остапа) 2. Выписать из V главы слова, характеризующие отношение Андрия к сражению (от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый (враг бы не взял…» ) 3. Выписать из V главы слова, характеризующие отношение Остапа к сражению (от слов «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье…» до слов «…что и батьку за пояс заткнет!» )

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Найти и озаглавить эпизоды, в которых наиболее отчётливо проявились характеры героев (Андрия и Остапа)

2. Выписать из V главы слова, характеризующие отношение Андрия к сражению (от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый (враг бы не взял…» )

3. Выписать из V главы слова, характеризующие отношение Остапа к сражению (от слов «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье…» до слов «…что и батьку за пояс заткнет!» )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!