Стендовый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: В.И.Белов «Малька провинилась»
Учитель: Шабанова А.В.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2. Предлагаю вашему вниманию урок, который был проведен в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Авторы учебника: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г.,
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Слайд 3. Цели, которые были поставлены мною перед проведением урока:
создать условия для ознакомления с рассказом Василия Ивановича Белова «Малька провинилась»;
способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли;
развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в парах, группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Слайд 4. Планируемые результаты вы можете посмотреть на слайде.
Слайд5. Оборудование к уроку
Презентация к уроку;
Учебник «Литературное чтение»;
Видеоролик «Домашние животные и их детёныши;
Индивидуальные листы для работы;
Слайд 6. Мною были отобраны следующие методы и приемы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа.
Наглядные методы:
Просмотр видеоролика
просмотр слайдов презентации
Практические методы:
Системно-деятельностный подход
работа с книгой
Частично-поисковый метод:
самостоятельная работа
микроисследование
Элементы проблемного обучения, который представлен
созданием проблемной ситуации
Слайд 7. Основной формой организации учебной работы стала:
- Групповая форма работы
- Парная
- Фронтальная
- Индивидуальная форма
Слайд 8. Мною была выбрана следующая структура урока:
Давайте рассмотрим подробнее данный урок, и в некоторых этапах урока вы поучаствуете.
Слайд 9.
1.этап. мотивация к обучению
- Я предлагала ребятам, а в данный момент вам посмотреть небольшое видео. Посмотрев его - предположите, о чем мы сегодня будем говорить? ( о животных, о любви матери к своему ребенку)
- Да все верно, ведь любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.
Слайд10.
2этап.
Цель второго этапа урока - Формулирование темы и целей урока (через проблемный вопрос).
Предлагаю обучающимся ответить на вопрос:
Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
После ответов предлагаю вернуть к этому вопросу в конце урока,
И подвожу их, что В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.
Но для этого сначала, нужно узнать Ф. И. О. автора, с произведением которого мы будем знакомимся.
Для этого предлагаю рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита и назвать Ф.И.О. автора, о котором пойдёт речь на уроке.
Предлагаю и вам выполнить это задание:
Карточка № 1
RD В F D А T R С N V И Q W Л S И Z X Й
X И Y В J J А L F Н V Z О V N В W И Z S Ч
Y N Б Q W Е R S Л U О Y V О Z В ( Василий Иванович Белов).
Отлично, ФИО автора узнали, сейчас узнаем, какое же произведение Василия Ивановича Белова мы будем читать.
- у вас на столе лежит карточки, желтого цвета, на них зашифровано название, а на карточках зеленого цвета шифр к этим словам. Следуя за стрелка, расшифруйте название произведения.
У вас на этой же карточке задание, выполните его….
- Итак, тема урока В.И. Белов «Малька провинилась» ( открываем на доске).
- Далее детям предлагается сформулировать цели урока при помощи опорных слов.
Познакомимся…(с произведением В.И.Белова «Малька провинилась»)
Будем учиться…(выразительно читать, высказывать мнение о прочитанном)
Следующий этап - это Работа над темой урока, где есть 3 подэтапа, первое это:
- словарная работа.
- При чтении этого произведения ребятам встретятся сложные и незнакомые слова, предлагаю им поработать в группе.
У них на партах лежали вот такие карточки, на карточках синего цвета дано слово, которое встретится в тексте, на карточках зеленого цвета даны определение. Нужно было соотнести слово с верных определением, прикрепив карточку синего цвета к зеленому.
- спасибо за работу.
Проведя словарную работу, используя метод «Прогнозирование» предлагаю ребятам предлоложить, о чем или о ком пойдет речь в данном произведении?
- спрашиваю есть ли желание узнать, далее переходим к следующему этапу это:
- знакомство с текстом и его анализ
На данном этапе я использовала - приём «Чтение с остановками».
Поделила текст на част, их было 6 частей, читали хорошо читающие дети.
к каждой части были заданы вопросы, на экране вы можете увидеть эти вопросы.
Чтение первой части.
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»
- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?
( Высказывания детей)
Чтение 2 части.
- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?
Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:
- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!
- Наши предположения совпали? ( Кого ругала хозяйка?).
- Вам понравилась хозяйка Лидия?
( Высказывания детей)
- Давайте, подумаем, за что могла ругать хозяйка Мальку?
( Высказывания детей)
Чтение 3 части
Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.
- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…
- Совпала ваши предположения о ругани хозяйки?
-А теперь, давайте представим, что может сделать Лидия со щенятами?
( Высказывания детей)
Чтение 4 части.
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.
Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…
- Как вы отнеслись к тому, что хозяйка раздала щенят?
( Высказывания детей)
- Что же увидел он?
( Высказывания детей)
Чтение 5 части.
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
- Мы правильно предположили, что же увидел автор?
( Высказывания детей)
- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?
( Высказывания детей)
Чтение 6 части.
Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день бегает?
- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
- Так куда же бегала Малька каждый день?
после ответа на данный вопрос мы с ребятами переходим к следующему этапу-
- Закрепление. Выборочное чтение.
На данном этапе ученикам были заданы либо вопросы по тексту, либо задание найти ответ на мой вопрос в тексте и прочитать, вот список вопросов, которые были заданы обучающимся….
4. Закрепление. Выборочное чтение.
- Определите жанр произведение?
- Тема произведения?
- Назовите главного героя рассказа. (Малька)
- Кто такая Малька? (Собака).
- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.
- Как хозяйка поступила со щенками? Найдите в тексте и прочитайте
- Куда и зачем каждый день бегала Малька?
- Как поступала с ней хозяйка?
- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день? Прочитайте
- что можно сказать про Мальку, как маму? Какая она?
В конце этого этапа я возвращаюсь заново к вопросу, который был задан в самом начале урока «Способны ли животные любить так же как и люди?» , где ребята сравнивают свои ответы и дополняют их.
Работа с рассказом закончена, переходим к следующему этапу урока -
5. Дифференцированное д\з
Ребята предлагается на выбор два задания.
- подготовить пересказ от имени Мальки
- составить синквейн со словами Малька или хозяйка.
И последний этап на данном уроке это -
6. Рефлексия
Использую прием «Одним словом»,
По классу развешаны слова, ребятам дано задание выбрать и подойдите к тому слову, с какими эмоциями они уходите с урока после знакомства с рассказом «Малька провинилась»
- Равнодушие;
- Удовлетворение;
- Радость;
- Вдохновение;
( Если останется время, желательно спросить, почему выбрали именно это слово?)
Всем спасибо за урок!
7