ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ССУЗЕ.
Дурницына М.А.
Почетный работник общего образования РФ,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Организация самостоятельной работы в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса в колледже. Какой бы концепции ни придерживался преподаватель самостоятельная работа остается обязательным элементом в структуре урока и при выполнении домашнего задания.
Классическое академическое обучение в прошлом столетии сводилось к чтению лекций, выполнению домашних заданий, основанных на пройденном материале, но реалии современного мира диктуют новые требования: необходимо обучить специалиста, не только умеющего работать по инструкции, решать стандартные задачи, но и инициативного. В настоящий момент современное образование преследует цель: научить студентов не только получать готовые знания, но и научить их думать, развивать навыки самообразования, профессиональной самореализации.
В настоящий момент изменилась и роль преподавателя. Время ставит новые задачи:
Создание условий для развития самостоятельности мышления студентов.
Направление деятельности студентов по освоению нужных знаний и навыков.
Формирование способности решать нестандартные задачи и достигать цели.
Для реализации задач на помощь приходят формы самостоятельной работы. На уроках литературы предлагаются различные виды самостоятельной работы, все они тесным образом связаны между собой и помогают организовывать образовательное пространство
Письменные виды работ: составление рефератов, подготовка докладов, написание эссе и очерков, сочинений различных форм и жанров.
Нестандартные домашние задания: решение ситуационных задач; анализ литературных текстов; изучение информационных источников; составление схем
В последнее время широко применяется подготовка исследовательского проекта, что позволяет развить не только навыки самостоятельной работы, но и позволяет студентам выполнить самостоятельной, пусть и небольшое научное исследование.
Особое место при изучении литературы занимают творческие задания: составление и организация квиза, литературные викторины, подражания (создание произведения или отрывка из произведения с использованием реминисценций), составление портретной характеристики персонажей, литературные ребусы, «ассоциативные рисунки», иллюстрации, обложки книг, коллажи, рекламы. Работы подобного рода позволяют студентам не только обратиться к дополнительным источникам и изучить их, но и развивают творческое воображение, позволяют мыслить нестандартно.
Убеждаемся, обращаясь к реалиям современного образования: преимущество самостоятельной работы на уроках литературы очевидно, поскольку в первую очередь повышается интерес к предмету, начинается осмысленное чтение произведений, совершенствуются практические умения и навыки, развиваются навыки самостоятельного мышления, студенты учатся применять воображение, креативные и творческие способности при выполнении заданий, одновременно развивая навыки работы с научными материалами и дополнительной литературой, планируя свое время. Очень важным при самостоятельной работе становится приобретение навыка поиска информации, развитие умения структурировать, выделять главное, четко и логично выражать свои мысли как в письменной, так и в устной речи, находить решение нестандартных ситуаций, что позволит в последующем подготовиться к реальной профессиональной деятельности.
Отмечаем, что большинство работодателей обращают внимание при приёме на работу на наличие Soft Skills, умение самостоятельно мыслить, находить общий язык с другими людьми, быть гибким и постоянно обучаться новому. И роль самостоятельной работы студентов в развитии этих навыков очень высока.