Сайфутдинова Гузель Рафгатовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский муниципального образования г. Ноябрьск
Тема: «Практика взаимодействия классного руководителя и родителей по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно ориентированного развития одарённых учащихся в условиях образовательного учреждения».
Аннотация
В данной статье говорится о практике взаимодействия классного руководителя и родителей по созданию необходимых условий для развития одарённых учащихся в условиях образовательного учреждения, о формах работы с родителями одарённых детей. Общая цель школы и родителей - ориентация на развитие социальных навыков детей, на подготовку конкурентоспособного выпускника, будущего специалиста, способного практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы.
Школьное образование – это та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Школьный этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребёнка.
Современная действительность формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Педагоги школы поставили задачу создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.
Общая цель школы и родителей - ориентация на развитие социальных навыков детей, на подготовку конкурентоспособного выпускника, будущего специалиста, способного практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.
Для успешной организации комплексной работы классного руководителя с одарёнными детьми следует ориентироваться на различные направления и формы работы:
I направление
- индивидуальная работа, предусматривающая выполнение отдельных заданий (подготовка докладов, подбор литературы, изготовление наглядных пособий и др.) и работу с обучающимися по отдельной программе (подготовка к олимпиадам и конкурсам, оказание консультативной помощи);
II направление
- групповая работа
- образование «сеттингов» (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами и подготовкой мероприятий, где нередко необходимо использовать информацию из разных либо смежных предметных областей).
«Сеттинг» (setting - деление на сеты, группы) даёт возможность раскрытия способностей всех детей. Кроме того, продолжает сохраняться коллектив класса, так как на некоторых мероприятиях учащиеся работают в группах «смешанных способностей». Основным направлением повышения эффективности обучения в таких группах является применение различных средств индивидуального обучения и развития.
III направление
- массовая работа (включает в себя встречи с интересными людьми, совместную подготовку с педагогами предметных недель, участие в научно-практических конференциях разных уровней)
Каковы же формы работы с родителями одарённых детей?
В воспитательной работе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. Приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям.
1. Система информирования родителей (сайт школы в сети Интернет, программа «Сетевой город – образование»).
2. Родительские собрания, проводимые в индивидуальной форме (индивидуальная беседа каждого родителя с членами администрации, классными руководителями, учителями-предметниками, психологами).
3. Круглые столы, посвященные решению классных проблем.
4. Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников.
5. Родительские собрания с родителями одарённых высокомотивированных детей.
В классном коллективе необходимо создавать условия для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося.
Также в рамках работы родительского всеобуча проводятся тематические лекции для родителей по развитию интеллектуальных способностей учащихся; родители привлекаются к участию в проектно-исследовательской деятельности.
Осуществляя многогранную работу с родителями, мы пытаемся предотвратить разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организовать постоянную и широкую информированность родителей о воспитательном процессе и успехах учащихся.
В этой связи основными (традиционными) формами работы являются: индивидуальные, групповые, семейные консультации, лектории, анкетирование родителей с целью определения основных подходов к данной теме, подбор научной и практической литературы, связь с системой дополнительного образования, родительские всеобучи, конференции по обмену опытом, консультации.
Нетрадиционные: деловые интеллектуальные игры, регламентированные дискуссии, вечера вопросов и ответов. В своей работе родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям творческих успехов своих детей. Здесь выделяется тесная взаимная работа учителя и родителей, направленная на достижение поставленных целей.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям уделять большее внимание проблеме систематической работы учителя с родителями одарённых детей. Так как от неё зависит результат обучения, воспитания и формирования всесторонне развитой личности ребенка, а, следовательно, и всего будущего поколения.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости.-Москва,1986.. 59 – 61.
2. Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.
3. Подласый И. П. Педагогика т. 2 – Москва, 1999.
4. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева– Москва, 1988.
5. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985,№ 9. – С. 19 – 21.
6. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990.