СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание и творческое развитие детей посредством театральной педагогики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в школьном детском музыкальном театре "Радуга"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание и творческое развитие детей посредством театральной педагогики"»

Воспитание и творческое развитие детей посредством театральной педагогики

Театральное искусство России признано во всём мире, а пьесы наших писателей стали мировой классикой. В наше время высоких технологий дети, к сожалению, меньше читают, почти не обращаются к классике – музыкальной, литературной, театральной. Одним из инструментов, позволяющих преодолеть барьер между ребёнком и творческим наследием прошлых поколений, является театральная деятельность. Постановка мюзиклов, сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству, музыке и литературе.

Таким образом, возникла идея создать и реализовать уникальный проект «Музыка, литература и театр», чтобы вызвать интерес у учащихся начальной школы и 5-6 классов к изучению литературы посредством вовлечения в творческую деятельность через школьный музыкальный театр «Радуга». Первостепенными задачами этого проекта стали

- в области литературного образования – пробуждение у учащихся интереса к чтению через литературу и театральные постановки;

- в области эстетического воспитания: ознакомление учащихся с законами сценического искусства; обучение выразительной речи, основам художественного оформления спектакля;

- в области нравственного воспитания: развитие навыков работы в коллективе, создание психологически комфортной атмосферы сотрудничества «учитель-ученик-родитель»

Главная цель проекта – заинтересовать детей чтением, познакомить их с лучшими произведениями мировой литературы для детей и их авторами, активизировать и углубить знания, полученные на школьных уроках литературного чтения, повысить уровень текстового мышления учащихся. Учитывая возраст учащихся и программный материал, был утвержден репертуар школьного музыкального театра «Радуга». Дети в период с 2015 по 2018 год уже посмотрели сказки Шарля Перро «Золушка», Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев», братьев Гримм «Бременские музыканты», Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Спектакли по мотивам сказок пользуются у детей любовью. Каждый ребенок хочет перевоплотиться в сказочного персонажа и с помощью костюма и грима изменить свою внешность. Постановка музыкальной сказки открывает возможность детям проявить творчество, импровизацию, фантазию. Важным моментом является включение в творческий процесс ассоциативного мышления ребенка, что обусловлено неизбежным включением предметно-пространственной среды. 1 Влияние музыки и пения на развитие творческих способностей ребенка велико. Исполнение песни в музыкальном театре – не просто музыка, это часть драматического образа, позволяющая достигнуть наибольшего эмоционального отклика на исполняемую роль. Исполнение вокальной партии сопровождается сценическим движением, что способствует более глубокому формированию сценического образа. Сценическое движение формирует эмоциональную сферу ребёнка, его координацию, музыкальность и артистичность, воздействует на его двигательный аппарат, развивает слуховую, зрительную, мышечную память. Сценическое движение – это тренировочная дисциплина, позволяющая ребёнку открыть и развить его двигательные способности, научить тело юного актёра реактивности, выносливости, пластичности и выразительности.

Наиболее приемлемой постановкой музыкального театра является сказка. Музыкальные сказки имеют воспитательное значение для детей, способствуя развитию эстетического вкуса, вызывая у детей яркий эмоциональный отклик, развивает фантазию ребенка, служит средством умственного развития, помогает осознать музыку.

Детям в сказках проще передавать сценический образ и движения, речевые интонации и исполнять песни. Музыкальные сказки, как правило, имеют духовно-нравственное содержание, которое усиливает музыкальное сопровождение, вызывают сопереживание героям, соучастие, сотворчество. Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Здесь дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике, веселому, шутливому складу ума, умеющему подмечать и остроумно выставлять особенности нравов, поведения, обычаев.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает, скудна и невыразительна.3 В школе в сотрудничестве с библиотекой перед премьерой музыкальной сказки проводятся внеклассные мероприятия, видео уроки. Дети узнают о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения. В ходе этих мероприятий проводятся литературные викторины и конкурсы.

Проект «Музыка, литература и театр» направлен на формирование творческой личности ребёнка, на приобщение их к музыкально-театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Это групповой проект. Он относится к межпредметным в смежных областях (литература, музыка, театр, мюзикл). Таким образом, проект выстраивает партнерские отношения между детьми, взрослыми путём проведения занятий, спектаклей. В проекте открывается та сторона эстетического восприятия, которая даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, любви к чтению, литературе, музыке, хореографии. Поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новым явлением, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему понять художественный образ.

Спецификой работы школьного музыкально тетра является комплексный характер (синтетическое искусство). Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер. Основным принципом спектакля является ансамбль. Основой театра является драматургия. Она включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру, кино, музыку, танец. За каждое направление в работе театра отвечает отдельный учитель:

  • литература - обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к песням, работа над содержанием и анализ литературного произведения, сотрудничество с библиотекой (учитель начальных классов Николенко Светлана Алексеевна)

  • изобразительное искусство и технология - разработка грима, декораций, костюмов, афиш, изготовление костюмов и декораций; (учитель технологии Томайлы Инга Николаевна)

  • музыка - репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю (учитель музыки Балмош Виталина Ивановна);

  • хореография: постановка танцевальных номеров (учитель ритмики Маслова Наталья Геннадьевна)

  • музыкальное оформление - звуковые эффекты, музыкальное сопровождение спектакля (звукорежиссёр Томайлы Сергей Афанасьевич)

  • режиссура (Николенко Светлана Алексеевна и Маслова Наталья Геннадьевна)

  • координатор всей работы (заместитель директора по УВР Никулина Людмила Леонтьевна).

Результаты работы музыкального театра «Радуга» представлены следующими достижениями:

  • Грамота ШКОЛЬНОМУ музыкальному ТЕАТРУ «Радуга» за I место в смотре-конкурсе театральных постановок «Театральная планета» за спектакль «Золушка» по пьесе Е.Шварца ,2016г.

  • Грамота ШКОЛЬНОМУ музыкальному ТЕАТРУ «Радуга» за I место в смотре-конкурсе театральных постановок «Театральная планета» за спектакль «Кошкин дом» по пьесе С.Я.Маршака , 2016г.

  • Грамота ШКОЛЬНОМУ музыкальному ТЕАТРУ «Радуга» за ГРАН-ПРИ в городском конкурсе театральных постановок «Изумрудный город» за спектакль «Золушка», 2017г.

  • ДИПЛОМ УЧАСТНИКА ШКОЛЬНОМУ музыкальному ТЕАТРУ «Радуга» за участие в XIV международном сказочном театральном фестивале «Я-мал, привет!», 2017г.

Каждую музыкальную сказку посмотрели все учащиеся начальной школы и 5-6 классов, это более 500 человек за премьеру. А у нас уже поставлено и отработанно 5 полноценных музыкальных сказок. После каждого показа сказки у библиотекарей прибавляется работы, так как дети идут в библиотеку и берут книги авторов, по мотивам, чьих произведений поставлены сказки. У детей возрождается интерес к литературным произведениям.

Таким образом, мы воспитываем, развиваем и прививаем интерес к детскому литературному творчеству не только у артистов школьного театра, но и у зрителей.



Список литературы

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2. Басина Н. А., Сулимова Н. П. и др. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды. – М., 2003г.

3. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: 1994.-60с

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.

5. Ершова. А. П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 класс. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. Сост. - М., 1990г.

6. Кияновский А. А., Санько С. Н. Школьный театр в начальной школе. – М., 2007г. 9. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск 1993. 56 стр.

7. Лук А.Н., Психология творчества. - 1978. 125 стр.

8. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М . 1982, с. 136.

9. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М . 1990.

10. Эльконин Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. – М., 1995. – 280 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!