СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Упражнения, позволяющие сформировать коммуникативные умения, необходимые для написания изложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по обучению написанию изложения должна быть направлена на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами языка, формирование навыков многоаспектного анализа текста, умение воспринимать, критически оценивать, интерпретировать прочитанное, активно овладевать нормами литературного языка. Существует множество приемов и методов,  позволяющих сформировать коммуникативные умения, необходимые для написания изложения. Этому способствуют упражнения, о которых рассказывается в статье.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Упражнения, позволяющие сформировать коммуникативные умения, необходимые для написания изложения"»

Упражнения, позволяющие сформировать коммуникативные умения, необходимые для написания изложения

Все упражнения, позволяющие сформировать коммуникативные умения, я объединила в группы, каждая из которых выполняет свою функцию (развивает память, обогащает словарный запас, учит анализировать и др.). и работает на формирование познавательного интереса и коммуникативных навыков. Характер заданий для каждой группы разный.

Первая группа объединяет задания, направленные на произвольное построение речевого высказывания. Все задания и упражнения этой группы направлены на формирование у учащихся умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе работы с текстом, а также развития возможностей памяти. Задания такого типа предоставляют ученикам возможность ориентировки на разнообразие способов решения задач, а поскольку человек имеет особенности восприятия и памяти, то поиск индивидуальных органичных способов запоминания и концентрации внимания становится лично значимым. Запоминание становится возможно только в том случае, если было осуществлено смысловое чтение, структурирование информации, приложено волевое усилие. Упражнения данной группы различаются организацией работы учащихся и педагогов.

Сосредоточения внимания требуют упражнения «Реставрация», «Найди ошибку», «Кто больше?».


Ко второй группе заданий можно отнести задания на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Цель таких упражнений – перевести пассивную лексику в разряд активной. Ряд игровых приемов, таких как «Собери слово», «Гнездо слов», «Лингвистическое лото», «Замена», «Кроссвордный диктант», обогащают учеников знаниями понятий из всех сфер жизни, учат толковать понятия, группировать слова по тематическому принципу, осуществлять смысловое чтение.


К третьей группе относятся задания, обучающие пониманию логики построения текста. Упражнения формируют целый ряд познавательных умений: анализ, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей. Это такие упражнения как «Ищем общее», «Ищем различия», «Четвертый лишний». Составление плана, кластера, таблиц, построение сообщения по алгоритму помогает осмыслить логику построения текста.

Умения составлять к тексту различного вида вопросы формируется при выполнении «Шапки вопросов», «Ромашки вопросов», «Цепочки вопросов», «Инсерт». Часть упражнений предполагает восстановление или добавление недостающих частей текста в соответствии с его общей логикой. Это такие упражнения как «Текст наоборот», «Мозаика».


В четвертую группу заданий входят задания коммуникативного характера, обучающие учеников самостоятельно составлять монологическое высказывание. Такие упражнения способствуют стимулированию фантазии, адекватному использованию речевых средств для передачи информации. При использовании упражнения «Бусы», соединяя в заданной или произвольной последовательности отдельные слова и фразы, школьники учатся переходить от одной части текста к другой, а упражнения «Кто короче», «Замени» формируют навыки сжатия информации. «Творчество и фантазию позволяют раскрыть приемы «Если бы…», «Меняем финал».


Научиться анализировать стилистические особенности текста помогут задания пятой группы. Они выстраиваются таким образом, чтобы ученики с определения стиля текста и аргументирования перешли к выбору уместного стиля и исправлению стилистических ошибок. Возможна работа с одним содержанием при помощи текстов разных стилей. Такую работу уместно завершать созданием собственного текста с заранее заданными стилистическими параметрами. Например, составить добрую сказку, отчет ученого о научном открытии или описание путешественника.


И последняя группа, шестая группа заданий связана с анализом коммуникативной ситуации. В центре внимания находится работа по формированию умения выдвигать и грамотно формулировать гипотезу, обосновывать ее, приводить доказательства, т.е. строить рассуждение. При этом необходимо учитывать наличие иного мнения партнеров и уметь выстраивать диалог. Наглядность анализа можно достигнуть за счет применения графического оформления результатов: таблицы, схемы, комиксы.


Задания каждой группы могут выполняться как самостоятельно индивидуально, так и коллективно, небольшими группами. Следует обратить внимание на то, что иногда элемент соревновательности играет немаловажную роль в мотивации учащихся.

Существует множество приемов и методов, позволяющих сформировать коммуникативные умения, необходимые для написания изложения. Остановлюсь лишь на некоторых из них, которые применяю на своих уроках.

Прием «Реставрация текста» (или «Восстановление текста»). Этот приём предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся с небольшим исходным текстом. Вариант, который даётся впоследствии, можно дать под диктовку или для контрольного списывания. Пропуски слов и выражений требуют восстановления в процессе записи. Очень продуктивно применять такие задания, когда характер пропуска известен школьникам: например, пропущены только имена прилагательные, которые важны при работе с текстом – описанием. После проведённой работы проводится сравнительный анализ восстановленных текстов, чтобы определить наиболее удачные варианты. Возможна такая работа в парах и в малых группах.

Этот прием универсален. Его можно использовать на любом уроке.

Приём «Разученный диктант»: точное воспроизведение текста, понимание содержания, построения и языкового оформления. Эффективность этого приёма зависит от частоты его применения: я практикую чтение лирических произведений систематически, на это уходит 1-2 минуты.

Читается выразительно текст, происходит обсуждение содержания (на этом этапе возможна реализация воспитательного компонента), проводится орфографический и синтаксический анализ, а затем заучивается школьниками наизусть. Текст закрывается, и ученики пишут его по памяти. По окончании работы сверяют свой текст с оригиналом.

Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся, также тренирует память, что важно при написании изложения. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы. Учащиеся 8-9 классов при написании сочинения цитируют строчки, раннее заученные на уроках.

Прием «Найди ошибку». Сначала ученики знакомятся с исходным текстом, который необходимо запомнить, а затем получают новый, содержащий какие-либо изменения, несоответствия по сравнению с оригиналом вариант и сравнивают его с предыдущим. Все несоответствия, ошибки (фактические, логические, стилистические) устраняются в процессе списывания или пересказа.

Следующий прием, на котором хочу остановиться, очень нравится учащимся, называется он «Кто больше?». Познакомившись в течение определённого времени с предложенным списком слов или выражений, нужно вспомнить и воспроизвести их максимальное количество в произвольной последовательности.

Н- р, лошадь, мост, Новосибирск, ананас, грузовик, моряк, игрушка

Затем задание усложняется: запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательность, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов.

Из работ учащихся: «Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Когда она пошла к шаткому мосту, то остановилась, чтобы передохнуть. Путь ей предстоял долгий – до самого Новосибирска. Усталая, она задремала и увидела во сне, удивительный фрукт, ананас. Хоть разочек бы попробовать это заморское чудо! Но тут лошадь разбудил грузовик, пронесшийся на большой скорости. За рулем грузовика сидел моряк. На лобовом стекле подпрыгивала пестрая игрушка.»

Слова беру как одной тематической группы, так и разной, в зависимость от целей урока. Использование слов разных тематических групп способствует творческой активности.

Прием «Собери слово». Учащиеся получают слово, из букв которого необходимо составить максимально количество других слов. При проверке полученные слова по очереди называются учащимися, а другие должны дать их толкование. Упражнение можно проводить индивидуально и по группам. При оценивании учитывается количество букв в слове, возможность толкования соперниками и самими учащимися.

Прием «Кроссвордный диктант». В отличие от работы с настоящим кроссвордом, не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершении любой темы. Кроссвордный диктант проводится с целью обогащения словарного запаса учащихся. Для его проведения подбираются слова, написание или значение которых ученикам необходимо запомнить. В процессе проведения диктанта ученикам называются лексические значения этих слов, а ученики записывают слова под номерами или в строчку. Данные слова могут представлять

1)термины и понятия;

2)тематическую группу лексики;

3)слова, объединённые одним или несколькими общими орфографическими правилами.

   Тем самым кроссвордный диктант  способствует формированию ценностных ориентиров и  смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Ученики сталкиваются с необходимостью восполнения обнаруженных пробелов в знаниях, что закладывает основы умения осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (познавательные УУД). Материал для проведения кроссвордного диктанта уже в процессе записи под диктовку подвергается разнообразному анализу на соответствие целому ряду признаков (фонетических, морфологических, лексических, словообразовательных).

При изучении раздела «Лексика» в 5 классе на обобщающем уроке можно предложить учащимся следующий кроссвордный диктант.

Задание: вспомните термины из раздела «Лексика» и запишите их, определив по толкованию значения слов; подчеркните орфограммы.

1.Все слова языка. (Лексика)

2.Словарь отдельного человека, запас слов.(Лексикон)

3.Раздел науки языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)

4.Название статьи в толковом словаре, относящийся к объяснению лексического значения слова.(Словарная статья)

5.Слова, имеющие  одно лексическое значений. (Однозначные) и т.п.

При изучении раздела «Фразеология» в 5 классе предлагаем такой диктант.

Задание: замените фразеологизм одним словом.

1.Водить за нос.(Обманывать)

2.Как снег на голову.(Неожиданно)

3.Куры не клюют. (Много)

4.Жить душа в душу.(Хорошо)

5.Чуть свет.(Рано) и т.п.

При изучении темы «Существительные общего рода» в 6 классе для кроссвордного диктанта подбираю тематическую группу слов.

Задание: по лексическому значению определите, о каких словах идёт речь. Подсказка: все слова - существительные общего рода.

1.Жадный человек.(Жадина)

2.Человек,который любит затевать драку.(Забияка)

3.Занудливый человек.(Зануда)

4.Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)

5.Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. (Невежда) и т.п.

В 5 классе при повторении правописания гласных а, и, у после шипящих учащимся предлагаю кроссвордный диктант, где подбираю слова, объединённые одним орфографическим правилом.

Задание: по лексическому значению определите, о каких словах идёт речь, запишите и подчеркните орфограмму. Подсказка: все слова на правописание гласных а. и, у после шипящих.

1.Снег в форме причудливого кристалла.(Снежинка)

2.Глухой частый лес.(Чаща, чащоба)

3.Старинная посуда в виде полушария.(Чаша)

4.Группа экспертов, определяющая призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях.(Жюри)

5.Забор из часто вбитых кольев.(Частокол) и т.п.

С целью стимулирования учащихся, использования опоры на эффект занимательности проведение кроссвордного диктанта можно организовать по принципу игры в лото или используя сетку кроссворда. Наглядность и игровые элементы будут способствовать формированию мотивации и позволят сохранить высокий уровень сложности заданий.

       Озвучивание материала может быть заменено иллюстрированием (например, показом юмористических иллюстраций, в которых требуется угадать соответствующий фразеологический оборот).

Прием «Замена». В основе лежит прием перефразировки, который позволяет отрабатывать отдельные моменты сжатия текста за счет использования слов вместо развернутых толкований. Возможен обратный вариант: замена слов их расширенными толкованиями. В тексте развернутое толкование предварительно выделяется.

Прием «Гнездо слов». При работе с текстом определяется тема текста, после этого она сужается до ключевого слова. К этому слову подбираются все слова, объединенные в тематическую группу, т.е. гнездо. Слова одной группы могут принадлежать к одной части речи или разным, даже словосочетания могут входить в «гнездо».

Прием «Ищем общее». Учащимся предлагаются пары, группы слов или выражений, имеющих мало общего между собой. Требуется назвать как можно больше общих для них признаков. Оценивается количество составленных ответов, их оригинальность, нестандартность.

Прием «Мозаика». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Учащимся предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания учащиеся могут предложить свои пути последовательного соединения. В случае необходимости можно вносить в текст небольшие коррективы, добавляя переходы и скрепляющие фразы.

Применяю данный прием активно на уроках в 5 классе.

1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л_тели  (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.

2. Лист_я падали дни и ночи.

3. Нач_лся  л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

1. Для молодого человека  сказал он.

2. Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.

3. Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

4. Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

С. Определите тему получившегося текста

Прием «Инсерт». Термин переводится буквально «условные значки». Прием способствует активизации осмысленного чтения. Знакомство с новой информацией происходит в процессе чтения страниц учебника или другого источника. В процессе чтения ученик делает особые пометки: «+» - это новые для меня сведения, «V» - это я знал, «-» - это противоречит тому, что я знал, «?» - я хочу узнать об этом более подробно (это может быть информация о значении слов, вопросы по содержанию текста). При необходимости текст прочитывается повторно, и материал фиксируется в таблицу. Завершается работа обсуждением получившихся записей, которые носят индивидуальный характер. Такая работа в системе приучает к активному чтению и систематизации материала, помогает свободно ориентироваться в нем. Условные обозначения и соответствия им можно изменить.

Прием «Кто короче?». В упражнении необходимо передать содержание текста, вычленив самую главную информацию, т.е. сжав его. Например, пересказать текст, используя всего 3 предложения. В другом варианте можно предложить сжать текст до одного предложения, изложив информацию в виде цепочки фактических сведений «кто – что – где – когда – как».

Прием «Бусы». Учащимся предлагается составить связный текст из приготовленных заранее слов, последовательно включив все слова, нанизывая их словно бусины на нитку. При этом форма слова должна быть сохранена. Слова, приготовленные для работы, не должны быть все в начальной форме.

Прием «Если бы…». Прием позволяет ничем не ограничивать фантазию учащегося и составлять рассказ с самым невероятным сюжетом, неожиданным поворотом событий. Этому способствует заданная в начале фраза «Если бы я стал великаном, то…», «Если бы в мире не стало компьютеров, то…» и др.

Прием «Исправляем стиль». В основе задания – определение и устранение всех стилистических ошибок в тексте. Задание формирует чувство стиля, демонстрирует последствия нарушения стилистической чистоты: нарушение стиля – это не только грубая ошибка, но и создание речевой ситуации, разрушающей понимание содержания и логики сообщения.

Прием «Сюжетная таблица». Сюжетная таблица – таблица, столбцы которой озаглавлены вопросительными местоимениями, позволяющими вычленять из текста и классифицировать фактическую информацию. Для такой работы оптимально подходят тексты повествовательного характера, описательно-повествовательные тексты или тексты, насыщенные фактическим материалом (датами, именами, названиями, историческими сведениями)

Прием «Составь схему». Удачно для анализа структуры текста использовать составление. Особенно это касается текстов-повествований и текстов-рассуждений, в которых части четко выражены и имеют существенные отличия. Достоинством схем является их наглядность, компактность и вариативность. Учащимся можно предлагать варианты схем, которые нужно заполнить, можно составлять схемы группами, а потом их представлять для обсуждения, можно составлять схемы индивидуально.

Подводя итог, отмечу, что работа, по написанию изложения, должна носить комплексный характер. Только тогда можно говорить о выполнении поставленных задач: развитии памяти, обогащении словарного запаса школьников, овладении ими логикой построения текста, умением составлять монологические высказывания. Так как один и тот же приём может помочь в решении нескольких задач одновременно, учитель сам определяет, с какой целью применяется приём и на каком этапе урока. Подчеркну только, что задания могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, небольшими группами.










6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!