СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Технология развития критического мышления и смысловое чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья «Технология развития критического мышления и смысловое чтение» из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Статья «Технология развития критического мышления и смысловое чтение»»

Семушина Т.Ж.,

учитель начальных классов

МАОУ «Ягринская гимназия»



Технология развития критического мышления и смысловое чтение


Для формирования навыков смыслового чтения учителя начальных классов МАОУ «Ягринская гимназия» г.Северодвиснка используют технологию Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМПЧ). Технология была разработана в конце XX века в США. С 1996г. технология проходила апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике применяется с 1997 года. В практике учителей начальных классов нашей гимназии данная технология применяется с 2002 года.

Почему мы используем данную технологию? В основе технологии лежит работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и д.р.). Она позволяет сформировать у учащихся такие общеучебных познавательные действия, как смысловое чтение.

Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, включающий три этапа. Вызов – работа с текстом до чтения, осмысление – во время чтения, рефлексия – после чтения.

Технология РКМЧП – универсальная, надпредметная , открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Для формирования умения размышлять над текстом до чтения, анализировать заголовки, иллюстрации, с 1 класса мы используем прием «Вопросительные слова».

Далее в уроки включается прием Толстые и тонкие вопросы”, который учит задавать вопросы до изучения темы, вопросы по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии (размышления) – демонстрирует понимание пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Прием "Ключевые слова", помогает предположить, о чем будем читать текст, придумать рассказ или расставить слова в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям в тексте. Данный прием опять же формирует умения размышлять над текстом до чтения, до рассматривания иллюстрации. Ключевые слова могут быть заключены в речевыe разминки на уроках литературного чтения.

Очень важно научить ребенка не пропускать непонятные слова, выражения.

Обратиться к значению слова иногда необходимо и для того, чтобы ученик мог понять, в каком значении данное слово используется в теме урока. И в этом нам помогает хорошо известный прием «Кластер». Дети устно составляют текст по опорной схеме, в соответствии с заданием учителя. Смысл приема «Кластер» на этапе вызова заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. На этапе осмысления и работы с текстом во время его чтения - дополнить свои знания сведениями из текста. Кластер удобно применять на уроке по любому предмету, удобно использовать и с другими приемами технологии.

Ученики Сергеевой Е.В. на уроке русского языка составили кластер по теме «Имя существительное». В центре – тема. Вокруг – крупные смысловые единицы.

Еще один важный прием, который учит ребенка не пропускать непонятные слова, выражения – «Инсерт» или «Пометки на полях». Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Итогом такой работы опять же может стать заполнение кластера с целью воспроизведения фактов, что очень важно, так как вычитывание фактуальной информации является первым уровнем понимания текста.

Вычитывание текста помогает составлять в виде кластера словарные карты, которые опять же направлены на развитие умения вычерпывать информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сюжетная таблица, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы работы с текстом во время или после чтения, но в большей степени - это стратегия ведения урока в целом. Сергеева Е.В. на уроке русского языка использовала для изучения темы «Имя существительное» таблицу ЗХУ. На уроке литературного чтения Юращук Г.А. обобщила изученный материал через «Сюжетную таблицу». Яшина М.Л. использовала прием «Бортовой журнал». В течение всего урока, изучая тему «Степь», ученики заполняли «Дневник исследователя». Использование таких приемов позволяет учить детей собирать воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывать и систематизировать поступающие данные.

Следующий уровень понимания текста характеризуется пониманием не только того, о чём говорится в тексте, но и установлением связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста. Идеальный читатель задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом; включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст; Для формирования таких умений и навыков технология РКМЧП предлагает приемы, некоторые из которых указаны на слайде. Е.В. Плахова на уроке литературного чтения во 2 классе использовала прием кластер для характеристики главного героя Карлсона. Юрьева Е.О. применила стратегию «Пирамидная история» для подготовки детей к рассказу о главном герое.

Для развития умения резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях учителя широко используют такой прием, как «Синквейн». Урок математики 2 класс, учитель Плахова Е.В. составлен синквейн на тему «Площадь». Урок окружающего мира учитель Яшина М.Л. составлен синквейн на тему «Степь». На уроке риторики Юрьева Е.О. составила с учениками синквейн на тему «Аргументы». На этапе работы с текстом после чтения интересно использовать прием под названием РАФТ.

Это лишь небольшая часть методических приемов технологии РКМЧП, связанных с формированием навыков смыслового чтения.

Применение технологии РКМЧП позволяет не присваивать "готовое" знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют. Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету.

Можно отметить такие результаты применения данной технологии.

Положительная динамика у учащихся навыков вдумчивой работы с информацией, развитие умений интерпретировать художественный текст, развитие рефлексивных качеств младших школьников, готовность публично выступать на внеурочных мероприятиях школы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!