СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Технология проблемного обучения на уроках информатики при обучении детей с ОВЗ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья: Технология проблемного обучения на уроках информатики при обучении детей с ОВЗ

Данная работа может представлять интерес для преподавателей информатики, работающий в классах, в которых обучаются дети с ОВЗ, позволит использовать метод проблемного обучения для формирования знаний и умений обучающихся на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Технология проблемного обучения на уроках информатики при обучении детей с ОВЗ»






Галина Сергеевна Арутюнова,

учитель информатики,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Новоивановская средняя школа»

с. Новоивановка, Черноморского района

Республики Крым







Технология проблемного обучения на уроках информатики при обучении детей с ОВЗ
















2022 г.


1. Краткая аннотация работы

Данная работа может представлять интерес для преподавателей информатики, работающий в классах, в которых обучаются дети с ОВЗ, позволит использовать метод проблемного обучения для формирования знаний и умений обучающихся на различных этапах урока.































1. Краткая аннотация работы…………………………………………………….2

2. Содержание ……………………………………………………………………….3

2.1. Введение ………………………………………………………………………..4

2.2. Технология проблемного обучения………………………………………4

2.3. Применение проблемного обучения на уроке…………………………6

2.4. Заключение ……………………………………………………………….…….8

3. Список использованных источников и литературы…………………....9





























2.1. Введение

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.

  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.

  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе.

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.


2.2. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения представляет собой современную образовательную технологию деятельностного подхода, позволяющую реализовать требования ФГОС.

Проблемное обучение — это организация учебных занятий, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Результатом проблемного обучения является творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.


Способы создания проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знают способа решения задачи, не могут ответить на проблемный̆ вопрос.

2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный̆ интерес и стимулирует поиск новых знаний.

3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической̆ неосуществимостью избранного способа.


Задачи проблемного обучения:

  • повышение интереса к учебному процессу;

  • развитие логического и творческого мышления;

  • развитие умений выдвигать и обосновывать свои предположения;

  • находить причинно-следственные связи

Требования к организации различных видов деятельности учеников при организации проблемного обучения:

  • преподаватель выступает в роли режиссера обучения, а не транслятора учебной информации;

  • информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;

  • обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, беря на себя часть ответственности за обучение;

  • личностное и интеллектуальное развитие обучаемого выступает как одна из главных образовательных целей.




2.3. Применение проблемного обучения на уроке

В нашей школе имеются обучающиеся с ОВЗ. В 2021-22 учебном году двое особенных ребят изучали информатику в 7 классе и один в 9 классе.

Приемы проблемного обучения применяются на различных этапах урока. При изучении темы «Строение компьютера» в самом начале урока, можно предложить ребятам решить ребус (рис. 1) и сформулировать тему урока.

Рисунок 1

В качестве закрепления, предложить назвать основные элементы компьютера:

Рисунок 2

Разгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, дает понимания роли предлогов, ведь предлоги в ребусах не изображаются, а только подразумеваются.

Информатика позволяет развивать у детей логическое мышление. Компьютер, в частности, успешно развивает познавательные процессы, пространственное воображение и творческие способности.

Ребенку с ОВЗ необходимо подбирать практические упражнения в зависимости от особенностей его развития, а не его возраста.

На своих уроках информатики поступаю следующим образом:

  • я подстраиваю интерфейс программ под нужды обучающихся с ОВЗ: это крупный текст задания;

  • практически к каждому уроку подготовлены презентации с доступным изложением основной части урока, каждый ученик в собственном темпе изучает информацию;

  • ребенку с ОВЗ выдаётся облегченный вариант индивидуальной работы (меньше заданий, более простые формулировки);

  • при выполнении практических заданий в помощь ребёнку с ОВЗ назначается более сильный ученик;

  • Рисунок 3

    домашние задания разноуровневые по сложности. Например, при изучении редактора Paint ребенку с ОВЗ дается готовое черно-белое изображение, которое ему необходимо разукрасить. Например: матрёшка.


Следующий тип заданий позволяет ребёнку активно осваивать лексический состав языка, приучается анализировать звуковой и буквенный состав слова, легко усваивает нормы правописания.

Задания по теме «Информация и способы её представления»: вместо пропусков запишите термин.

  1. ___________ – сведения, знания, содержащиеся в сообщении. (Информация)

  2. Язык – это определенная _____________ система представление информации. (знаковая)

  3. _______ – знак, который обладает смыслом. (Символ)

  4. __________ – конечный и упорядоченный набор __________, используемых для представления информации с помощь. определенного языка. (Алфавит, символов)

  5. ____________ – процесс преобразования одной последовательности знаков в другую последовательность знаков. (Кодирование)


Коррекция речевых нарушений и обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных способностей детей. В процессе словарной работы с детьми необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания слова, которые точно будут выражать смысл понятия.

Также можно рассмотреть задания на составление ключевой фразы; на определение лишнего и т. д.


2.4. Заключение

Каждый раз при подготовке к уроку возникают вопросы:

Как донести учебный̆ материал до сознания обучающихся?

Как активизировать познавательную деятельность, чтобы дети смогли овладеть новыми знаниями, приобрести умения и навыки?

Как вызвать у учащихся интерес к обучению и превратить их знания в убеждения?

Как научить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, кто такого интереса не проявляет?

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только частично — новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

Цели создания проблемных ситуаций в процессе обучения:

а) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный̆ интерес;

б) поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

в) помочь ему определить в основную проблему и наметить план поиска путей̆ выхода из ситуации, побудить ученика к активной̆ познавательной̆ деятельности.


Уроки информатики направлены на устранение недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств детей с ОВЗ. Компьютер помогает школьникам усвоить тот круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые ему необходимы в условиях социальной среды. Информационные технологии для детей с ОВЗ – способ социально адаптироваться в будущем.



3. Список использованных источников и литературы

  1. «Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями»https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/organizaciya_obucheniya_v_shkole_lic_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami

  2. Кутепова, Е. Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики [Текcт] / Е. Н. Кутепова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1

  3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227851-statja-metodicheskaja-sistema-obuchenija-info

  4. Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация https://www.institute-of-education.com/courses/3840?guest_token=7HNa9HY_To9txYdj67z4

  5. Значимость проблемного обучения в современном образовании https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/12/07/znachimost-problemnogo-obucheniya-v-sovremennom



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!