СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Создание ситуации успеха на уроке"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха. Этой теме посвящена статья. Что такое ситуация успеха, как ее реализовать на уроке. 

Выступление+ презентация

Просмотр содержимого документа
«ситуация успеха на уроке»

8


Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

МБОУ ЦО №7 г.Тулы

Учитель английского языка: Белолипецкая Е.А.


Слайд 2. Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.

Слайд 3. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Слайд 4. Что следует понимать под ситуацией успеха?

Слайд 5. Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать учитель.

Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации.

Слайд 6. В данном случае под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Слайд 7. Определим технологические операции создания ситуаций успеха:

  • снятие страха;

  • авансирование успешного результата;

  • персональная исключительность;

  • внесение мотива;

  • скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности;

  • мобилизация активности или педагогическое внушение;

  • высокая оценка детали.

Слайд 8.

  1. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

Слайд 9.

  1. Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Слайд 10.

  1. Избежать поражения ребёнку помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека или пожелания:

«Возможно, лучше всего начать с…..».

«Выполняя работу, не забудьте о…..».

Слайд 11.

  1. Педагогу следует показывать ребенку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

Слайд 12.

  1. Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

Слайд 13.

  1. Для того чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

Слайд 14.

  1. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка:

«Тебе особенно удалось это объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.

Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Слайд 15.

Дифференцированное обучение

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагог осуществляет подбор такого содержания обучения, которое соответствует уровню обученности учащихся и их потребностям. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

Характер творческих заданий может быть различным:

  • на установление межпредметных связей;

  • на поиски разнообразных вариантов решения;

  • на сравнение и сопоставление;

  • исследовательского характера;

  • на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. При такой форме организации деятельности каждый ученик имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Недостатком такого метода может стать то, что учащиеся начинают комплексовать и чувствовать неуверенность в своих силах, т.к. не могут выполнить более сложные задания. А наивный вопрос соседа «А ты на сколько баллов сделал?» и вовсе может свести все усилия учителя на нет.

Слайд 23.

При дифференциации обучения очень важно учитывать психологическое состояние каждого ученика. При делении класса на группы по уровню усвоения материала необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу; акцентировать внимание детей, что у определенной группы учащихся есть серьезные пробелы в знаниях, и для того, чтобы эти пробелы ликвидировать, необходимо вернуться назад и найти те темы, пробелы в которых мешают дальнейшему успешному продвижению вперед. Им придется много поработать над тем, чтобы эти пробелы ликвидировать, но и текущий материал не «упустить». Это дает возможность ребятам не чувствовать себя учениками «второго» сорта, не стать предметом насмешек, поскольку речь идет не о личности подростка, а о его успехах в обучении, что всегда можно подкорректировать. При таком подходе не травмируется психическое состояние ребенка, включаются скрытые резервы для достижения поставленной цели, тем более что у ребенка появляется реальная возможность почувствовать свою значимость, неповторимость. Ученикам также следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень.

Слайд 24.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель информирует детей о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Слайд 26 и 27.

При выборе содержания обучения ученику предлагаются различные как по форме, так и по сложности упражнения для работы на уроке и дома. Можно выбрать метод изучения материала: я разберусь сам, мне поможет товарищ или необходимо обратиться за помощью к учителю. Также важно предлагать и различные формы работы: индивидуально, в паре, в группе.

Слайд 28.

Недостатком такого метода может стать неадекватная оценка своих сил и возможностей учащимися. Желая получить более высокую отметку, ученик выбирает задание, с которым справиться не может. И это приводит к прямо противоположному результату, которого стремились добиться: вместо успеха – разочарование.

Исправить такое положение дел может только то, что задания на выбор предлагаются систематически, и у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.

Слайд 29.

Коллективные формы обучения

Созданию ситуации успеха также способствует использование педагогом в образовательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. При организации учебного занятия целесообразно использовать следующие формы коллективной учебной работы обучающихся: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (по 5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

Слайд 32-33.

Сочетание репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения

 Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает хорошо развитой памятью, т.е. развитой способностью к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Слайд 34- 35.

Метод проектов

Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников. Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.

Слайд 37.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

  • Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.

  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

  • Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.

  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Слайд 38. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!







Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.

  4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.

  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

  7. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально- группового обучения в школе// Директор школы. 2007, №1.

  8. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.

  9. Матюшкин А.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М., 1972.

  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.

  11. Мельникова Е.А. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2002.

  12. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.,1968.

  13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк., 1988.

  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

  15. Третьяков П.И. Школа: Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. М. 2001г.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Ситуация успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения - Прохорова Елена Ивановна»

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения      Учитель английского языка МБОУ ЦО №7 г.Тулы: Белолипецкая Е.А.  

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Учитель английского языка

МБОУ ЦО №7 г.Тулы: Белолипецкая Е.А.

 

«…Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.» К.Д. Ушинский (русский педагог, писатель) («Труд в его психическом и воспитательном значении»)

«…Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.»

К.Д. Ушинский

(русский педагог, писатель)

(«Труд в его психическом и воспитательном значении»)

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Если помочь ребёнку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребёнок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Если помочь ребёнку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребёнок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.

Что следует понимать под ситуацией успеха

Что следует понимать

под ситуацией успеха

Ситуация — результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, то, что способен организовать учитель.  Успех —  удача в задуманном деле, удачное  достижение поставленной цели. Ситуация успеха — сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация — результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, то, что способен организовать учитель.

Успех — удача в задуманном деле, удачное

достижение поставленной цели.

Ситуация успеха — сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами.

Под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами.

авансирование успешного результата персональная исключительность внесение мотива скрытое инструктирование о способах  и формах совершения деятельности Технологические операции создания  ситуаций успеха снятие страха мобилизация активности или педагогическое внушение высокая оценка детали

авансирование успешного результата

персональная исключительность

внесение мотива

скрытое инструктирование о способах и формах совершения деятельности

Технологические операции создания ситуаций успеха

снятие страха

мобилизация активности или педагогическое внушение

высокая оценка детали

снятие страха Технологические операции создания  ситуаций успеха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Настроить учащихся на необходимый лад педагог может следующими фразами: – Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. – Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения. – Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили.

снятие страха

Технологические операции создания ситуаций успеха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Настроить учащихся на необходимый лад педагог может следующими фразами:

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться.

Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения.

Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили.

авансирование успешного результата Технологические операции создания  ситуаций успеха Приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик справиться с задачей, а ребёнку поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребёнка: – У вас обязательно получиться. – Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

авансирование успешного результата

Технологические операции создания ситуаций успеха

Приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик справиться с задачей, а ребёнку поверить в свои силы.

Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребёнка:

У вас обязательно получиться.

Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

скрытое инструктирование о способах  и формах совершения деятельности Технологические операции создания  ситуаций успеха Достигается путём намека или пожелания: – Возможно, лучше всего начать с… . – Выполняя работу, не забудьте о… .

скрытое инструктирование о способах и формах совершения деятельности

Технологические операции создания ситуаций успеха

Достигается путём намека или пожелания:

Возможно, лучше всего начать с… .

Выполняя работу, не забудьте о… .

Технологические операции создания  ситуаций успеха Важно показать ребёнку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Внести мотив педагог может следующими фразами: – Без твоей помощи твоим товарищам не справиться… . – Прочитав внимательно правило, ты быстро справишься с заданием.   внесение мотива

Технологические операции создания ситуаций успеха

Важно показать ребёнку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Внести мотив педагог может следующими фразами:

Без твоей помощи твоим товарищам не справиться… .

Прочитав внимательно правило, ты быстро справишься с заданием.

внесение мотива

Технологические операции создания  ситуаций успеха Обозначает важность усилий конкретного ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами: –  Только ты и мог бы… . – Только тебе я и могу доверить… . – Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой… . персональная исключительность

Технологические операции создания ситуаций успеха

Обозначает важность усилий конкретного ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.

Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:

Только ты и мог бы… .

Только тебе я и могу доверить… .

Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой… .

персональная исключительность

мобилизация активности или педагогическое внушение Технологические операции создания  ситуаций успеха Направлена на выполнение конкретных действий: Подтолкнуть к действию можно следующими фразами: – Нам уже не терпится начать работу… . – Так хочется поскорее увидеть… .

мобилизация активности или педагогическое внушение

Технологические операции создания ситуаций успеха

Направлена на выполнение конкретных действий:

Подтолкнуть к действию можно следующими фразами:

Нам уже не терпится начать работу… .

Так хочется поскорее увидеть… .

Технологические операции создания  ситуаций успеха Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Подчеркнуть индивидуальные успехи можно следующим образом: высокая оценка детали – Тебе особенно удалось это задание. – Больше всего мне в твоей работе понравилось… .  – Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

Технологические операции создания ситуаций успеха

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Подчеркнуть индивидуальные успехи можно следующим образом:

высокая оценка детали

Тебе особенно удалось это задание.

Больше всего мне в твоей работе понравилось… . 

Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

Система методов создания  ситуации успеха на уроке Причина: учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Дифференцированное обучение Задача учителя: дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Причина: учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.

Дифференцированное обучение

Задача учителя: дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.

Система методов создания  ситуации успеха на уроке Преимущества: позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе Дифференцированное обучение  даёт возможность ребёнку справиться с заданием способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Преимущества:

позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе

Дифференцированное обучение

даёт возможность ребёнку справиться с заданием

способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности

Система методов создания  ситуации успеха на уроке Особенности: создание разноуровневых групп Дифференцированное обучение группы создаются на всех этапах обучения  для каждой группы педагог подбирает содержание обучения, которое соответствует уровню обученности учащихся и их потребностям

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Особенности:

создание разноуровневых групп

Дифференцированное обучение

группы создаются на всех этапах обучения

для каждой группы педагог подбирает содержание обучения, которое соответствует уровню обученности учащихся и их потребностям

Дифференцированное обучение создание разноуровневых групп группа «слабых» группа «средних» группа «сильных» объяснение материала учителем выполнение задания на применение изученного материала

Дифференцированное обучение

создание разноуровневых групп

группа

«слабых»

группа

«средних»

группа

«сильных»

объяснение материала учителем

выполнение задания на применение изученного материала

Дифференцированное обучение творческое задание группа «сильных»

Дифференцированное обучение

творческое задание

группа

«сильных»

на установление межпредметных связей на поиск вариантов решения на расширение кругозора Творческие задания на сравнение и сопоставление исследовательского характера

на установление межпредметных связей

на поиск вариантов решения

на расширение кругозора

Творческие задания

на сравнение и сопоставление

исследовательского характера

Дифференцированное обучение творческое задание группа «сильных» задание с элементами творчества группа «средних» работа под руководством учителя работа под руководством учителя группа «слабых»

Дифференцированное обучение

творческое задание

группа

«сильных»

задание с элементами творчества

группа

«средних»

работа под руководством учителя

работа под руководством учителя

группа

«слабых»

Дифференцированное обучение создание разноуровневых групп каждый ученик ситуации  имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от  деятельности учащиеся начинают комплексовать и чувствовать неуверенность в своих силах, т.к. не могут выполнить более сложные задания

Дифференцированное обучение

создание разноуровневых групп

каждый ученик ситуации имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от деятельности

учащиеся начинают комплексовать и чувствовать неуверенность в своих силах, т.к. не могут выполнить более сложные задания

При дифференциации обучения очень важно учитывать психологическое состояние каждого ученика. При делении класса на группы необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу. Ученикам также следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень.

При дифференциации обучения очень важно учитывать психологическое состояние каждого ученика.

При делении класса на группы необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу. Ученикам также следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень.

Дифференцированное обучение выбор содержания, методов и форм обучения готовит различные варианты задания информирует о разной степени сложности заданий предлагает каждому учащемуся выбрать задание, с которым он справиться

Дифференцированное обучение

выбор содержания, методов и форм обучения

готовит различные варианты задания

информирует о разной степени сложности заданий

предлагает каждому учащемуся выбрать задание, с которым он справиться

Подготовка ученика к выбору задания

Подготовка ученика к выбору задания

  • У ученика должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам.
  • В процессе воспитательной работы ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, кто работает на пределе своих возможностей.
Дифференцированное обучение выбор содержания, методов и форм обучения Метод изучения материала помощь учителя я разберусь сам мне поможет товарищ

Дифференцированное обучение

выбор содержания, методов и форм обучения

Метод изучения материала

помощь учителя

я разберусь сам

мне поможет товарищ

Дифференцированное обучение выбор содержания, методов и форм обучения Форма обучения в группе индивидуально в паре

Дифференцированное обучение

выбор содержания, методов и форм обучения

Форма обучения

в группе

индивидуально

в паре

Дифференцированное обучение выбор содержания, методов и форм обучения при систематической работе способствует выработке способности не теряться в ситуации выбора и объективной оценке своих возможностей неадекватная оценка своих сил и возможностей учащимися;

Дифференцированное обучение

выбор содержания, методов и форм обучения

при систематической работе способствует выработке способности не теряться в ситуации выбора и объективной оценке своих возможностей

  • неадекватная оценка своих

сил и возможностей учащимися;

  • желая получить более высокую отметку, ученик выбирает задание, с которым не может справиться
Система методов создания  ситуации успеха на уроке Принцип: « Одна голова хорошо, а две лучше», «Что одному не под силу, то легко коллективу. Коллективные формы обучения Задача учителя: дать возможность учащимся почувствовать уверенность в собственных силах и успешно справиться с заданием.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Принцип: « Одна голова хорошо, а две лучше», «Что одному не под силу, то легко коллективу.

Коллективные

формы обучения

Задача учителя: дать возможность учащимся почувствовать уверенность в собственных силах и успешно справиться с заданием.

Система методов создания  ситуации успеха на уроке Особенности: Коллективные формы обучения работа в парах постоянного и сменного состава групповая форма работы (группы и микрогруппы)  коллективная форма работы

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Особенности:

Коллективные

формы обучения

работа в парах

постоянного и сменного состава

групповая форма работы

(группы и микрогруппы)

коллективная форма работы

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

Построение урока в школе имеет в своей основе сообщение учителем нового материала, рассчитанный на запоминание учениками. Ученик должен обладать хорошо развитой памятью, быть способен к произвольному запоминанию, которое формируется к концу младшего школьного возраста. Поэтому половина обучающихся не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике.

Построение урока в школе имеет в своей основе сообщение учителем нового материала, рассчитанный на запоминание учениками. Ученик должен обладать хорошо развитой памятью, быть способен к произвольному запоминанию, которое формируется к концу младшего школьного возраста. Поэтому половина обучающихся не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике.

Система методов создания  ситуации успеха на уроке проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения Сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых,  творческих методов обучения учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи разрешение проблемной ситуации повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке

Система методов создания ситуации успеха на уроке

проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения

Сочетание

репродуктивных,

проблемно-поисковых,

творческих

методов

обучения

учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи

разрешение проблемной ситуации повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке

Система методов создания  ситуации успеха на уроке ориентирован на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя Метод проектов проекты могут выполняться учащимися как индивидуально, так и группами при работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

ориентирован на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя

Метод проектов

проекты могут выполняться учащимися как индивидуально, так и группами

при работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников.

Метод проектов

Метод проектов

  • развивается активная позиция ученика в учебной деятельности;
  • совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности;
  • повышается уверенность в себе;
  • формируется мотивация деятельности, что даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.

Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента мотивации.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.

Правила,  обеспечивающие ситуацию успеха Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим. Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.  Использовать дифференцированную систему оценок: поощрительная за старание, усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ. Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим.

Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.

Использовать дифференцированную систему оценок: поощрительная за старание, усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ.

Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы.

Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!

Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!