Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Учитель английского языка
МБОУ ЦО №7 г.Тулы: Белолипецкая Е.А.
«…Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.»
К.Д. Ушинский
(русский педагог, писатель)
(«Труд в его психическом и воспитательном значении»)
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Если помочь ребёнку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребёнок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.
Что следует понимать
под ситуацией успеха
Ситуация — результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, то, что способен организовать учитель.
Успех — удача в задуманном деле, удачное
достижение поставленной цели.
Ситуация успеха — сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Под ситуацией успеха следует понимать субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Создание ситуации успеха обеспечивается рядом действий, которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами.
авансирование успешного результата
персональная исключительность
внесение мотива
скрытое инструктирование о способах и формах совершения деятельности
Технологические операции создания ситуаций успеха
снятие страха
мобилизация активности или педагогическое внушение
высокая оценка детали
снятие страха
Технологические операции создания ситуаций успеха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
Настроить учащихся на необходимый лад педагог может следующими фразами:
– Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться.
– Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения.
– Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили.
авансирование успешного результата
Технологические операции создания ситуаций успеха
Приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик справиться с задачей, а ребёнку поверить в свои силы.
Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребёнка:
– У вас обязательно получиться.
– Я даже не сомневаюсь в успешном результате.
скрытое инструктирование о способах и формах совершения деятельности
Технологические операции создания ситуаций успеха
Достигается путём намека или пожелания:
– Возможно, лучше всего начать с… .
– Выполняя работу, не забудьте о… .
Технологические операции создания ситуаций успеха
Важно показать ребёнку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Внести мотив педагог может следующими фразами:
– Без твоей помощи твоим товарищам не справиться… .
– Прочитав внимательно правило, ты быстро справишься с заданием.
внесение мотива
Технологические операции создания ситуаций успеха
Обозначает важность усилий конкретного ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:
– Только ты и мог бы… .
– Только тебе я и могу доверить… .
– Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой… .
персональная исключительность
мобилизация активности или педагогическое внушение
Технологические операции создания ситуаций успеха
Направлена на выполнение конкретных действий:
Подтолкнуть к действию можно следующими фразами:
– Нам уже не терпится начать работу… .
– Так хочется поскорее увидеть… .
Технологические операции создания ситуаций успеха
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Подчеркнуть индивидуальные успехи можно следующим образом:
высокая оценка детали
– Тебе особенно удалось это задание.
– Больше всего мне в твоей работе понравилось… .
– Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Причина: учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.
Дифференцированное обучение
Задача учителя: дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Преимущества:
позволяет каждому ученику работать в приемлемом для него темпе
Дифференцированное обучение
даёт возможность ребёнку справиться с заданием
способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Особенности:
создание разноуровневых групп
Дифференцированное обучение
группы создаются на всех этапах обучения
для каждой группы педагог подбирает содержание обучения, которое соответствует уровню обученности учащихся и их потребностям
Дифференцированное обучение
создание разноуровневых групп
группа
«слабых»
группа
«средних»
группа
«сильных»
объяснение материала учителем
выполнение задания на применение изученного материала
Дифференцированное обучение
творческое задание
группа
«сильных»
на установление межпредметных связей
на поиск вариантов решения
на расширение кругозора
Творческие задания
на сравнение и сопоставление
исследовательского характера
Дифференцированное обучение
творческое задание
группа
«сильных»
задание с элементами творчества
группа
«средних»
работа под руководством учителя
работа под руководством учителя
группа
«слабых»
Дифференцированное обучение
создание разноуровневых групп
каждый ученик ситуации имеет возможность работать в меру своих способностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от деятельности
учащиеся начинают комплексовать и чувствовать неуверенность в своих силах, т.к. не могут выполнить более сложные задания
При дифференциации обучения очень важно учитывать психологическое состояние каждого ученика.
При делении класса на группы необходимо каждому обучающемуся объяснить причину определения его в ту или иную группу. Ученикам также следует определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень.
Дифференцированное обучение
выбор содержания, методов и форм обучения
готовит различные варианты задания
информирует о разной степени сложности заданий
предлагает каждому учащемуся выбрать задание, с которым он справиться
Подготовка ученика к выбору задания
- У ученика должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам.
- В процессе воспитательной работы ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, кто работает на пределе своих возможностей.
Дифференцированное обучение
выбор содержания, методов и форм обучения
Метод изучения материала
помощь учителя
я разберусь сам
мне поможет товарищ
Дифференцированное обучение
выбор содержания, методов и форм обучения
Форма обучения
в группе
индивидуально
в паре
Дифференцированное обучение
выбор содержания, методов и форм обучения
при систематической работе способствует выработке способности не теряться в ситуации выбора и объективной оценке своих возможностей
- неадекватная оценка своих
сил и возможностей учащимися;
- желая получить более высокую отметку, ученик выбирает задание, с которым не может справиться
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Принцип: « Одна голова хорошо, а две лучше», «Что одному не под силу, то легко коллективу.
Коллективные
формы обучения
Задача учителя: дать возможность учащимся почувствовать уверенность в собственных силах и успешно справиться с заданием.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Особенности:
Коллективные
формы обучения
работа в парах
постоянного и сменного состава
групповая форма работы
(группы и микрогруппы)
коллективная форма работы
Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.
Построение урока в школе имеет в своей основе сообщение учителем нового материала, рассчитанный на запоминание учениками. Ученик должен обладать хорошо развитой памятью, быть способен к произвольному запоминанию, которое формируется к концу младшего школьного возраста. Поэтому половина обучающихся не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения
Сочетание
репродуктивных,
проблемно-поисковых,
творческих
методов
обучения
учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи
разрешение проблемной ситуации повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке
Система методов создания ситуации успеха на уроке
ориентирован на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя
Метод проектов
проекты могут выполняться учащимися как индивидуально, так и группами
при работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников.
Метод проектов
- развивается активная позиция ученика в учебной деятельности;
- совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности;
- повышается уверенность в себе;
- формируется мотивация деятельности, что даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость присутствия в ней компонента мотивации.
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха
Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим.
Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.
Использовать дифференцированную систему оценок: поощрительная за старание, усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ.
Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы.
Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!