Современный урок географии в условиях реализации ФГОС.
"Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдём у детей завтра"
Джон Дьюи.
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы.
Целью современного урока является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности.
Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова — актуальный и действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.
Различные формы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.
На уроках целесообразно активно использовать современные средства информационных компьютерных технологий: - демонстрация материалов, наглядных пособий и карт; - показ географических процессов; - геоинформационное обучение; - проверка знаний; - самостоятельная работа обучающихся. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу.
Практическую направленность можно реализовать различными способами:
1. Задания в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем .
2. Выполнение учениками опережающего домашнего задания. Работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.
3. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета
4. Работа эколого-географического лектория. Развивается память, культура речи, коммуникабельность, умение отстоять свою точку зрения.
5. Проведение собственных исследований, определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация.
Может быть организована работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний в форме учебного практико-ориентированного проекта.
Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
Игровые формы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.
На основании опыта работы многих учителей можно отметить возможности современного урока географии:
в осмыслении учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы;
в стремлении оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрении и поддержке минимальных успехов;
в планировании коммуникативных задач урока; в принятии и поощрении, выражаемую учеником собственной позиции;
в создании атмосферы сотрудничества, психологического комфорта.
Современный урок географии- это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.