СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Социальный проект "Сохраняя традиции" как средство сплочения коллектива второклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Здесь вы можете ознакомиться со статьей "Социальный проект "Сохраняя традиции" как средство сплочения коллектива второклассников". В данной статье рассматривается понятие социального проекта, его место и роль в системе начального общего образования, а также описывается его применение  в коллективе обучающихся второго класса. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Социальный проект "Сохраняя традиции" как средство сплочения коллектива второклассников"»

Слипченко Кристина Сергеевна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Родоманская Елена Игоревна.



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ»

КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается понятие социального проекта, его место и роль в системе начального общего образования. Авторами приводится описание социального проекта, определение его теоретической и практической значимости. Описывается применение социального проекта в коллективе обучающихся второго класса.

Ключевые слова: Социальный проект, проектная деятельность, личностное воспитание, начальное общее образование.

В системе начального общего образования личность ребенка выступает на первое место. Гармонично развитая личность формируется как за счет семьи, так и образовательного учреждения. Образовательное учреждение закладывает многие качества личности, в особенности трудолюбие, умение находиться в коллективе, взаимодействовать в социуме. Развить данные качества в обучающихся также возможно посредством социального проекта.

Актуальность данного исследования также заключается в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования третьего поколения. Новые государственные стандарты требуют от образовательных учреждений реализовывать новые подходы в образовании и воспитании, соответствующие стремительно развивающемуся обществу [1]. Обратившись к личностным результатам, обучающиеся должны иметь первоначальные представления о человеке как члене общества, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; уметь проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность. Овладевая коммуникативными УУД, обучающиеся должны уметь принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.

Социальный проект может выступать метапредметным компонентом образовательной системы, развивающим умения и навыки обучающегося, приобщая его к ценностям общества.

Под социальным проектом в данной работе понимается проектная деятельность обучающихся социальной направленности. Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта. Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей [2]. В рамках начального общего образования проектная деятельность подразумевает совместную разработку решения. Это означает, что проектная деятельность преимущественно групповая с поддержкой учителя на каждом этапе. Данный вид образовательной деятельности соответствует современным образовательным стандартам, практически полезен в образовательной системе.

Социальная направленность проектной деятельности позволяет реализовать воспитательный компонент. Так, через реализацию проекта обучающиеся не только приобретают знания и навыки, но и развивают моральные качества через решение насущных проблем общества. Целью данного исследования выступает создание социального проекта «сохраняя традиции» для развития знаний и личности обучающихся. Для выполнения цели были реализованы следующие задачи:

  1. Провести анализ социальных проектов в системе начального общего образования;

  2. Создать план реализации социального проекта;

  3. Провести практическое исследование совместно с обучающимися второго класса МАОУ СШ №137

  4. Оценить эффективность проведенного исследования.

Практической площадкой выступило МАОУ СШ №137. Практическое исследование проводилось во 2 «Б» классе. Сроки исследования: 11.2022 - 05.2023 (реализуется в настоящее время).

На основе анализа сети интернет нам удалось выявить ряд социальных проектов и систематизировать их. Так, мы можем разделить проекты обучающихся начального общего образования на 2 категории: длительные и краткосрочные. Среди длительных проектов наиболее популярна постановка спектакля для ветеранов, сбор ресурсов для пожертвований на благо социально незащищенных слоев населения и/или помощи животным, уборка территории или сбор отходов для последующей переработки. Так, в МАОУ СШ №81 города Красноярска, среди 1-4 классов действует волонтерская организация, принимающая ресурсы для помощи собачьему приюту. Обучающиеся, совместно с педагогами и волонтерами из основной школы готовят плакаты с информацией о потребностях приюта, собирают вещи или продукты питания, участвуют в уборке приюта по согласованию с родителями. Ключевым в данном проекте выступает деятельность самих обучающихся. Помимо самих ресурсов, обучающиеся в рамках классных часов предпринимают действия для улучшения жизни приюта: создание плакатов с нужной информацией, уборка территории, оказание внимания питомцам и пр. Все это позволяет обучающимся развить в себе чуткость и понимание проблем животных, внести свой активный вклад в решение социальных проблем. Мы можем привести пример длительного социального проекта МАОУ Лицей №3 среди обучающихся 4-х классов, направленный на решение экологических проблем. Обучающиеся в каждом классе создают специальные контейнеры посредством групповой работы: контейнер для сбора батареек; контейнер для пластиковых бутылок; контейнер для крышек. Далее, каждая группа в рамках классного часа готовит выступление о пользе переработки. В течении года, обучающиеся активно собирают материал и при помощи родительского комитета, собранные отходы отправляются в ближайшее место для переработки. Среди краткосрочных проектов доминирует проектная деятельность в рамках предмета, имеющая социальную направленность. Так, это может быть создание скворечников, проведение небольших сборов и разовых акций, создания материалов для последующей отправки [3-5]. На основании проанализированной нами информации о деятельности образовательных учреждений, мы можем сделать вывод, что социальные проекты достаточно популярное направление. Его популярность объясняется практической пользой для обучающихся, поскольку позволяет не только развить умения, навыки и приобрести знания, но внести вклад в развитие общества, что достаточно важно для формирования личности.

Проанализировав социальную проектную деятельность, был составлен технический план проекта, включающий в себя элементы длительного и краткосрочного типов, за счет проведения шести под-проектов. Так, запланирована серия мероприятий, приуроченная к праздничным датам. Согласно плану, поэтапно реализуется шесть мероприятий: «День добра»; «Любовью материнской мы согреты»; «Герои среди нас»; «Праздничный букет»; «Пасха радость нам несет»; «Ваш подвиг жив и вечен». Мероприятия построены в единой логике, направленные на решение социальных проблем и развитии чувства патриотизма к культуре родной страны. На данный момент реализовано 4 мероприятия. Мероприятия построены по принципу увеличения самостоятельности обучающихся при выполнении проекта для каждого из этапов, обратной связи обучающихся и родителей, адекватной оценки возможностей. Далее будет представлено описание каждого из мероприятий.

«День добра» – проект, приуроченный ко дню толерантности, направленный на развитие таких качеств личности как бережное отношение к жизни каждого человека, щедрость, забота о обществе. Для реализации данного проекта была привлечена КГБУК «Красноярская краевая спецбиблиотека», как площадка для проведения мероприятия, в рамках сотрудничества организаций. Обучающиеся в рамках проекта прослушали небольшую установочную лекцию, благодаря которой было сформировано представление о предстоящей деятельности. Перед посещением, обучающимся было предложено пожертвовать книги в библиотечный фонд. Обучающиеся с энтузиазмом пожертвовали книги, понимая важность данного действия как для учреждения, так и для благополучателей организации. В рамках проекта, обучающимся было предложено решить проблему просвещения молодежи о важности добра в повседневной жизни. Обучающиеся самостоятельно выдвинули гипотезу о том, что создание плаката может напомнить другим детям о значении добрых дел. Так, распределившись на группы, обучающиеся самостоятельно выбрали направление и создали по плакату, посвященному различным добрым делам, в их числе: хорошие манеры; уважение к старшим; уважение к одноклассникам; бережливость к книгам. После реализации, обучающиеся прошли небольшой опрос, в котором необходимо было оценить свои эмоции по поводу мероприятия, свой вклад и общее впечатление. 82% обучающихся оценили свой вклад как значимый, 18% хотели бы совершить больше в рамках мероприятия. Все участники высказали позитивное впечатление. Опрос родителей после мероприятия показал то, что все высказались за пользу данного проекта для их детей.

«Любовью материнской мы согреты» – проект, посвященный дню матери. В рамках проекта, обучающиеся в группах создали плакаты, в которых каждая буква была позитивным впечатлением о собственной матери. Сам плакат выполнен в стиле азбуки. Обучающиеся самостоятельно принимали решение о декоративных элементах и распределении букв. Предварительно, обучающимся было предложено выучить стихотворение для мамы. 64% подготовили задание. Совместно со всеми участниками, был организован классный уголок, украшенный плакатами, где подготовленные обучающиеся зачитали стихи на камеру, что в дальнейшем было оформлено как поздравительное видео. В рамках проекта была решена проблема поздравления матери и признания ее трудов со стороны обучающихся. Результаты опроса показали, что мероприятие вызвало позитивные эмоции у большинства обучающихся и искреннюю радость родителей.

«Герои среди нас» – проект, посвященный важности современных событий. В рамках проекта обучающимся было рассказано о современных проблемах российских солдат. Обучающиеся определили, что наилучший способ показать свою солидарность состоит в оформлении письма, с благодарностью за труд на передовой. Работая в группах, обучающиеся оказывали помощь друг другу в оформлении письма. Письма были собраны и отправлены на фронт почтой, что позволило обучающимся выразить свою поддержку и поучаствовать в значимых событиях для страны. Опрос показал позитивное отношение к мероприятию со стороны обучающихся и их родителей.

«Праздничный букет» – проект, посвященный празднику 8 марта. Данный проект в отличии от остальных проходил три дня, поскольку требовал больших усилий от коллектива и от обучающихся индивидуально. В рамках проекта была озвучена проблема, согласно которой класс не может провести поздравительный концерт в рамках праздника в стенах образовательного учреждения. Обучающиеся, ссылаясь на опыт предыдущих проектов, предложили создать поздравительное видео и отправить его родителям. Для реализации данной идеи было предложено прочитать стихи, спеть песню, показать фокусы, провести спортивную разминку и озвучить загадки. Все идеи предлагали обучающиеся на основе собственных талантов и возможностей. После проработки идеи, были разобраны роли для каждого обучающегося в концерте. В следующий день проекта была репетиция, и в финале происходила запись концерта. Обучающиеся предприняли большой объем самостоятельных усилий для данного проекта, что было высоко оценено родителями.

«Пасха радость нам несет» – проект, направленный на сохранение русских праздничных традиций. В рамках проекта планируется объяснение значения пасхи для общества и для российской семьи в целом. Обучающимся будет предложено найти решение проблемы традиционных народных украшений и оформить вместе с родителями пасхальные яйца к празднику, а также рассказать о своих семейных традициях празднования.

«Ваш подвиг жив и вечен» – проект, посвященный празднованию 9 мая. В рамках проекта планируется виртуальная экскурсия в музей «Мемориал победы» для знакомства с экспонатами, демонстрирующими подвиг советских солдат. Далее, обучающимся будет предложено решить проблему, направленную прежде всего на поиск информации. При помощи ресурсов сети интернет и родителей обучающихся, им предстоит узнать, в честь каких военных героев двадцатого века названы улицы Красноярска. Итоговым продуктом выступит создание видео о героях прошлых лет.

Стоит отдельно отметить что перед реализацией каждого проекта был проведен инструктаж, все проблемы, цели и пути решения формировались совместно с обучающимися. По окончании каждого из проектов была проведена обратная связь через устный опрос и анкетирование. Мнение родителей изучалось через социальные сети с поддержкой классного руководителя.

Несмотря на то, что данный проект находится в стадии реализации, проведенные проектные мероприятия показывают эффективность социального проекта в образовании и воспитании. С каждым новым проектом обучающиеся демонстрируют большую сплоченность и самостоятельность при решении проблем, готовность к обратной связи. Благодаря данному проекту обучающиеся расширили свои знания и увидели разницу между днем матери и праздником 8 марта, приняли посильное участие в поддержке солдат, помогли государственной организации. Таким образом, мы можем сделать вывод о эффективности социального проекта в рамках обучения и воспитания. Итоговая оценка эффективности планируется посредством оценки групповых проектов в конце четвертой четверти.



Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Электронный ресурс: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 17.03.2023)

  2. Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1, Электронный ресурс: https://human.snauka.ru/2021/01/36070 (дата обращения: 06.03.2023).

  3. Социальные проекты в начальной школе, МАОУ СШ №34, Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/28/sotsialnye-proekty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 05.11.2022)

  4. Социальные проекты МАОУ СШ №12, Электронный ресурс: http://www.schule12.edusite.ru/doc/socialnye-proekty?page=1 (дата обращения: 19.12.2022)

  5. Социальные проекты Гимназии №498 г. Санкт-Петербурга, Электронный ресурс: https://gym498.ru/sistema-sotsialnykh-proyektov-shkola-semya-semey (дата обращения: 13.01.2023)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!