Слипченко Кристина Сергеевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель, Родоманская Елена Игоревна.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ»
КАК СРЕДСТВО СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ
Аннотация: В статье рассматривается понятие социального проекта, его место и роль в системе начального общего образования. Авторами приводится описание социального проекта, определение его теоретической и практической значимости. Описывается применение социального проекта в коллективе обучающихся второго класса.
Ключевые слова: Социальный проект, проектная деятельность, личностное воспитание, начальное общее образование.
В системе начального общего образования личность ребенка выступает на первое место. Гармонично развитая личность формируется как за счет семьи, так и образовательного учреждения. Образовательное учреждение закладывает многие качества личности, в особенности трудолюбие, умение находиться в коллективе, взаимодействовать в социуме. Развить данные качества в обучающихся также возможно посредством социального проекта.
Актуальность данного исследования также заключается в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования третьего поколения. Новые государственные стандарты требуют от образовательных учреждений реализовывать новые подходы в образовании и воспитании, соответствующие стремительно развивающемуся обществу [1]. Обратившись к личностным результатам, обучающиеся должны иметь первоначальные представления о человеке как члене общества, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; уметь проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность. Овладевая коммуникативными УУД, обучающиеся должны уметь принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
Социальный проект может выступать метапредметным компонентом образовательной системы, развивающим умения и навыки обучающегося, приобщая его к ценностям общества.
Под социальным проектом в данной работе понимается проектная деятельность обучающихся социальной направленности. Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта. Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей [2]. В рамках начального общего образования проектная деятельность подразумевает совместную разработку решения. Это означает, что проектная деятельность преимущественно групповая с поддержкой учителя на каждом этапе. Данный вид образовательной деятельности соответствует современным образовательным стандартам, практически полезен в образовательной системе.
Социальная направленность проектной деятельности позволяет реализовать воспитательный компонент. Так, через реализацию проекта обучающиеся не только приобретают знания и навыки, но и развивают моральные качества через решение насущных проблем общества. Целью данного исследования выступает создание социального проекта «сохраняя традиции» для развития знаний и личности обучающихся. Для выполнения цели были реализованы следующие задачи:
Провести анализ социальных проектов в системе начального общего образования;
Создать план реализации социального проекта;
Провести практическое исследование совместно с обучающимися второго класса МАОУ СШ №137
Оценить эффективность проведенного исследования.
Практической площадкой выступило МАОУ СШ №137. Практическое исследование проводилось во 2 «Б» классе. Сроки исследования: 11.2022 - 05.2023 (реализуется в настоящее время).
На основе анализа сети интернет нам удалось выявить ряд социальных проектов и систематизировать их. Так, мы можем разделить проекты обучающихся начального общего образования на 2 категории: длительные и краткосрочные. Среди длительных проектов наиболее популярна постановка спектакля для ветеранов, сбор ресурсов для пожертвований на благо социально незащищенных слоев населения и/или помощи животным, уборка территории или сбор отходов для последующей переработки. Так, в МАОУ СШ №81 города Красноярска, среди 1-4 классов действует волонтерская организация, принимающая ресурсы для помощи собачьему приюту. Обучающиеся, совместно с педагогами и волонтерами из основной школы готовят плакаты с информацией о потребностях приюта, собирают вещи или продукты питания, участвуют в уборке приюта по согласованию с родителями. Ключевым в данном проекте выступает деятельность самих обучающихся. Помимо самих ресурсов, обучающиеся в рамках классных часов предпринимают действия для улучшения жизни приюта: создание плакатов с нужной информацией, уборка территории, оказание внимания питомцам и пр. Все это позволяет обучающимся развить в себе чуткость и понимание проблем животных, внести свой активный вклад в решение социальных проблем. Мы можем привести пример длительного социального проекта МАОУ Лицей №3 среди обучающихся 4-х классов, направленный на решение экологических проблем. Обучающиеся в каждом классе создают специальные контейнеры посредством групповой работы: контейнер для сбора батареек; контейнер для пластиковых бутылок; контейнер для крышек. Далее, каждая группа в рамках классного часа готовит выступление о пользе переработки. В течении года, обучающиеся активно собирают материал и при помощи родительского комитета, собранные отходы отправляются в ближайшее место для переработки. Среди краткосрочных проектов доминирует проектная деятельность в рамках предмета, имеющая социальную направленность. Так, это может быть создание скворечников, проведение небольших сборов и разовых акций, создания материалов для последующей отправки [3-5]. На основании проанализированной нами информации о деятельности образовательных учреждений, мы можем сделать вывод, что социальные проекты достаточно популярное направление. Его популярность объясняется практической пользой для обучающихся, поскольку позволяет не только развить умения, навыки и приобрести знания, но внести вклад в развитие общества, что достаточно важно для формирования личности.
Проанализировав социальную проектную деятельность, был составлен технический план проекта, включающий в себя элементы длительного и краткосрочного типов, за счет проведения шести под-проектов. Так, запланирована серия мероприятий, приуроченная к праздничным датам. Согласно плану, поэтапно реализуется шесть мероприятий: «День добра»; «Любовью материнской мы согреты»; «Герои среди нас»; «Праздничный букет»; «Пасха радость нам несет»; «Ваш подвиг жив и вечен». Мероприятия построены в единой логике, направленные на решение социальных проблем и развитии чувства патриотизма к культуре родной страны. На данный момент реализовано 4 мероприятия. Мероприятия построены по принципу увеличения самостоятельности обучающихся при выполнении проекта для каждого из этапов, обратной связи обучающихся и родителей, адекватной оценки возможностей. Далее будет представлено описание каждого из мероприятий.
«День добра» – проект, приуроченный ко дню толерантности, направленный на развитие таких качеств личности как бережное отношение к жизни каждого человека, щедрость, забота о обществе. Для реализации данного проекта была привлечена КГБУК «Красноярская краевая спецбиблиотека», как площадка для проведения мероприятия, в рамках сотрудничества организаций. Обучающиеся в рамках проекта прослушали небольшую установочную лекцию, благодаря которой было сформировано представление о предстоящей деятельности. Перед посещением, обучающимся было предложено пожертвовать книги в библиотечный фонд. Обучающиеся с энтузиазмом пожертвовали книги, понимая важность данного действия как для учреждения, так и для благополучателей организации. В рамках проекта, обучающимся было предложено решить проблему просвещения молодежи о важности добра в повседневной жизни. Обучающиеся самостоятельно выдвинули гипотезу о том, что создание плаката может напомнить другим детям о значении добрых дел. Так, распределившись на группы, обучающиеся самостоятельно выбрали направление и создали по плакату, посвященному различным добрым делам, в их числе: хорошие манеры; уважение к старшим; уважение к одноклассникам; бережливость к книгам. После реализации, обучающиеся прошли небольшой опрос, в котором необходимо было оценить свои эмоции по поводу мероприятия, свой вклад и общее впечатление. 82% обучающихся оценили свой вклад как значимый, 18% хотели бы совершить больше в рамках мероприятия. Все участники высказали позитивное впечатление. Опрос родителей после мероприятия показал то, что все высказались за пользу данного проекта для их детей.
«Любовью материнской мы согреты» – проект, посвященный дню матери. В рамках проекта, обучающиеся в группах создали плакаты, в которых каждая буква была позитивным впечатлением о собственной матери. Сам плакат выполнен в стиле азбуки. Обучающиеся самостоятельно принимали решение о декоративных элементах и распределении букв. Предварительно, обучающимся было предложено выучить стихотворение для мамы. 64% подготовили задание. Совместно со всеми участниками, был организован классный уголок, украшенный плакатами, где подготовленные обучающиеся зачитали стихи на камеру, что в дальнейшем было оформлено как поздравительное видео. В рамках проекта была решена проблема поздравления матери и признания ее трудов со стороны обучающихся. Результаты опроса показали, что мероприятие вызвало позитивные эмоции у большинства обучающихся и искреннюю радость родителей.
«Герои среди нас» – проект, посвященный важности современных событий. В рамках проекта обучающимся было рассказано о современных проблемах российских солдат. Обучающиеся определили, что наилучший способ показать свою солидарность состоит в оформлении письма, с благодарностью за труд на передовой. Работая в группах, обучающиеся оказывали помощь друг другу в оформлении письма. Письма были собраны и отправлены на фронт почтой, что позволило обучающимся выразить свою поддержку и поучаствовать в значимых событиях для страны. Опрос показал позитивное отношение к мероприятию со стороны обучающихся и их родителей.
«Праздничный букет» – проект, посвященный празднику 8 марта. Данный проект в отличии от остальных проходил три дня, поскольку требовал больших усилий от коллектива и от обучающихся индивидуально. В рамках проекта была озвучена проблема, согласно которой класс не может провести поздравительный концерт в рамках праздника в стенах образовательного учреждения. Обучающиеся, ссылаясь на опыт предыдущих проектов, предложили создать поздравительное видео и отправить его родителям. Для реализации данной идеи было предложено прочитать стихи, спеть песню, показать фокусы, провести спортивную разминку и озвучить загадки. Все идеи предлагали обучающиеся на основе собственных талантов и возможностей. После проработки идеи, были разобраны роли для каждого обучающегося в концерте. В следующий день проекта была репетиция, и в финале происходила запись концерта. Обучающиеся предприняли большой объем самостоятельных усилий для данного проекта, что было высоко оценено родителями.
«Пасха радость нам несет» – проект, направленный на сохранение русских праздничных традиций. В рамках проекта планируется объяснение значения пасхи для общества и для российской семьи в целом. Обучающимся будет предложено найти решение проблемы традиционных народных украшений и оформить вместе с родителями пасхальные яйца к празднику, а также рассказать о своих семейных традициях празднования.
«Ваш подвиг жив и вечен» – проект, посвященный празднованию 9 мая. В рамках проекта планируется виртуальная экскурсия в музей «Мемориал победы» для знакомства с экспонатами, демонстрирующими подвиг советских солдат. Далее, обучающимся будет предложено решить проблему, направленную прежде всего на поиск информации. При помощи ресурсов сети интернет и родителей обучающихся, им предстоит узнать, в честь каких военных героев двадцатого века названы улицы Красноярска. Итоговым продуктом выступит создание видео о героях прошлых лет.
Стоит отдельно отметить что перед реализацией каждого проекта был проведен инструктаж, все проблемы, цели и пути решения формировались совместно с обучающимися. По окончании каждого из проектов была проведена обратная связь через устный опрос и анкетирование. Мнение родителей изучалось через социальные сети с поддержкой классного руководителя.
Несмотря на то, что данный проект находится в стадии реализации, проведенные проектные мероприятия показывают эффективность социального проекта в образовании и воспитании. С каждым новым проектом обучающиеся демонстрируют большую сплоченность и самостоятельность при решении проблем, готовность к обратной связи. Благодаря данному проекту обучающиеся расширили свои знания и увидели разницу между днем матери и праздником 8 марта, приняли посильное участие в поддержке солдат, помогли государственной организации. Таким образом, мы можем сделать вывод о эффективности социального проекта в рамках обучения и воспитания. Итоговая оценка эффективности планируется посредством оценки групповых проектов в конце четвертой четверти.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Электронный ресурс: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 17.03.2023)
Федосеева Л.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1, Электронный ресурс: https://human.snauka.ru/2021/01/36070 (дата обращения: 06.03.2023).
Социальные проекты в начальной школе, МАОУ СШ №34, Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/28/sotsialnye-proekty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 05.11.2022)
Социальные проекты МАОУ СШ №12, Электронный ресурс: http://www.schule12.edusite.ru/doc/socialnye-proekty?page=1 (дата обращения: 19.12.2022)
Социальные проекты Гимназии №498 г. Санкт-Петербурга, Электронный ресурс: https://gym498.ru/sistema-sotsialnykh-proyektov-shkola-semya-semey (дата обращения: 13.01.2023)