СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Школьная библиотека - центр развития информационной культуры младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В статье раскрывается значение информационной культуры школьника как одной из составляющих общей культуры личности, рассматривается её динамика в условиях информационного общества современной России.Описывается опыт работы школьной библиотеки МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина» г. Смоленска по формированию информационной культуры младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Школьная библиотека - центр развития информационной культуры младших школьников"»

Н.А. Якутина

Педагог – библиотекарь

МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина»

УДК 027.8

ББК 78.07+78.34(2)


Школьная библиотека – центр развития

информационной культуры учащихся младших классов


В статье раскрывается значение информационной культуры школьника как одной из составляющих общей культуры личности, рассматривается её динамика в условиях информационного общества современной России.Описывается опыт работы школьной библиотеки МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина» г. Смоленска по формированию информационной культуры младших школьников.

Ключевые слова: культура личности, информационная культура, школьная библиотека, младшие школьники, уроки информационной культуры.

N.A.Yakutin

Librarian MBOU "School № 13 named. E.D. Baltina"

The article reveals the importance of the information culture of the student as one of the components of the general culture of the individual, examines its dynamics in the conditions of the information society of modern Russia. Describes the experience of the school library MBOU "School № 13 named. E.D. Baltina ", Smolensk on the formation of information culture of younger students.

Key words: personality culture, information culture, school library, younger students, information culture lessons.


В условиях современного информационного общества России, где информации отводится большое значение, человек должен уметь использовать различные информационные ресурсы и методики поиска. Для свободнойориентации винформационном потоке необходимо обладать информационной культурой, являющейся одной из составляющих общей культуры личности.

Уровень культуры обращения с информацией зависит от общего уровня культуры человека, а определяется во времени и пространстве под воздействием внутренних и внешних процессов.Для более детального изучения динамики этого явления был введен термин «Информационная культура».

Информационная культура – совокупность системных сведений об основных методах поиска и получения информации, умениях и навыках применения её на практике [1].

Работа библиотек в этом направлении берет свое начало с XVI века, с появлением в первых печатных книг, когда особое внимание стало обращаться на необходимость обучения читателей навыкам поиска информации.

В 1990-е годы с увеличением в библиотечных фондах новых видов документов (аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий), активного внедрения Интернета в программу по обучению библиотечно-библиографическим знаниям были внесены изменения. Учащимся стали прививаться навыки работы с информацией на нетрадиционных носителях, поиска информации в удаленных информационных ресурсах.

Формирование информационной культуры школьников сегодня –это одна из основных задач современного образования, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках реализации ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования второго поколения.

Неоценимую роль в формировании информационной культуры младших школьников оказывает школьная библиотека. Она представляет собой одно из начальных звеньев в цепи образования. Сейчас школьная библиотека получает уникальный шанс поднять свой престиж за счет превращения в библиотечно-информационный центр, в котором учащиеся получают возможность овладеть знаниями и умениями организации поиска и переработки информации.

Библиотечные уроки, или уроки информационной культуры, как их сейчас принято назвать, проводимые в начальной школе, дают свои результаты. Ребята, которые регулярно посещают библиотеку, становятся самостоятельными, умеют ориентироваться в фондах открытого доступа, подбирать себе нужную литературу, имеют представление о справочно-библиотечном аппарате библиотеки [3, с. 27-28].

Основной задачей школьной библиотеки МБОУ «Средняя школа № 13 им. Э.Д. Балтина» г. Смоленска(далее - школьная библиотека) является повышения уровня информационнойграмотности и формирование информационной культуры учащихся 1-4 классах в рамках занятий внеурочной деятельности по направлению «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьников».

Данные занятия позволяют полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создают более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с детьми применяются разнообразные формы и методы работы: беседы, рассказы, лекции, обзоры, практические занятия, игровые моменты, видеоматериалы, презентации.

Школьная библиотека тесно сотрудничает с библиотекой-филиалом № 4 МБУК «ЦБС» города Смоленска и Смоленской областной библиотекой для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова. Совместная работа включает в себя знакомство с правилами пользования библиотекой и расстановкой библиотечного фонда, знакомство со структурой книги, овладение навыками работы со справочно-поисковым аппаратом библиотеки.

Каждый год для учеников 1-4 классов в сентябре проводятся экскурсии в библиотеки.

Для первоклассников первое знакомство со школьной библиотекой начинается с игры-путешествия «Путешествие в Книгоград» [2]. Большую помощь при проведении первого занятия оказывают красочно оформленные, иллюстрированные выставки детских книг и журналов для детей, видеоролик о первых библиотеках и древних книгах.

Дальнейшее путешествие первоклассников по «книжному дому» проходит в увлекательной игровой форме на базебиблиотеки-филиала № 4 МБУК «ЦБС» города Смоленска.

Учащиеся 4-х классов побывали на экскурсии в Смоленской областной библиотекой для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова. Во время экскурсии ребята не только познакомились с историей библиотеки, её фондами, работой отделов, но и проследили путь передвижения книги: от поступления в библиотеку до использования в отделе обслуживания.

В преддверии празднования Дня школьных библиотек 28 октября школьная библиотека совместно библиотекой-филиалом № 4 МБУК «ЦБС» города Смоленска провела День дублера «Я - библиотекарь»[2]. Ученики 3 А класса с большим удовольствием приняли участие в данном мероприятии и на 1 час превратились из обычных читателей в библиотекарей. За это время они провели экскурсию по библиотеке для своих одноклассников. Познакомили с такими понятиями, как «алфавитный», «систематический» и «электронный» каталоги, рассказали об их предназначении и показали, как ими пользоваться, обслуживали своих одноклассников на абонементе и в читальном зале, помогли подобрать по читательскому запросу нужную литературу; провели обзор книжной выставки «Будь другом интересных книг», на которой представлены новинки отечественных и зарубежных книгдля детей и подростков, поступивших в библиотеку и развлекательную программу с разгадыванием заданий на библиотечную тематику.

Имея бесплатный доступ к сети Интернет и совершенствуя методику работы с информацией, библиотека становится информационным центром.На одном из занятий учащиеся 2 класса в форме игры познакомились с информационно-поисковой системой библиотеки-филиала № 4 МБУК «ЦБС» города Смоленска. В качестве задания одной группе предстояло найти в фонде библиотеки по карточке алфавитного каталога сказку Феликса Зальтена «Бемби», а второй группе в электронном каталоге найти ближайшею библиотеку, где имеется эта книга. Ребята с поставленной задачей справились без ошибок.

В целом в разработанных и проводимых уроках информационной культуры для учащихся младших классов МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина» выстроена система формирования информационной культуры учащихся, позволяющая шаг за шагом вводить их в современный информационный мир.Анализ работы школьной библиотеки с младшими школьниками позволяет сделать вывод, что библиотека ведет постоянное совершенствование форм и методов работы с учащимися по формированию информационной культуры. Ориентируясь на современную ситуацию, она выбирает те или иные формы работы, которые считает наиболее целесообразными в конкретных условиях.

Как показывает практика, сегодня многие школьные библиотеки объединяют информационную, образовательную и библиотечную деятельность. В связи с этим актуальной становится работа по обучению пользователей овладению современными информационно-коммуникативными технологиями, без которых невозможно не только представить наше будущее, но и сегодняшнюю современную библиотеку.

Таким образом, в условия современного общества России деятельность школьных библиотек по формированию информационной культуры учащихся, с одной стороны, учитывает многолетние традиции, а с другой стороны, постоянно совершенствует формы и методы работы.

Литература

1. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности в условиях развития информационного общества и общества знаний / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. – 2008. – № 10. – С. 18–22.

2. Официальный сайт МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school13.smoladmin.ru(Дата обращения: 18.04.2019).

3. Столова О.Г. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / О.Г. Столова // Школьная библиотека. – 2018. – №12. – С. 27-28.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!