СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ С ОПИСАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ НА ТЕМУ: «Освоение технологии создания компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка СПО в условиях ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенция  в области языка – способность обучающихся использовать языковые знания, умения, навыки в различных жизненных речевых ситуациях.

Я остановилась на компетентностно-ориентированных заданиях как на одном из технологических инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ С ОПИСАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ НА ТЕМУ: «Освоение технологии создания компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка СПО в условиях ФГОС»»

Новобурасский филиал

ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»







СТАТЬЯ

С ОПИСАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ НА ТЕМУ:

«Освоение технологии создания компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка СПО в условиях ФГОС»



Участник конкурса Шалакова Ольга Васильевна

Новобурасский филиал ГАПОУ СО

«Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»

преподаватель русского языка и литературы

Целевые группы обучающихся:

обучающиеся 1-4 курсов

по специальности Повар, кондитер.





2023



Ведение. Требование новых государственных стандартов

Главная конечная цель образовательного процесса в СПО - воспитание компетентного человека. Государственный образовательный стандарт ориентирует преподавателя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

Компетенции на уроках русского языка

Компетенция в области языка – способность обучающихся использовать языковые знания, умения, навыки в различных жизненных речевых ситуациях.

Я остановилась на компетентностно-ориентированных заданиях как на одном из технологических инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка.

Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций.

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных типах жизненных ситуаций и необходимые каждому члену современного общества. Компетентностный подход изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время обучающийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.


2


Требования к проведению компетентностного урока

1.Учебный материал отличается проблемностью.

2.Создание ситуаций, которые могут быть жизненно необходимы для обучающегося, которые найдут отражение в социальном опыте.

3.Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, которые приближены к реальности.

4.Учебная деятельность должна иметь исследовательский характер.

5.Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у обучающихся.

6.Самостоятельное добывание знаний обучающимися .

7.Дети осуществляют самооценку учебной деятельности.

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку.

КОЗ можно применять на любых уроках, в нашем случае это уроки русского языка.

Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся, а именно информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной.

От обычного задания КОЗ отличается тем, что обучающемуся предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего студента безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Формирование ключевых компетентностей посредством компетентностно-ориентированных заданий позволяет реализовать компетентностный подход на уроках русского языка.


3


Часто одно и то же задание способствует созданию условий для формирования нескольких ключевых компетенций.

Таким образом, можно выделить следующие признаки компетентностно-ориентированного задания:

1.имитация жизненной ситуации;

2.обучающий характер, адаптация к возрастному уровню обучающихся;

3.выход за рамки одной образовательной области;

4.часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что обучающиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.


Структура КОЗ выглядит следующим образом.

1. Введение в проблему, стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой). Стимул мотивирует обучающегося на добросовестную работу. Работа со стимулом в начале урока позволяет обучающимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения. При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной


4


ситуации), по моему мнению, является наиболее сложным при конструировании.

2. Формулировка задания:

– текст задания должен начинаться с глагола;

– в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать. Задачная формулировка точно указывает на деятельность обучающегося.

3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания. Это информация, необходимая для решения данной задачи. При конструировании КОЗ в специальной графе указывается источник информации: страницы учебника, словари, памятки.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания, дается модельный ответ). Модельный ответ, то есть образец ответа, позволяет организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

5. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения.

При конструировании КОЗ учитывается, что каждое задание имеет собственную технологию оценивания. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, обучающиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения.

6. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке. Первоначально вся работа с КОЗ проводилась в тетрадях, затем предлагалось часть работы выполнять на специально подготовленных бланках, особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками. Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку обучающимся.


5


Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают обучающимся быть успешными в учебном процессе.

Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий

  • деятельностная составляющая;

  • предметные умения;

  • умения работать с информацией;

  • исследовательские умения.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Компетентностно-ориентированных заданий в учебниках и дидактических пособиях немного. Поэтому для реализации компетентностного подхода через КОЗ единственным выходом для преподавателей СПО является составление заданий самим. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. (Приложения 1-6).

Заключение. Результат деятельности

В ходе работы обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.

Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех обучающихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний обучающихся. В-пятых, студенты самостоятельно приобретают конкретные умения, навыки учебной и мыслительной деятельности.

6


Литература для студентов

1.Криволапова Н.А., Шаврина О.Г., Важенина Н.Г. Компетентностно-

ориентированные задания по русскому языку: сборник для образовательных учреждений.

Курган, 2019.

2.Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку. Методический конструктор. 5-11 классы. Москва.2019г.


Литература для преподавателя

1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2021. - №4. - С. 89-94.

2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова - Педсовет.org. - 2021. - 31 августа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 3843/Itemid, 118/, свободный.

3. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2019. - №3. - С. 86-92.

4. Веденина, В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti, свободный.

5. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.

6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2019. - №2. - С. 42-47.

7. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2019. - №5. - С. 28-35.

8. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. - 2018. - №8. - С. 12-16.

9. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2021г.





7



Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку



Приложение 1

КОЗ № 1


Компетентность: информационная (аспект: первичная обработка информации).

Стимул. Ты находишься на экскурсии в Москве с группой туристов, которые допускают много ошибок при употреблении личных местоимений.

Задачная формулировка. Найди ошибки в речи туристов и внеси в таблицу исправленный вариант.

Источник информации.

Мы стоим у храма Василия Блаженного. Возле его собралась целая толпа. Подошли опоздавшие. Экскурсовод обратился к им с просьбой – не опаздывать. Один ихний друг извинился. Храм Василия Блаженного был изумителен. После его мы пошли смотреть смену караула. Четко и чинно маршировали солдаты. Мы постояли около их и пошли дальше.

Бланк для выполнения задания

Речь туристов

Исправленный вариант

Мы стоим у храма Василия Блаженного. Возле его собралась целая толпа. Подошли опоздавшие. Экскурсовод обратился к им с просьбой – не опаздывать. Один ихний друг извинился. Храм Василия Блаженного был изумителен. После его мы пошли смотреть смену караула. Четко и чинно маршировали солдаты. Мы постояли около их и пошли дальше.


Инструмент проверки

Речь туристов

Исправленный вариант

Мы стоим у храма Василия Блаженного. Возле его собралась целая толпа. Подошли опоздавшие. Экскурсовод обратился к им с просьбой – не опаздывать. Один ихний друг извинился. Храм Василия Блаженного был изумителен. После его мы пошли смотреть смену караула. Четко и чинно маршировали солдаты. Мы постояли около их и пошли дальше.

Мы стоим у храма Василия Блаженного. Возле него собралась целая толпа. Подошли опоздавшие. Экскурсовод обратился к ним с просьбой – не опаздывать. Один их друг извинился. Храм Василия Блаженного был изумителен. После него мы пошли смотреть смену караула. Четко и чинно маршировали солдаты. Мы постояли около них и пошли дальше.

Инструмент оценивания: критерии оценивания

Найдено 5 ошибок - отметка «5»

Найдено 4 ошибки – отметка «4»

Найдено 3 ошибки – отметка «3»

Найдено 2 ошибки – отметка «2»




8



Приложение 2



КОЗ № 2


Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: Орфограммы в корне слова.

Введение в проблему

Ваша мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата.

Формулировка задания

Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

Худ абед, коли хлеба нет.

Красна рика биригами, абед-пирагами.

Линиваму всигда празник.

Источник информации

Орфографический словарь.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Худ обед, коли хлеба нет.

Красна река берегами, обед - пирогами.

Ленивому всегда праздник.

Критерии оценивания

Каждая найденная ошибка – 1 балл.

Максимальное количество - 10 баллов





Приложение 3



КОЗ № 3

Формирование информационной компетенции, компетенции разрешения проблем

Тема: Строение слова

Введение в проблему

Толя решил принять участие в интеллектуальной игре. Одно задание вызвало у него трудность. Помоги Толе найти нужные слова.

Формулировка задания

Запиши слова, которые спрятались в других словах.

Источник информации

-Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ.

-Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Подснежники

Молодцы

Загородка

Дворовый

Критерии оценивания

За каждое слово 1 балл Максимальное количество- 4 балла





9



Приложение 4


КОЗ № 4


Формирование коммуникативной компетенции, компетенции разрешения проблем

Тема: Орфография (Орфограммы в корнях слов, ь после шипящих, употребление ь

и ъ, не с глаголами, написание -тся и -ться)

Введение в проблему

Пятиклассник Толя Иванов быстро списал предложения, потому что торопился на футбол. В тетрадь заглянула мама и ахнула. Почему?

Формулировка задания

Исправь допущенные Ивановым ошибки. Дай совет Толе Иванову.

1)На небе ярко свитило сонце.2) Голупка вспорхнула и улитела.3) Серая мыш убежала в норку.4)Мама шйет мне платье.5) Я немог писать. 6) Группа отправляеться в поход.

Источник информации

Опорные таблицы по теме: орфограммы в корнях слов, ь после шипящих, употребление ь и ъ , не с глаголами, написание -тся и

-ться

Форма предъявления

(модельный ответ)

1)На небе ярко светило солнце.2) Голубка вспорхнула и улетела. 3) Серая мышь убежала в норку.4)Мама шьет мне платье.5) Я не мог писать.6) Группа отправляется в поход.

Критерии оценивания

За каждое предложение – 1 балл

Максимальное количество баллов - 6






























10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!