СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Региональный ресурсный центр - как элемент развития современной модели региональной системы инклюзивного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсный центр рассматривается как структурное подразделение школы, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, учебной и методической литературы и др.)

Просмотр содержимого документа
«Статья «Региональный ресурсный центр - как элемент развития современной модели региональной системы инклюзивного образования»»

Воецкая Лариса Михайловна, ОГКОУШ № 39, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, [email protected]



«Региональный ресурсный центр как элемент развития современной модели региональной системы инклюзивного образования»

В настоящее время осуществляется активный поиск способов разрешения проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, которые позволили бы осмыслить его специфику. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» заданы однозначные ориентиры для организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ): инклюзивное образование, адаптированная основная общеобразовательная программа, индивидуальный учебный план и др.  Для правильной организации инклюзии в системе образования России все большее внимание уделяется ресурсным центрам как координационным органам по усилению, объединению и использованию ресурсов системы образования. Основным принципом работы ресурсных центров является принцип партнерства.

Ресурс (от франц. ressource – вспомогательное средство) – «запас или источник чего-либо», «возможность для осуществления чего-либо», «средство, позволяющее с помощью определенных преобразований получить желаемый результат». Ресурсные центры рассматриваются как структурное подразделение школы, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, учебной и методической литературы и др.). Материальные, организационные и кадровые ресурсы центра в свою очередь призваны обеспечить эффективную организацию повышения компетентности  педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Деятельность ресурсных центров ориентирована на совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены на должном уровне отдельными образовательными организациями: повышение профессионального мастерства педагогических кадров, проведение диагностики и анализа педагогической деятельности, организация экспертизы общеобразовательных программ, осуществление консалтинга, ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований и др.

С целью обеспечения методической, экспертной и информационно-аналитической поддержки образовательных организаций Ульяновской области, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленной на повышение качества и обеспечения доступности образования указанной категории детей, социализации и интеграции их в общество, в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 22.12.2018 года № 2218-р, на базе ОГКОУШ № 39 в 2019 создан Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-РРЦ). РРЦ является структурным подразделением школы. Создание такого типа регионального ресурсного центра обусловлено задачами Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Современная школа» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по подготовке и формированию учителя инновационного типа, развитию у специалистов высокого уровня профессионально-педагогической компетентности.

В его структуру входят следующие подразделения: информационно-аналитическая служба, методическая служба, консультативно-диагностическая служба.

Деятельность РРЦ направлена:

- на формирование информационного пространства, разработку программно-методического обеспечения деятельности специалистов и служб в системе образования и сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Ульяновской области;

- на внедрение и распространение современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-на оказание методической, экспертной и информационно-аналитической поддержки образовательным организациям Ульяновской области, работающим с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), повышение качества сетевого взаимодействия между образовательными организациями и другими социальными структурами;

- на ведение инновационной, проектной деятельности по вопросам обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- на организацию обучения педагогических работников по использованию в практике работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) современных диагностических и коррекционно-развивающих методик, созданию специальных индивидуальных программ развития, эффективным методам оказания помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семьям.

Инновационные процессы в системе образования не могут получить полноценного развития без преемственной связи с богатым новаторским опытом. В этих условиях возникает и осознаётся потребность в обновлении профессионального инструментария, поиск и нахождение новых подходов, оригинальных конвенций и нетрадиционных образовательных технологий обучения детей и взрослых с ментальными нарушениями, в чем заключается миссия РРЦ, который представляет собой целостную андрагогическую систему по повышению компетенций педагогических работников, консультативному сопровождению с методической, экспертной и информационно-аналитической поддержкой образовательных организаций Ульяновской области, работающих с данной категорией обучающихся.

Сетевое взаимодействие - это одно из главных условий выстраивания отношений между образовательными организациями города, области и РРЦ.

В РРЦ сегодня можно воспользоваться методической базой видеоматериалов и методической литературой по использованию специальных форм, методов и приёмов работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), найти информационно – методические материалы, созданные в ходе инновационной деятельности на сайте ОГКОУШ № 39 в разделе «РРЦ», получить методическую помощь по разработке адаптированных основных общеобразовательных программ по предметам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учётом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей при организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ. Виды и формы методической помощи включают в себя проведение массовых и методических мероприятий для педагогических работников области: семинары, вебинары, стажерские площадки, мастер-классы, круглые столы с темами за 2020-2022 годы:

- «Информационно - консультативная роль регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- «Основные требования нормативно-правовых актов к организации промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- «Оценка достижений учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (далее-АООП) (вариант 2), с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и их особых образовательных потребностей»;

- «Измерение и оценка результатов освоения АООП (вариант 2) на основе индивидуального мониторинга базовых учебных действий и жизненных компетенций обучающихся»;

- «Моделирование и формирование предметно-пространственной среды специальной индивидуальной программы развития в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-ФГОС УО), в том числе учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития»;

- «Профстандарт «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»;

- «Нормативно - правовые аспекты реализации ФГОСО УО»;

- «Особенности проведения процедуры итоговой аттестации выпускников с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, в том числе тяжелыми, множественными нарушениями развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2) в соответствии с ФГОСО УО»;

- «Итоговая аттестация в форме выпускного экзамена по трудовому обучению выпускников, обучающихся по адаптированной образовательной программе»;

- «Ключевые требования к психолого – педагогической характеристике выпускника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- «Создание особого образовательного пространства в образовательной организации»;

- «Требования к результатам освоения АООП и адаптированных общеобразовательных программ (АОП)»

Формы работы ресурсного центра разнообразны: консультирование в он –лайн и офф-лайн форматах, работа виртуального методического кабинета, пополнение информационного банка данных и каталогов. В 2020-2022 году наиболее актуальными вопросами для инклюзивных школ Ульяновской области и г. Ульяновска были такие как:

- Нормативно-правовые документы реализации ФГОС УО;

- Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития;

- Разработка индивидуального учебного плана для обучающихся на дому;

- Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы обучения в образовательном учреждении;

- Проведение итоговой аттестации выпускников с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, в том числе тяжелыми, множественными нарушениями развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2), в соответствии с ФГОСО УО;

- Составление учебного плана образовательной организации для обучающихся по АООП вариант 1 и 2;

- Основные разделы психолого - педагогической характеристики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Система оценивания учащихся по АООП (вариант 2).

Консультации для родителей проводились по следующим направлениям:

- Основные трудности в воспитании и обучении детей-инвалидов;

- Детско-родительские взаимоотношения;

- Повышение мотивации к школьному обучению;

- Ребёнок с особыми образовательными потребностями;

- Личностно- профессиональное самоопределение подростков;

- Помощь ребенку в подготовке домашних заданий;

- Межличностные отношения с учащимися;

-Дальнейшее образование лиц старше 18-ти лет, в том числе профессиональное.

Ресурсный центр в своей деятельности опирается на нормативно-правовую базу системы образования, активно взаимодействует с другими региональными РРЦ области: Региональным ресурсным центром для детей с РАС, Региональным ресурсным центром по комплексному сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц, сопровождающих и Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития на базе центра лечебной педагогики Псковской области, который возглавляет Царев Иван Михайлович.

Развитие региональной системы образования будет успешным только на основе интеграции образовательных организаций в целях обеспечения доступности и качества образовательных услуг. В качестве обоснования важнейших функций РРЦ явилось исследование готовности специалистов различных образовательных организаций города и области к повышению профессиональной компетенции, что позволило сформировать социальный заказ для РРЦ. Анализ полученных данных показал, все участники мероприятий высоко оценили качество их проведения, заинтересовавшись представленными инновационными образовательными продуктами, практически все хотели бы создать свой инновационный продукт. Исследование показало, что РРЦ, созданный на базе ОГКОУШ № 39, является инновационным элементом системы повышения компетентности специалистов.

Таким образом, использование и передача  уникального опыта наших  педагогов и специалистов, собственной стратегии  и  тактики  осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в форме организации на  базе  нашей школы  РРЦ  позволяет создать  оптимальную образовательную  среду  для  учащегося с ОВЗ.








Список литературы


1.Акулова О.В. и др. Современная школа: опыт модернизации /под.ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.,2005.- 290 с.

2.Беткер, Л.М. Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Л.М. Беткер // Вестник угроведения. –2014. – № 3 (18) – С. 92-97.

3.Беткер Л.М. Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования/       Л.М. Беткер // Вестник угроведения. –2015.– № 3 (22) – С. 91-94.

4.Воронинив Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения – М., 2008.- 368с.

5.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон, [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. № 273-Ф3] / Департамент образования г. Москвы. – Москва: Школьная книга, 2013. – 240 с. – (Федеральный закон).

6.Тихонова А.Н. Ресурсные центры сферы образования России – М., 2004.- 315 с.





7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!