СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Реализация системы неформального дополнительного образования взрослых в библиотечно-информационном пространстве вуза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обоснована роль дополнительного образования в жизни современного человека, указаны уровни и задачи дополнительного образования в соответствии с федеральном законом «Об образовании», а также описана система реализации концепции неформального образования взрослых в условиях вузовской библиотеки.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация системы неформального дополнительного образования взрослых в библиотечно-информационном пространстве вуза"»

Лазарев Арсений Иннокентьевич


РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ФИНАНСОВОГО ВУЗА



Аннотация: в статье обоснована роль дополнительного образования в жизни современного человека, указаны уровни и задачи дополнительного образования в соответствии с федеральном законом «Об образовании», а также описана система реализации концепции неформального образования взрослых в условиях вузовской библиотеки.

Ключевые слова: дополнительное образование, неформальное образование взрослых, электронно-библиотечные системы, университетские библиотеки.

Опубликовано: Лазарев, А. И. Реализация системы неформального дополнительного образования взрослых в библиотечно-информационном пространстве финансового вуза / А. И. Лазарев // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей / Составитель С. С. Наседкина; Под редакцией Е. А. Куштым. – Вып. 12. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2023. – С. 282–284.


В современном мире с каждым годом возрастают требования к уровню образования и квалификации работников. Этот процесс обусловлен становлением, как во всем мире, так и в нашей стране информационного постиндустриального общества, в котором главной движущей силой становится производство знаний и информации для их дальнейшего использования в научно-техническом прогрессе.

Система повышения квалификации специалистов в наши дни переживает бурное развитие. Особенно активны в системе дополнительного профессионального образования частные образовательные учреждения, предлагающие невероятно широкий спектр образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Тысячи работников всех отраслей экономики получают образование по программам ДПО. Доступность курсов позволила совершенствовать знаний и укреплять профессиональные компетенции широкому кругу должностных лиц.

Следует отметить, что те процессы, которые мы сейчас наблюдаем, являются результатом реализации концепции непрерывного образования в жизни общества.

Согласно определению концепции федеральной целевой программ развития образования, непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества [4]. Несмотря на то, что данное определение было сформулировано достаточно давно, тем не менее, оно не потеряло своей значимости, а даже, наоборот, актуализировалось в текущий момент. Образование и самообразование в течение всей жизни субъекта трудовой деятельности – важная составляющая профессионального развития личности работника.

Статьи 75 и 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяют два направления:

1. Дополнительное образование детей и взрослых: направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [3, с. 99].

2. Дополнительное профессиональное образование, обеспечивающее реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. К обучению по программам ДПО допускают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование. Основная задача ДПО – удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [3, с. 100]. При успешном освоении образовательных программ и прохождении итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке установленного образовательным учреждением образца с обязательным занесением сведений о выданных документах в систему ФРДО.

В данном контексте речь пойдет о таком понятии, как неформальное дополнительное образование, которое реализуется системой вузовских библиотек, в частности, библиотекой Уральского филиала Финансового университета при Правительстве России.

Как отмечает Н. Н. Букина, «процессы непрерывного образования понимаются теперь не только как «учение длиною в жизнь» (lifelong learning), но и как «учение шириною в жизнь» (lifewide learning). Последнее акцентирует внимание на разнообразии видов образования – формальное, неформальное, информальное, которые сопутствуют любой сфере жизнедеятельности современного человека, т.е. профессиональной, досуговой и даже семейно-бытовой» [1, с. 81].

В этой связи, библиотека высшего учебного заведения, обладающая большим массивом информации на печатных и электронных носителях, может стать площадкой для неформального образования взрослого человека, будь-то студента, преподавателя или сотрудника. Подписка на электронно-библиотечные системы издательств, имеющаяся у многих вузов Челябинска и области, предоставляет доступ не только к обширным литературным коллекциям в цифровом формате, но и дает возможность бесплатного обучения в форме вебинаров, онлайн-курсов и т.д. Традиционные виды библиотечно-информационной работы также обеспечивают реализацию неформального образования.

Система дополнительного общеразвивающего образования в библиотеке Уральского филиала Финуниверситета имеет следующие направления (рис. 1):

  1. Самообразовательная деятельность пользователей библиотеки, реализуемая средства чтения учебной и научной литературы. Репертуар фонда библиотеки Уральского филиала представлен литературой по экономике, управлению и гуманитарным наукам. Библиотекарю при выполнении запросов читателей необходимо предложить широкий спектр изданий, хранящихся в библиотечном фонде, продемонстрировать литературу и ознакомить читателя с содержанием изданий. Специалисту требуется знать целевое читательское назначение разных видов изданий, используемых в зависимости от типа и целей информационных запросов. Например, при подготовке студентом реферативных учебных работ по определенной теме, лучше всего использовать конспекты лекций, учебники, учебные пособия, а при выборе читателем (например, преподавателя) книг для подготовки статьи или расширения профессионального кругозора по определенной теме, могут быть полезны монографии, статьи из журналов, сборники материалов научных конференций. Для личностного саморазвития студентов в библиотеке филиала сформирована коллекция учебной литературы по психологическим наукам.

Не менее полезным в выборе литературных источников могут послужить алфавитный и систематический каталоги, картотеки учета периодики, алфавитно-предметные указатели, предоставляющие информацию о составе фонда библиотеки с целью выбора литературы или использования библиографических описаний изданий, отраженных на каталожных карточках для своих публикаций.

  1. Образовательные ресурсы и услуги электронно-библиотечных систем, предоставляемые вузам по подписке. Электронно-библиотечная система – это вид электронной библиотеки, обязательный элемент электронной образовательный среды учреждения профессионального образования, представляющие собой базу данных учебной, учебно-методической, научной, справочной и художественной литературы, а также аудио- и видеоконтента учебного назначения, разработанный по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, с целью их использования в учебном процессе. Помимо доступа к литературе цифрового формата, многие электронно-библиотечные системы организуют вебинары, ознакомительные курсы, онлайн-классы для студентов и преподавателей на безвозмездной основе. Например, такие порталы электронно-библиотечных систем по централизованной подписке Финуниверситиета, как Юрайт, Znanium, Book.ru, Лань, Университетская библиотека Online системно проводят работу по организации вебинаров. В частности, электронно-библиотечная система «Юрайт» для всех желающих реализует ознакомительный курс «Современный студент», который включает увлекательные видеоуроки, раскрывающие вопросы самоорганизации и мотивация в учебе, современных технологий обучения, образовательных ресурсов, коммуникации и этики в образовательной среде, продолжения образования, карьеры и трудоустройства [2]. Многие из этих образовательных интернет-платформ предоставляют успешно освоившим программы курсов слушателям сертификаты участников.














Рисунок 1 – Структура дополнительного неформального образования

взрослых в условиях университетских библиотек


  1. Индивидуальная и массово-информационная работа с читателями – традиционные направления работы библиотек, которые реализуются в формате проведения групповых обзоров литературы по определенной теме (происходит информирование читателей о разнообразии литературного массива), организации книжных и виртуальных выставок (процесс ознакомления с изданиями определенной тематики для последующего чтения) и индивидуального консультирования у библиотекаря по вопросам работы с электронными образовательными ресурсами, методике составления библиографических списков и поиска источников.

По нашему мнению, все эти направления библиотечно-информационной работы можно отнести к организационно-педагогическим условиям, реализующим концепцию неформального общеразвивающего образования взрослых.

Необходимо отметить, что данные направления деятельности реализуется многими библиотеками вузов Челябинска, что подтверждает нашу мысль о потенциале университетских библиотек по организации неформального образования среди аудитории читателей.


Литература:

  1. Букина, Н. Н. Становление системы неформального образования взрослых / Н. Н. Букина // Человек и образование. – 2006. – № 7. – С. 81–85.

  2. Мы запустили новый бесплатный онлайн-курс «Юрайт – Академии» «Современный студент»! // Образовательная платформа «Юрайт»: официальный сайт. – Режим доступа: https://urait.ru/news/1458 (дата обращения: 28.09.2023).

  3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ / Главный редактор М. Ю. Пермяков. – Екатеринбург: Ажур, 2020. – 181 с. – (Законодательство Российской Федерации).

  4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 // Консорциум «Кодекс»: официальный сайт. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901965035 (дата обращения: 28.09.2023).



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!