СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие устной речи на уроках русского языка у студентов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения познавательная деятельность протекает на мыслительном уровне: выполнение письменных упражнений, чтение про себя, слушание преподавателя и т.д., что не способствует развитию собственной речи обучающихся.

Для студента необходима постоянная разносторонняя практика речи, чтобы преодолеть скованность, застенчивость и развить коммуникабельность, инициативность, способность переходить от ситуативного диалога к монологической речи.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие устной речи на уроках русского языка у студентов"»

Развитие устной речи на уроках русского языка у студентов.


Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ за последние годы по русскому языку позволяет сделать вывод о невысоком уровне развития связной речи у некоторой части выпускников общеобразовательных учреждений, техникумов и колледжей. Исходя из того, что подобный навык необходим не только для сдачи экзамена по русскому языку и литературе, но и для зачетов, экзаменов, публичных выступлений и т.п., где необходимы развернутые ответы на вопросы и эссе, решение проблемы становится особенно актуальным.

Современные образовательные стандарты предусматривают развитие коммуникативных универсальных учебных действий, овладение общими компетенциями, что включает в себя умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций.

Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической) и методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи обучающихся, нацеленной на развитие устной и письменной речи.

Развивать речь обучающихся - это значит использовать такие методы, которые делали бы ее более богатой, образной, точной, выразительной и логичной и уместной.

Важную роль в своей работе я отвожу развитии устной речи у студентов на уроках русского языка.

Какие же факторы играют важную роль в развитии устной речи?

В процессе обучения познавательная деятельность протекает на мыслительном уровне: выполнение письменных упражнений, чтение про себя, слушание преподавателя и т.д., что не способствует развитию собственной речи обучающихся.

Для студента необходима постоянная разносторонняя практика речи, чтобы преодолеть скованность, застенчивость и развить коммуникабельность, инициативность, способность переходить от ситуативного диалога к монологической речи.

Развитие устной речи связано непосредственно с развитием памяти, т.к. в процессе деятельности идет запоминание написания и значения многих слов. Основная задача - это запоминание и удержание в памяти, а затем своевременное извлечение клише и стереотипов, которые используются в ситуациях общения либо для развернутых ответов на занятиях.

С целью развития речи отрабатываю навык пересказа текста, со временем усложняя виды пересказа. Студенту предлагается инструкция «Подготовка к пересказу текста».

Важной составляющей работы является выразительное чтение, поэтому уделяю внимание интонированию в различных синтаксических конструкциях, темпу чтения. Обучающийся работает над текстом с использованием инструкции «Подготовка к выразительному чтению».

Для обогащения словаря и грамматического строя речи студентов использую следующие задания:

- карточки с разнообразными заданиями;

- «объясни разницу» – это работа с парами слов (синонимы, антонимы и т.п.), подбор пары по заданию;

- исправление деформированного текста;

- введение на уроке новых словарных слов с помощью шарады;

- упражнения на замену одних конструкций другими, выбор из данных конструкций наиболее подходящего варианта.

Также на уроках русского языка развиваю у студентов монологическую речь, используя следующие виды работ:

- «Опиши фотографию», опираясь на инструкцию «Алгоритм описания фотографии»;

- рассуждение по поставленному вопросу (инструкция «Алгоритм рассуждения»);

- повествование на основе жизненного опыта (инструкция «Алгоритм повествования»);

- защита докладов и рефератов;

-включение высказывания в текст.

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивает устную речь обучающихся, обогащает словарный запас. Кроме того, у студентов вырабатывается умение вести дискуссию, убеждать и доказывать, слушать собеседника. Культура речи играет важную роль в будущей профессиональной деятельности.



Литература.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002.

  3. Русский язык (в 2 частях). Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина МА. 10-11 кл. Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник», 2021 г.

  4. Русский язык. Чердаков Д.Н., Дунев А.И., Вербицкая Л.А. и другие; под общей редакцией академика РАО Вербицкой Л.А. 11 класс, «Просвещение», 2020 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!