СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа над этюдами в ДШИ".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для закрепления технических навыков в репертуаре ДШИ используют этюды.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа над этюдами в ДШИ".»

Работа над этюдами в ДШИ.


Для закрепления технических навыков в репертуаре ДШИ используют этюды. При игре этюда у ученика должно быть конкретное представление о задании в этюде. Изучать их надо как художественные произведения, добиваться хорошего звучания, фразировки, нюансировки, работы над аккомпанементом, удобной аппликатуры и т.д. Всё это вносит в работу над этюдами элементы интереса, живого мышления. Предлагая ученику учить тот или иной этюд педагог рассказывает о цели изучения, как о материале для развития какого-либо навыка, объясняет форму этюда, характер музыки, динамические оттенки.

В программу ДМШ входят этюды западных композиторов, русских и современных композиторов. Из этюдов западных композиторов для учащихся младших классов наиболее распространёнными являются этюды Лемуана опус 37, Лешгорна опус 65, Черни под редакцией Гермера и т.д. В старших классах - «Этюды» Крамера (1 и 2 тетрадь), Лешгорна (опус 136), Бертини (опус 29), Черни (опус 299 и 740). Этюды Крамера разнообразны по своим техническим и музыкальным задачам. Мы встречаемся в них не только с гаммообразной техникой, но и с фигурацией, требующей боковых движений.

«Этюды » Черни написаны к определённым техническим заданиям. Почти во всех этюдах Черни задачи одинаковые – гаммы, арпеджио, двойные ноты, ясность исполнения аккомпанемента, яркие динамические оттенки. Они являются прекрасными упражнениями для развития пальцев, готовят ученика к исполнению произведений классического стиля.

Рекомендуется широко использовать в работе с учащимися этюды русских и современных композиторов. Характерной чертой этих этюдов является сочетание художественных и технических задач, что даёт возможность, не отрывая ученика от музыкального образа, добиваться развития техники. В этюдах русских и современных композиторов есть музыкальное содержание, выразительная мелодия, из которой возникает техническое настроение этюда, что почти никогда не встречается в этюдах западных композиторов. Положительным моментом является и то, что они знакомят учеников с особенностями русской и современной школы и готовят учащихся к исполнению русских произведений.

Очень полезны в техническом отношении и интересны по музыке «Этюды» Гедике (много полифонии). Много интересных этюдов у Гольденвейзера, Кабалевского, Николаева. У Майкапара особенно полезным является этюдный материал «Прелюдия с токкатой» для двух нот, терций и секст.

В ДМШ лишь небольшое количество учащихся занимается октавными этюдами, так как без ущерба это возможно лишь при наличии большой руки ученика. Прелюдии Майкапара – прекрасная подготовка к октавной технике.

Прежде чем перейти к изучению этюдов в сексту, надо показать учащимся приёмы исполнения репетиционных секст. В начале играют 3-4 репетиционные сексты, затем постепенно увеличивают их число. Рука одним движением дает размах от предплечья, а потом лёгким вибрационным движением как бы извлекает репетиционные сексты из клавиатуры. Для закрепления этого навыка надо пройти лёгкий «Этюд» Майкапара (опус 14). Этюд построен на репетиции нескольких секст на чёрных и белых клавишах, лежащих на полтона ниже. Левая рука ведёт только мелодическую линию.

Для изучения в старших классах интересен и полезен «Этюд» Майкапара опус 31 C-dur, в котором трудность исполнения репетиционных секст значительно возрастает, так как левая рука исполняет их без перерыва, на одном дыхании. 7 тактов. Для укрепления крайних пальцев (1,5) в репетиционной и последовательно двигающейся сексте надо учить этюд отдельно каждым пальцем.

В этих этюдах есть и музыкальные задачи. Майкапар назвал эти «Этюды» - «Прелюдиями», поясняя в предисловии, что желает придать им музыкальное содержание, интерес, поэтому нельзя без внимания оставлять все словесные указания.

Систематичность в работе над развитием техники имеет решающее значение. Изучение этюдов, не подкреплённых навыками предыдущей работы приносит вред, так как после изучения случайных этюдов у учащихся остаётся поверхностный след. Нередки случаи, когда педагог вносит в план ученика этюды, намного превышающие его технические возможности. Такие этюды требуют длительного периода изучения и приводят к механическому преодолению технических трудностей. «Остерегайтесь произведений, которые настолько трудны, что вы не в состоянии играть их с абсолютной точностью, это приведёт к разрушению вашей техники и убьёт вашу радость» Гофман. Посильных задач и успешное их решение дают ученику внутреннее удовлетворение, вызывают у него стремление к более совершенному исполнению последующих задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!